Одному богу было известно, что нас связывало

"1"


Одному богу было известно что нас связывало с Витькой,он был старше ,года на три.Вредный,упрямый и жмот к тому же был.Способный был к учёбе,много знал и умел.Читать любил всякие умные журналы:про географию,биологию,астрологию.Без конца мы с ним обо всём об этом рассуждали,ведь я мало в чём ему уступал.Вот такая была дружба,немного странная и надо сказать,что и в будущем  она,аукнулась,вернее  уже в недавнем настоящем.
Дело в том,что мы долгие годы после школы, с ним не общались,не ходили друг к другу,не смотря на то ,что ведь он регулярно приезжал к родителям,а когда умер отец Прокофий Петрович,к одной уже матери.
Мне ёкнулось,почему то первому и стало стыдно за нас обоих,а затем заработала обратная связь и Витьке стало стыдно регулярно и он уже стал приходить сам,даже ,когда я не имел желания общаться ..и мне стало стыдно опять за себя...
В школе его недолюбливали за его тяжёлый ,порой мстительный характер,бывало и поколачивали,звали за упитанность, жирным..!
Мало того,мои родители  мать с отцом,ругали меня за то что я ходил к нему ради дружбы.Был даже за это бит нещадно ,но я всё равно ходил,вредныый был ,упрямый тоже.
Нам интересно было вдвоём,хоть ты тресни пополам и это, отложило свой отпечаток на всю нашу последующую жизнь-это точно.
Когда мы снова стали общаться после долгого перерыва,он всё долго присматривался ко мне,как бы узнавая по новому,а потом сказал:- Какие то мы с тобой мрачные и флегматичные,что ли,вообще не похожие на других.Он как то это сказал,будто у Юрия Антонова в песне,-смотрю в тебя как в зеркало с печальным отражением..
А в детстве он меня ,даже поколачивал,проходу не давая,когда я по пути в садик,а потом и в школу проходил мимо их дома(жили то на одной улице Ленина ,через два дома)так приходилось ,иной раз,, обходить стороной по другой улице Комсомольской
,где то и по снегу до пояса пробираться ,чтобы миновать Витькиного возмездия ,неведомо за что..!А он,Витька,нет ,да и выскочит как коршун из калитки,быстренько так поколачивал и отпускал дальше с миром.
Батя у него был ,довольно суровый мужик и работал мастером в лесу,всё время пропадая на работе.Бывало ,лихо матюгался по телефону с бестолковыми подчинёнными,знал огромное количество анекдотов,любил поддать, как следует, с Тихоном Ивановичем,шофёром Волги на которой он развозил начальство,это мужик  с вечно красным круглым лицом,грузный такой, ходил в перевалочку ,говорил на "Г"на хохляцкий манер,дружили они,что ли..
Мать,Вера Васильевна,была женщина огромноя,тяжёлая очень,говорила,как то на распев,не по северному, из Тулы была родом.


"2"

Витка бедный был от домашних трудов.как лето,он всё на городе;то грядки пропалывает,то парники поливает с огурцами,о ягоды собирает-смородину,там,малину и всё при деле ,да при деле - трудовое было воспитание ну ия ,конечно приобщался волей ,неволей,но он, угощал редко своей огородной продукцией:-Сорок один ,ем один.!И весь разговор..но я и не обижался,как то мне это было неважно,что ли,прощал ,как то...
Помню всё помогал ему по зиме перетаскивать наколотые берёзовые дрова   из не малых куч, около дома,за что меня ругали все кому не лень и обзывали батраком даже..!А всё равно помогал,мне было как то горько и обидно,но я назло всем из упрямства,продолжал помогать,переча общественному мнению.
Держали они корову,как сейчас помню,звали её Венерой и телёнок ,конечно был рядом всегда.Они гоняли её в стадо,но после,всё равно допасали ещё,часа два ,полтора,корова ,иной раз не наедалась за день,овода ,возможно доставали сильно.
Допасал её конечно, Витька,реже сама ,Вера Васильевна или Прокофий Петрович.Венера ходила по обочинам поселковых дорог,а мы где нибудь посиживали на каких нибудь брёвнах или камнях,рассуждали как всегда за жизнь ,за прочитанные книжки,интересно было..Не пустые лоботрясы, мы, с Витькой были,интеллектуальные..!Мы были детьми.,но не такими как все,поэтому и держались особняком,не то чтобы я ни с кем не общался из сверстников,а Витька то ,точно не общался,в школе -это,само собой ему приходилось.Я же,временами,как бы отходил от него,чтоы в волю набегаться,поиграть в войну в близлежащем нашем лесу,потом я опять возвращался к Витьке,правда он,воспринимал это мое отвлечение,как бв за предательство,но это же не так было..! Не получалась у него у Витьки дружба со всеми,почему то всегда находился повод для конфликта:то ягоды у них кто то начинал поворовывать под шумок,то Витька чего нибудь пожалел и не дал..НЕ получалось ему дружить со всеми,дружил,только со мной в основном.
Тянуло нас к общению,ни смотря ни на что.Что то такое мастерили,придумывали,мечтали о чём то,совсем несбыточном.Будку всё во дворе у них строили,долго она стояла без дела,потом Витин батя приказал её ликвидировать,а Витька построил на её месте курятник и я помнится,помогал ему в этом ,опять же,Гвозди прямил на куске рельсы,ещё чего то подсобное.



"3"


Вы
писывали ему журнал технический "Моделист-конструктор"...и всё мы читали его обсуждали,он же был с чертежами ,рисунками с описаниями конструкций различной техники..!Зародилась у нас идея сделать ,такой маленький автомобильчик,мотор типа от Дружбы пилы ,"Карт",так называемый ,тогда в городах то это всё входило в популяр ,клубы для детей создавались..Но мы то жили в глубокой перефирии,там оставалось, только, мечтать о таких полётах фантазии..!
Дома у них было интересно до своеобразия,жили  они,не то чтобы совсем неряшливо,а как то хаотично,как бы временно постоянно.Эти стулья на которые было понавешано всякой одежды до такой степени ,что буквально падали от малейшего прикосновения к ним..! Этот диван на котором чуть ли не вполовину было навалено в толстую мужских нечистых и пахучих штанов,рубах в клетку,бог знает чего только нет..!
Большой круглый стол под бархатной скатертью стол посреди комнаты и был весь заставлен флаконами с одеколонами с красными груше- распылителями,тогда это было очень модно,эти груши были ещё в таких сеточках ,почему то...)шкатулками и ...тоже еще чем то и чем то..! Это всё накапливалось годами и годами же оставалось неизменным.Какая то кругом была потрясающая захламлённость!
Висел на стене огромный материн портрет,Веры Васильевны в молодости,красивой женщины изображённой в каракулевой шапке и овчинном полушубке, с роскошным воротником. Он выполнен был в цвете с чёрнобелой фотографии ,фотография тоже красовалась рядом на комоде..Довольно прилично было скопировано и раз в пятнадцать увеличено...!Портрет ,как бы главенствовал над этим бытовым хаосоми и производил,какое то странное впечатление.У них постоянно стоял запах одеколона "Шипр",видно Прокоп Петрович любил им пользоваться после бритья и это ,как то сглаживало неприятные впечатления.
Ещё запомнилась огромная медвежья шкура перед родительской кроватью в спальне и запах машинного масла,потому, что в углу стоял шкафчик деревянный с охотничьими ружьями ,по моему с двумя ..или с тремя.Мы с Витькой зачастую ,вынимали их .смотрели,щёлкали, целились куда то,было же интересно и занимательно.!
Один раз, я ухватился балуясь, за ствол мелкашки,и Витька мотанул меня им так сильно ,что я улетел в угол и грохнулся.!Был старше меня посильнее и пожирнее..


"4"


Бывало привезёт,батя Витькин Прокофий Петрович,сено  на огромной грузовой машине ЗИЛ - 157,прибежит тут же сосед,такой Казаков,не по помню имени его,худощавый мужичок лет пятидесяти тогда уже,и они вместе и носят и носят сено на вилах,подымая высоко над головой на сеновал,чердак их дома.Сено это кругом под ногами,а мы заберёмся на него и топчемся,кувыркаемся,помогаем ,вроде..!!
Весь вечер,носят и носят,забивают им ещё отдельно стоящий от дома сруб под крышей.
А дров этих берёзовых, у них всегда пропасть была,где нибудь в конце зимы,под весну навезёт Прокофий  их машины две сразу отборных(ну сам же при деле был!)на зависть всей округе. Вынесет он свою допотопную списанную пилу Дружба, с бачком в виде колбаски ещё,(были в ходу уже посовременнее; и с другой рамой, и бачком в виде оптекаемой трапеции с тремя сторонами),заводилась старая пила хреново и глохла от перегрева, зачастую, и поэтому заводили её ,поджигая сеточку фильтра на карбюраторе..! И пилят и пилят ,тоже ,опилком запахнет в перемешку с выхлопом бензина.А мы тоже мечемся под ногами ,откидываем готовые чурки в кучи и было как то оглушительно празднично, от этого бензопиления..!
Витька и тот же Казаков, сосед,выхватывают чурочки крючком из под шинки буквально и я конечно же учавствовал во всех этих делах не мало:прийду весь в опилках домой,пропахший горелым бензином,опять матушка ругается,а мне всё нипочём..!
Витьке опять работа:колотьмдрова,возить дрова и окладывать надо,так и я тут же..!
Земля у них на огороде  возле дома,была отменно чёрная торфянистая ,много в неё навоза ложили к тому же.Картошка была у в основном у них, исключительно, белая. Мокрицей зарастала сплошняком до такой степени(от того же навоза) что приходилось перед копкой её выпалывать и собирать в кучи немалые,атак,невозможно было добраться до кустов,мешала она..!
А мы садили, в основном,красную,так называемую кормовую и ещё, и розовую, и сиреневую ,какие то хитрые сорта ,чтобы меньше болела и гнила.Красная была более неприхотливая и давала устойчивые урожаи, даже на нашей, в меру унавоженной землице на суглинках,хотя батя мой, Николай Анатольевич, иной раз, привозил и коровьего навоза, с Итк-9,с фермы ,попросту с девятки,как все у нас говаривали.


"5"


Зона у нас там была,исправительное учреждение для женского пола.Определённая польза от этого принудительно- исправительного сельского хозяйства ,была.Поля там огромные засевались овсом с горохом, той же картошкой,капустой,а горох ,мы пацаны,естественно, воровали в пору его созревания.
Нам особенно было раздольно по вёснам,когда снег начинал активно таять,мы по сточным канавам начинали спускать самодельные кораблики.У нас ,на Ленина вода под горку шуровала,будь здоров..!Местами под снегом,местами уже верхом.
Бежим,бывало, сломя голову по грязи и снегу за этими корабликами,а они где нибудь ещё и застрянут под снегом,вот и ждёшь его,потом начинаешь палкой снег рушить в этом  месте,пока не вымоет что нибудь..!
Весна,весна - солнышко..! Мы шалеем от него,про уроки и школу забывая,совсем...
Понаделаем разного деревянного оружия и в лес близлежащий,партизанить..!Благо был он рядом,буквально за нашим огородом. А снега ещё в лесу местами по колена  и выше,а он сырой к тому же,в сапогах снег,сами как черти тоже..,воюем ,стало быть..!Часто играли ещё в шпионов- пограничников.Одни убегают ,другие преследуют и без конца это..! Потом начинаем ползать по ёлкам:руки в смоле,,морды расцарапаны ну просто кайф сплошной,забираешься на самую верхотуру,далеко кругом видать и не особо страшно,из за веток земли не видно,чего бояться..!
По соседству с витькиным домом, жил вреднейший дед ,Тит Иванович,фамилию на помню; всё Тит да Тит..!Была жена у него ,Валентина ,а детей не было. Держали множество коз и трёх четырёх ,вечно лающих псов,наверное от своей постоянной цепной жизни. Запомнился он мне ,своей постоянной седой небритостью,ходил всегда в каких то опорках,типа галош в шерстяных носках и заправленных в них полосатых брючишках на старчески хилом заду.На голове неопределённой формы кепчёнка,на плечах затрапезная желетка ещё бывала.Взгляд колючий с большой ехидцою к людям.Вреден был до въедливости..! Как то мне пришлось от него немало отбрыкиваться словесно,за какие то витькины пригрешения,связанные с соседскими курами и цыплятами..Что то там, видимо, было ,на без дыма по огню..!Но я ни чего не знал на тот момент и конечно же, вовсю оправдывался и оправдывал и даже клялся ,каким  то "святым  истиным крестом",читал в то время Катаева ,"Белеет парус одинокий" Он мне отвечал: - Не ты, не я в него не верим,- мол, знаю я вас шельмецов..!Это, он, к нам прямо домой приходил,но родителей не было дома,что ли ..так что мы с ним с глазу на глаз поговорили,хотя и очень громко..!


"6"


Я конечно,был более разносторонним и как было сказано, дружил и с другими пацанами,часто ходил к Грязнухиным,дружили с Колькой ,старшим из   их детей
,ещё две сестры Людка да Надька,батя ,дядя Валя ,по молодости работал в милиции,потом ушёл на пенсию,лет в сорок,и ещё работал на заводе в варочном,выробатывая вредность,так называемую,тоже был вологодским ,как и мой отец.Мать,тётя Лида,работала как помнится,продавцом в продовольственном магазине,теперешней Заре,ныне уже сгоревшем,держали тоже корову, без нее выживать было трудновато таким семьям.
- Жалею больше всех Кольку,-говаривал дядя Валя в подвипившем состоянии,наверное,потому ,что единственным сыном был.Жили они просто ,как и все тогда,но они ,пожалуй ещё и попроще других.У нас, у тётушек,было как то поуютнее ,что ли ,половички там коврички,зановесочки,а они как то не стремились к этому,наверное, не до этого было, и меня всегда удивляли их простые ,крашеные полы,ни когда ни чем не прикрытые,проще всё было в обиходе.
Мы бывало,играли у них во всякие игры,домино(белое ,почему то.!)  в биллиард с маленькими стальными шариками,ещё во что то интересное. Помнится ,что все свои мальчишеские игры прятал Колька в в свой особый шкафчик,запирая его на ключик ,а ключик носил на ниточке и на шее..Дядя Валя всё подкалывал его этой чудоковатостью...!
Мы много у них времени проводили,до того много ,что Дядя Валя начинал ругаться,до того мы у них вытаптывали огород:- Ну ка прочь,пошли,то после вас тут не пропахать будет..!Это хорошо запомнилось.
Вспоминается ещё семья с фамилией Радинас,жили они через дорогу С Грязнухиными по Восточной в финском домике на две семьи. Иван Радинас,литовец по национальности,огромный дядя,вечно пяный,закатывающий скандалы с руганью на всю округу,жена его Валя Радинини,по литовскому обычаю называемая,с синяками,визжащая и кричащая.Витька,сын их,явно страдающий от этой семейной жизни,потому матюгливый,непослушный и вредный, до безразличия к матери.Когда Иван ,редко трезвый, начинал Звать Витьку домой,мы пацаны похохатывали и дразнили :- Виця,бистра иди дамой..!Сашка Синицкий всё передразнивал его и я тоже..!


"7"


Сашка Синицкий был старше нас лет на семь, восемь,большой, такой, и огненнно рыжий парень- замечательный парень,начитанный балагур.Помню как мы мелкота,заслушивались его пересказами ,каких то приключенческих романов или ,просто ,событий из его уже взрослой,как нам тогда казалось,жизни  Он был добрый малый,хотя и густо пересыпал свои изложения и матом и непристойностями,,но это было так легко и непринуждённо,что мы это не ощущали слишком всерьёз.
Он был очень мастеровым парнем : что то там всё выпиливал и выстрагивал,наподобие весла к лодке,всё время мастерил нам деревянные пистоли,и всё при этом, вкусно смаковал словами названий, типа:- Смит и Вессон,Смит и Вессон и было понятно, что толк он знает в оружейных делах..!
Глядя на него ,мы и сами мастерили ,что наподобие,хотя и похуже.Проще всего было слепить из реек немецкий автомат,правда, не всегда идеально получалось прибить гвоздями ручку с магазином под патроны.Гвозди всё время наровили вылезти куда то в бок..! 
Помню пошла у нас мода на маузеры,насмотрелись фильмов про гражданскую войну с комиссарами в кожанках,неуловимых мстителей,конечно же,пистолет так ловко смотрелся в руке и главное,это дырка по палец и широченный ,такой ,в передке.
К этому делу подключались уже и отцы и дядья,старшие братья,только они владели этими стамесками и коловоротами с ручными дрелями..!Батя, мне, как то авторитетно заявил:- Ты учти,Геня,дырка должна быть круглой под палец, а не квадратной как у тебя..!А мне недавно Дядя Витя,отцов брат родной, вырубил дырку стамеской и так ловко её подправил перочинным ножиком.
Ну, дело деревянное,зачастую это деревянное оружие ломалось от активного применения:отламывались рукояти и приходилось как то их ремонтировать..но чаще делать по новой; самим  или упрашивать старших.
У Кольки Грязнухина ,была настоящая кожаная кабура ,как я сейчас понимаю,наверное, от ТТ ..он носил её на старом батином милицейском ремне с гербом советского союза на пряжке.Пистолет был деревянным и выкрашен зелёной краской,ох он и гордился этим кожаным достоянием..!Мы, все ему дико завидовали и мечтали" достать" себе подобную штуковину."Достать"это слово было из разряда ,каких то малосвершаемых пожеланий,волшебным, оно, для нас пацанов,было...!


"8"


Мне тоже,Сашка Синицкий,пару таких пистолей выпилил и выстругал,как сейчас помню я этот процесс производства: взят был чурбачок коротенький из дров и отколота топориком аккуратная досочки и вот из ней, было всё искуссно произведено..!
А потом я и сам за это дело принялся и достиг некоторых успехов и приспособился делать их на заказ Тольке Степанову ,однокласснику,а он мне поставлял стерженьки пасты для шариковой ручки,они у нас только начали появляться.
Сделаю пистоль ,а он мне ,глядишь приносит одну штучку,так раза три,наверное делал .Стержни тогда были латунными ,с таким ободочком упором под пружинку,вот он у меня и не полез в ручку.Я думаю: - Подпилю ка я это колечко напильничком,может и влезет тогда..и подпилил,а стерженёк то пополам и развалился..!Обидно было,ведь даже не попопользовался..!
А ещё помню жили по Ленина,такие Демушевы,вологодские сами.Дети у них были сбольшой разницей в возрасте,наверное,летв десять,дочка старшая и ещё сопливенький сынок Серёжка.Батя у них ,был, такой скандальный тип,лысый в очках- рыжак мы его звали за глаза ,конечно.Он на нас всё время наезжал,напацанов,матушка ,тоже мало в чём уступала мужу,а Серёгавсё время к нам лип к нам с Витькой и был плаксой и ябедникоми пахлоот него всю дорогу писаниной,мочился поди, в постель,мучался недержанием ,скорее  всего, парень.Рыжеватенький ,такой,тоже в крапинку ,как и папаша его.
В этомже доме жили ещё Ватаманы,мать с сыном Витькой,он был мне ровесником,заикался так, своеобразно,тоже,бывало с нами водился..
Сидим,бывало,в нашей самодельной будке,дождь проливной с грозою,а мы ,вспоминаем на перебой фильм "Обыкновенный фашизм",где показывали голых женщин в концлагерях..Это запомнилось и как Витька Ватаман, вожделенно вспоминал про эту такую жестокую эротику войны..
А у нас ещё были соседи Коряпины; дядя Лёня- бульдозерист,тётя Зоя,жена его и две их дочери Нина,старшая и Светка младшая, и очень вредная девка..Дядя Лёня по пьяни бывал крут , фронтовик артиллерист,Тётя Зоя по хозяйству обычно шуровала всё в одиночку за всех,на картошке ,кроме неё никогда ни кого не было видно.всё сама; и посадит и окучит,и выкопает.Про Лёню говаривала :- Я его для ночи берегу..! Жилиста и вынослива была ,чисто по мужски  с неистовой силою..руки у ней наработаны были до бугров..!


"9"


Очень любила младшую Светку,особо вредную особу.Я испытал эту благодать на себе,когда она бежала за мной в одних шерстяных носках по улице Ленина и поймала ведь...!Крепко вцепившись в меня с ногтями,напугала до смерти.А виновата была Светка,именно она первая начала меня лупить хозяйственной сумкой в отместку за что-то,не помню уже и за что,скорее всего за язык....!
Тётя Настя Ильина,тётушка моя ,живая через дорогу ,видимо слышала и видела происшедшие события,потом  ругалась с Тётёй Зоей,вступаясь за племянника,то есть за меня.
Крута была тётя Зоя,до безумия,обматерить могла кого угодно ,без ущерба для здоровья,Бывало и домой к нам прибегала скандалить и батя наш неуступчиво,тоже её материл,тоже за меня заступался,осуждая Зойку за "открытое хайло"
Но,как ни странно вражда эта,на долго не затягивалась и тётя Зоя,как ни в чём нибывало,немного погодя,начинала миролюбиво общаться со всеми - отходчива была она,как и вспыльчива...!
Дядя Лёня,почти всю жизнь отработал на бульдозере,бывало зимой как бренчат стёкла,так и знай это дядя Лёня едт на своём железном коне ,дорогу чистит от снегов.Это значит,хватай лопату и беги прокапывать проход вснеговом бруствере,а то не выбраться будет на дорогу.И все соседи как по команде выбирались на чистку.
Были соседи у нас ещё Некрасовы,семья довольно приличная;двое парней Сашка и Толька и сестра Нина.Старшим был Саша,серьёзный и деловитый ,и мастеровитый,младший Толик ,тот похулиганистее и менее старателен во всём,Нина была довольно скромна и не заметна.
Дядя Витя, отец,был глуховат и странноват,говорил невнятно   и картаво ,от контузии,что ли фронтовой.
Тётя Настя матушка их ,низенькая полноватая женщина;добрая,работящяя,говорила часто при общении с соседями слово "сейгод",то есть ,в этот год.
Сашка,всё время сооружал какие то авиамодели,змеи и прочее что то резиномоторное..Мы бывали у них, иногда ,так везде эта у них была стружка клеи,нитки,рейки.. Соорудил ,помню как то подводную лодку с свинцовым грузом для подводного положения и она у него бегала в пруду за домом...!
Удивительно изобретателен был Саша Некрасов,придумчив,Толька ,младший, был хулиганист,курил и так и вышло; Сашка стал отличным семьянином ,а Толя стал обыкновенным пьющим мужиком с неважной семейной жизнью.


"10"


По моему они все В Питере обосновались,Нина тоже.Они постарше нас были лет на восем,десять в соседнем поколении ребят,которые родились сразу после войны.
А через дорогу с Некрасовыми жили ещё Зайцевы;дядя Витя и тётя Люся и ещё бабушка,чья из них матушка.Были Зайцевы бездетными ,тётя Люся всю жизнь проработала хирургической сестрой,дядя Витя,смешной такой с виду мужичок,в стройотделе нашего целлюлозного завода,мастером ,что ли.
Потом случилась с ним беда,разбил паралич,так тётя Люся выходила его ион ещё пожил сколько то лет.Всю жизнь держали они тоже коз,овец,гусей с курами,мимо ,бывало их дома не пройдёшь,гуси нас   атаковать и ущипнуть наровили..!
Потом ещё жили рядом с ними Фофановы;хозяин длинный худой с седеющей головой Филимон,по моему,ходил не спеша в развалочку в милицейских галифе и синий молиционеровой рубашонке по теплу летнему, жена, женщина в очках с голосом дребезжащим и тонким.Филимон потом погиб трагически ,году в семидесятом,что ли после моего уже отца,возил он он с нанятым шофёром, шифер для дома,перекрыть
хотел крышу ,были они изрядно выпимши и когда, он, уже около дома вышел,показать водителю, куда встать,он его не заметил, по хорошему, здавая назад,тот упал и угодил по колёсо грузовика.Занесли, только домой ,тут и помер.
Мать Бывало рассказывала ,что они этого Фофанова нанимаали как плотника,когда строили наш дом; и что не мало пиломатериалов, и прочего добра, перекочевало к нему.Мы, говорит,прийдём посмотреть как дело идёт ,а у нас в доме всё кусками да лафтаками по стенам сухая изоплита прибита..Наказал ,видать Бог его ,он же шельму метит...!А ,что сказать ,отцу всё не когда было, всё в командировках на экскаваторе работал по лагпунктам,было некогда,дай бог в выходной вырваться ,да глянуть на домишко.Всё было на веру,а оно видишь как бывало..!
А соседями у них были Харченко,чисто женская семья;мать,бабушка,прабабушка,что ли,а рёбёнком у них была девушка, уже тогда, Жанна.Ни каких мужиков на моей памяти у них не бывало,тоже как и все, держали скот;овец, коз и прочую птицу,как то с этим справляясь самостоятельно.
Бегали мы играть ещё на Партизанскую,там между домом Пироговых и Курдяевых ,был такой пятачок ,хорошо натоптанный ,и там, собиралась детвора со всей близлежащей округи .Играли в волейбол, во что то ещё,  очень популярное на то время,"в картошку"- допоздна  ,до звона комаров, летом там хлопались в мяч...


"11"


Рядом ещё Лизуновы жили,большая семья ,шестеро детей;Таня,Виктор,потом двойняшки Людмила ,Володя,затем Ольга и последняя Елена.Батя у них был Пётр Адамович,его звали, прозывали"поняите"из за любви к этому присловью(понимаете ли)Он был отличным плотником всю жизнь,потом по профсоюзной линии.Он был по национальности фином,видимо обрусевшим и во втором поколении.
Бывало начнёт делать сруб,складывая перед домом,залюбуешься,до того дотошно всё у него было,по линейке с карандашиком,ни когда я не видел больше такого и ни у кого..!
Держали корову,естественно,,как он говаривал,-девять годов,-видимо, пока подрастали дети.Запомнился их мотоцикл,старый Ижак,был до сих пор живой ещё,Володя ездит на нём изредка ,но содержит в порядке,и у него ,только он ,около полувека. Пётр Адамович пользовался им ,исключительно, по делу(сенокос,рыбалка и т.д.)Так, запросто в посёлке, я его, едущим на нём,не припомню.На много позднее у них появился Запорожец,краповый такой,уже после смерти отцаа,Володя помню, ремонтировал его у нас в электроцехе,удобно там у нас было и тельфер,главное,под руками.Он, помню, снимал для ремонта движок,а это у данного авто, не так просто..! Надо было ,как бы ,одевать корпус сверху на него,на двигатель,  а снимать уже,наоборот.Отбалчивали,подвешивали тельфером...Короче говоря,та ещё задача,я тут слегка ему помогал ,нажимая на кнопки тельфера,а он уж там, сам, ловил болтами отверстия  крепежей..!
Рядом с ними жила семья Пироговвых;Галя,нина потом попоздней родилась Наталья.Они жили,помню вместе с родителями Дяди Коли ,отца сестёр Пироговых.Бабушка Филиповна,часто бывала у нас в гостях у моей бабушки ,Екатерины Петровны,когда она жила у нас,а так, она, у всех дочерей живала по переменно,општопывала и объвязывая носками и варежками нас ,внуков.которых набиралось пятеро,на то время уже.Филиповна жила с мужем Филимоном,по моему, его так звали,такоой очень седой бородатый в очках и степенный.
Дядя Коля,хозяин дома работал на железной дороге машинистом.паравоза,тгда они еще ходилиу нас в 60е годы.Бываловсё ходил с работы и на работу, коротким путём, через  поле на окраине посёлка.Замазученный и суровый с маслёнкой в руке,иной раз. Про маму их, как то плохо помню,помню, что энергична была и характерна.



 


Рецензии