Сидели дамы на скамье...

     Две дамы почтенного возраста встретились во дворе дома, в котором жили с самого заселения, без малого сорок пять лет. Дом был ведомственный, а в те самые молодые годы мужья Людмилы Николаевны и Елены Андреевны работали в одном предприятии, и квартиры получили одновременно.

     – Присядем, Милочка? – предложила Елена Андреевна.

     – Присядем, Андреевна! – согласилась Людмила Николаевна. Достав из сумочки пакет, она расстелила его на скамье у  своего подъезда и аккуратно присела, поправив подол современной норковой шубки. Елена Андреевна, подхватив полы длинной, видавшей виды и протёртой во многих местах каракулевой шубы, удобно устроилась рядом.

     Жили дамы в разных подъездах, но так как были знакомы много лет,  случайно встретившись, всегда с удовольствием общались, рассказывая друг другу об общих знакомых, о детях и внуках, или обсуждали разные новости.

     – Смотрю, шубка у тебя новая, - с завистью оглядывая соседку, сказала Елена Андреевна. – Сын, наверное, подарил?

     – Нет, Андреевна, не сын, сама купила! Иду на днях мимо Дворца культуры, а там меховая ярмарка. Дай, думаю, зайду, полюбуюсь красотой. Зашла, гуляю между рядов, а тут ко мне паренёк пристал – померьте, да примерьте. Подумала, что за примерку денег не возьмут, надела. Смотрюсь в зеркало мечтательно, норковой то у меня никогда не было. А он другую, третью приносит. Вот я третью как надела, так и снимать не захотелось. А он мне про кредиты, про рассрочки. Я говорю, что пенсионерка, кто же мне кредит даст, а он говорит, что дадут! Ну я и оформила, и в шубке домой пошла! А сыну говорить не стану, а то ведь ругать будет, что не попросила денег на шубу, а зачем мне его напрягать, пусть лучше внучке обновки купит, а я с пенсии потихоньку выплачу. Он ведь и так мне регулярно денежек подкидывает. Так что я не жалуюсь, мне на всё хватает.
 
     Людмила Николаевна пять лет назад овдовела и жила одна. Её сын, отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, там и решил остаться. Женился, дочь родилась. К родителям раз в несколько лет приезжали, но чаще по заграничным путёвкам ездили. Иногда и Людмила Николаевна с мужем к ним летали.
 
     – А от моих детей не дождёшься подарков!Только деньги в конвертах приносят! Уже не знаю, куда их складывать! – недовольно сказала Елена Андреевна.
    
     – Андреевна, да вам ли на детей обижаться! – всплеснула руками Людмила Николаевна. Такие посты высокие в городе занимают, в таких хоромах живут, а машины, ну словно вагоны, да вам за них только радоваться!

     – А что мне радоваться! Всё им некогда, ни придут, ни поговорят, что дети, что внуки, до меня им дела нет!
 
     – Андреевна, а путёвки в санатории? Это ли не подарки! И проводят, и встретят! А продукты сумками? И лекарства вам, какие надо, достанут! А деньги, так вот на них и покупали бы себе, что захотелось!

     – А мне надо, чтоб с утра приходили, а вечером уходили, готовили, стирали, убирали! Кроме субботы!
 
     – Андреевна, а что в субботу? – с улыбкой спросила Людмила Николаевна, хотя знала о чём сейчас пойдёт речь.

     – Ну как же, Милочка?! По субботам ко мне мой полюбовник Гришка приходит! Сама знаешь, какая у меня с ним любовь! Уж сколько лет! – с гордостью сказала восьмидесятилетняя Елена Андреевна. – Ему тогда и сорока не было, а мне шестьдесят исполнилось! И я по путёвке от профсоюза на курорт поехала, вот с Гришкой там  всё у нас и закрутилось! Мы же в одном предприятии работали, я в кадрах, а он главным механиком. А вернувшись домой, так своему Ваське и сказала, чтобы уходил! Квартира от его матери пустая стояла, он безропотно и ушёл.

     Людмила Николаевна много раз слышала эту историю, но каждый раз ей было интересно наблюдать с каким удовольствием и восторгом рассказывает её Елена Андреевна.

     – А теперь вот ему шестьдесят исполняется! Он же на десять лет тебя моложе! Всю голову сломала, не знаю, что подарить! Абы что не подаришь, Лидка его увидит. Я ведь ему и носки, и рубашки, и одеколоны дарила, так признался как-то, что в гараже всё хранит, домой не носит.
 
     – Понятное дело, зачем ему дома скандалы, - вздохнув, сказала Людмила Николаевна.

     – Милочка, тебе тоже хахаля пора завести! Сколько лет уже вдовствуешь, а всё одна! – строго сказала Елена Андреевна.

     – Да зачем он мне, Андреевна? – с улыбкой спросила Людмила Николаевна и тут же вспомнила, как год назад ездила к детям. Проводив с утра всех на работу, она отправлялась гулять в ближайший сквер. Вот там, у фонтана, к ней однажды и подошёл седовласый мужчина с выправкой военного. Познакомились, и прогулки их стали ежедневными. Николай Петрович тоже оказался вдовцом и ухаживал красиво. Дарил цветы, водил в кино и в маленьких уютных кофейнях угощал кофе. Людмила Николаевна готовилась к отъезду, а Николай Петрович уговаривал остаться с ним, или был готов на переезд к ней. Людмилу Николаевну такая перспектива испугала, потому что она и представить не могла, чтобы в её уютной квартире поселился посторонний, совсем чужой мужчина. А жить самой в чужой квартире, где совсем недавно хозяйкой была другая женщина, даже не помышляла.

     Сын тоже предлагал Людмиле Николаевне перебраться поближе к ним, но она, прожив всю жизнь в одном месте, сославшись на климат и возраст, отказалась.
 
     – Как зачем? Для здоровья! – бодро ответила Елена Андреевна. – Придёт, покувыркаемся в постельке и живу до следующей субботы! – весело сказала она. А Людмила Николаевна, искоса осмотрев фигуру соседки, которая «и коня на скаку остановит», и её ноги сорок третьего размера в стоптанных сапогах, постаралась представить их любовную сцену с тщедушным Гришкой.
 
     – Андреевна, а гостинцы с подарками он вам хоть приносит? – поинтересовалась Людмила Николаевна.

     – Вот, Милочка, чего нет, того нет. Бутылку водки приносит, я яйца отварю, выпьем, закусим, веник его кипятком в тазу запарю и предлагаю ему отдохнуть, ну, и сама понимаешь, чем занимаемся. Потом помоется, на трусах своих мокрыми ногами потопчется, полотенцем оботрётся, веник стряхнёт, да и возвращается домой, будто из бани.

     – Значит, он к вам вместо бани ходит?

     – Ну да, а как же он из дома в субботу уйдёт, только в баню!

     – Понятно. Значит, вот такие у вас оздоровительные процедуры! – с иронией сказала Людмила Николаевна. – А я для здоровья высыпаюсь, по утрам зарядку делаю, витамины пью, гуляю и с Танечкой, бывшей соседкой, моей молодой подружкой дружу!

     – Да на кой тебе эта Танька – проститутка! – воскликнула Елена Андреевна.

     – Андреевна, да что же вы такое говорите! – возмущённо воскликнула Людмила Николаевна. - Танечка – умница! А что кавалеров у неё много было, так не мудрено, у такой-то красавицы! Но она девушка порядочная, ведь всё на моих глазах происходило. Кто себя вёл непотребно, сразу отворот-поворот давала! А как уж за Серёжу замуж вышла, Славика родила, я на них наглядеться не могла, какая семья замечательная! Славик уже в институте учится, а меня так и зовёт бабулей с самого детства.

     – Вот ещё не хватало! И зачем ты чужому парню позволяешь себя бабулей называть!

     – А кто я? У них своих бабушек-дедушек не было, а я, бывало, Славика и из детского сада забирала, и со школы встречала, когда родители на работе были. Вот он и привык ко мне, а я к ним, они мне, как дети. Свои-то далеко, да и с невесткой у меня не сложились отношения, а Танечка мне вместо дочки. Я когда в больнице лежала, так они с Серёжей ко мне через день ездили, и продукты, и лекарства возили. Я им очень благодарна, может, и к сыну не уезжаю, потому что с ними расставаться не хочу!Когда мужа похоронила, они меня так поддерживали, жаль, что в новую квартиру переехали, но Танечка теперь в гости ко мне регулярно приходит, мы с ней посиделки устраиваем! Она всегда сумку гостинцев принесёт, мы с ней пообщаемся, повспоминаем и приятные, и грустные моменты, и поплачем, и посмеёмся, и музыку послушаем. Да я после такого общения только молодею, Андреевна!

     – Ну не знаю, - недовольно произнесла Елена Андреевна. – Никогда она мне не нравилась.

     – Ох, Андреевна, признайтесь, вы просто завидовали её молодости и красоте! Так мы тоже молодыми были, вспомните свою молодость, и своих кавалеров!
 
     – Да что там вспоминать, - недовольно сказала Елена Андреевна. – Я такая дылда была, что все парни от меня шарахались. Ваську-то сама на себе женила. Пьяного затащила в постель, да забеременела, вот и вся любовь! А отрывалась я на курортах! В путёвках для меня дефицита не было, вот в каждый отпуск и отдыхала на всю катушку, как в последний раз! Ну а уж когда с Гришкой закрутили, так с тех пор только его одного и люблю. Раньше столы ему накрывала, а теперь вот поскромнее, у него время-то ограничено.

     Людмила Николаевна слушала соседку и вспоминала, какие столы та накрывала в молодые годы, когда на праздники собирались большие компании из числа коллег, соседей, друзей, и все приходили со своими закусками. Людмила Николаевна всегда пекла пирожки и приносила их на большом блюде, которое занимало центральную часть стола. Елена Андреевна выставляла только шпроты и варёные яйца. Так что пирожки Людмилы Николаевны исчезали со стола в первую очередь.
 
     – Пойдёмте, Андреевна, что-то я озябла, поднимаясь и складывая пакет, сказала Людмила Николаевна.

     – Да, Милочка, пойдём, а то мне пора обедать и таблетки принимать. И буду думать, что Гришке купить.

     Дамы разошлись в разные стороны. И вдруг, Людмиле Николаевне пришла в голову мысль!

     – Андреевна! – крикнула она, обернувшись. Елена Андреевна остановилась и с вопросом взглянула на соседку. – А вы ему веник подарите!- предложила Людмила Николаевна.

     – Веник? – спросила Елена Андреевна. – А что, действительно! Куплю ему новый веник! Спасибо, Милочка!

     Людмила Николаевна помахала Елене Андреевне и пошла от своего подъезда в сторону проспекта.

     «Пойду куплю шампанское, приглашу в ближайшую пятницу Танечку, напеку пирожков, сделаю салатик, рыбки пожарю. Посидим, поговорим о том, о сём и Стасика Михайлова с Вадиком Козаченко послушаем!» - с улыбкой подумала она и лёгкой походкой продолжила свой путь.

Иллюстрация из интернета.
 
 


Рецензии
Таня, Вы просто сфотографировали этих старушек!
Я в таком же возрасте, и до того понимаю их! И про детей,
и про то, что одной надо мужика,а другой на дух не
надо (мне мужики вообще в мыслях не появляются). Сейчас вот трясусь от страха хоть кто-нибудь обратит внимание на книгу, которая выставлена на ЛитРес и отправлена
в топ-магазины?. Стыдно будет,если останутся в сиротстве, как писала М.Цветаева
"Мои стихи пылятся под прилавком...". Правда, дальше оптимистические строки
следуют.Но то Цветаева...

С искренним уважением

Анна Куликова-Адонкина   03.10.2023 19:50     Заявить о нарушении
Дорогая Анна, мне очень приятно Ваше восприятие моих героинь.
И от всей души желаю, чтобы все Ваши волнения оказались напрасными! Так что оптимизма Вам и радостных будней!
С теплом,

Татьяна Микулич   19.10.2023 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.