Его подвигом восхищалась вся страна

Раньше, не было в стране человека, который не знал бы имени Виктора Талалихина. Сейчас, к сожалению, имена многих героев Великой Отечественной войны стали забываться. А чем же прославился Талалихин? Давайте вспомним.

В тихую лунную ночь с 6 на 7 августа 1941 года около 80 вражеских бомбардировщиков произвели очередной налет на Москву. А на следующий день Совинформбюро передало необычное, взволновавшее всех, сообщение о событиях этой ночи: «…Сбито шесть немецких самолетов. Наши потери – один самолет. Летчик, таранивший своим самолетом бомбардировщик противника, спасся на парашюте».

Этим летчиком был симпатичный молодой 23-летний парень с редкой фамилией Талалихин, которая, как-то сразу всем запомнилась. Было у летчика и шутливое прозвище «Малыш», потому что его рост был явно не богатырским и составлял всего 156 см.

Тем не менее, среди своих однополчан, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Виктор Талалихин заслуженно считался опытным летчиком. Он хорошо пилотировал, мог произвести точный расчет и посадить строптивый «ишачок» с переворота. Однажды, ему даже поручили испытательный полет по доводке новой модификации авиамотора, который он, по условиям эксперимента, заклинивал в воздухе.

Отличный воздушный боец, Талалихин принимал участие в советско-финляндской войне. С декабря 1939 года сражаясь в составе 68-го истребительного авиаполка, а с января по март 1939 года в рядах 152-го авиаполка, он на истребителе И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, за что был награжден орденом Красной Звезды.

Участвуя в Великой Отечественной войне с первых дней, он успел отличиться и в боях под Москвой. С конца июля Талалихин, фактически, руководил эскадрильей, вместо выбывшего из строя капитана В. В. Гугашина. А в ночь с 5 на 6 августа он одержал свою первую воздушную победу, сбив немецкий Юнкерс-88, попавший в лучи прожекторов.      

Так же решительно и умело действовал Талалихин и в ночь своего незабываемого подвига. Командир полка майор М. И. Королев передал с командного пункта приказ: «В квадрате 82, на высоте 4.000 метров самолеты противника. Запуск, взлет»». Услышав этот приказ, Талалихин на своем И-16, ровно в 22 часа 55 минут, вылетел с аэродрома Дубровицы на перехват вражеских самолетов.

Вскоре, недалеко от Подольска, на высоте 4.500 метров, он заметил Хейнкель-111 и, зайдя для атаки со стороны луны, завязал с ним бой. Уже во второй атаке ему удалось попасть в правый мотор бомбардировщика.

Немецкий пилот вынужден был со снижением повернуть на обратный курс, но бомб не сбросил, видимо, намереваясь разбомбить запасную цель. Нельзя было упускать такого опасного и упорного врага, но тут, - какая досада, после шестой атаки у Талалихина закончились патроны.

Подбитый «хейнкель» уходил, поэтому Виктор Талалихин решил таранить его, о чем сообщил на свой аэродром: «Я – «Звезда». Боеприпасы кончились. Иду на таран!».

На высоте 2.500 метров он, увеличив скорость, решительно пошел на сближение, стремясь подойти к противнику снизу. Его встретил огнем стрелок из нижней кабины «хейнкеля». Немец в упор ведет огонь по советскому истребителю. Одна из его очередей полоснула по «ишачку» и ранила Талалихина в правую руку.

Однако это не остановило советского летчика. Зажав коленями ручку управления, Талалихин левой рукой передвинул сектор газа вперед до упора. Ещё несколько секунд – и наш истребитель врезается в стабилизатор вражеского бомбардировщика. Сильный удар!

Потерявший управление истребитель перевернулся на спину и, раненому летчику ничего не оставалось, как выброситься  из кабины и доверить свою жизнь парашюту. Чтобы его не накрыл падающий истребитель, Талалихин сделал затяжку на 800-900 метров и раскрыл парашют лишь тогда, когда его «ишачок» с гулом пролетел мимо него. Повиснув на парашюте, летчик огляделся и увидел горящий бомбардировщик врага, который падал.

Опустился Талалихин в заросли небольшой речки Северки. Сняв парашют, он первым делом глянул на циферблат своих часов. Оказалось, что при ударе в небе они остановились. Стрелки показывали 23 часа 28 минут.

На плеск воды, из ближайшего деревенского дома прибежали местный житель Егор Иванович Илларионов и колхозный сторож. Увидев людей, Талалихин закричал: «Свой я, свой!». Ему помогли выбраться из воды, привели в хату. Хозяйка, Марфа Ивановна Илларионова перебинтовала раненого, высушила документы и одежду.

Летчику сказали, что он приземлился на окраине деревни Мансурово, находящейся в 35 километрах от Подольска. Чуть отдохнув, Талалихин стал торопливо собираться в дорогу. Утром он уже был в своем полку, где ему устроили торжественную встречу. Затем, вместе с командиром полка и друзьями по эскадрилье, он побывал на месте падения немецкого бомбардировщика.

Хе-111, так и не успев сбросить бомбы, разбился на опушке леса в 500 метрах от аэродрома Степыхино. Всего четыре месяца прослужил он в Люфтваффе – по заводской марке было установлено, что бомбардировщик был выпущен фирмой «Хейнкель» в марте 1941 года. На его вооружении были шесть спаренных и один крупнокалиберный пулемет.

Среди обломков самолета и невзорвавшихся бомб валялись трупы четырех членов экипажа. Разбились насмерть штурманы лейтенанты Йозеф Ташнер и Ганс-Йоахим Гётц (вероятно, второй штурман проходил стажировку и совершал ознакомительный полет), радист унтер-офицер Ганс Франке, механик фельдфебель Готфрид Пуршке. На мундире одного из этих летчиков были видны награды – два Железных креста и знак «За Нарвик». Этот экипаж входил в состав 3-й группы 26-й бомбардировочной эскадры «Львиная», специально переброшенной из Франции на Восточный фронт для бомбежек Москвы.

А вот пятый член экипажа, 28-летний пилот фельдфебель Рудольф Шик, уцелел. Он успел выпрыгнуть с парашютом из падающего самолета и смог благополучно приземлиться, после чего направился к линии фронта. Удивительно, однако, за 20 дней скитаний в глубоком русском тылу немцу удалось преодолеть не менее 300 км. Его задержали красноармейцы лишь 27 августа, фактически, уже при переходе линии фронта в районе деревни Марьино Ельнинского района Смоленской области на участке 19-й стрелковой дивизии 24-й армии. И всё-таки, пережить войну Шику не довелось – 3 ноября 1942 года он умер от туберкулеза легких в лагере военнопленных № 95 в городе Кыштым Челябинской области. 

Мужество и бесстрашие советского летчика принесло ему широчайшую известность, он стал, без преувеличения, всеобщим народным любимцем. Родина высоко оценила подвиг Талалихина: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре, летчики-истребители ПВО Москвы прочитали в газетах обращение к ним Виктора Талалихина, в котором он, в частности, писал: «…Если израсходовали патроны – смело идите на таран! Не останавливайтесь ни перед чем, чтобы уничтожить врага. Не надо бояться тарана».

После недолгого лечения Виктор Талалихин вернулся в строй.

В последующих боях Талалихин одержал ещё одну личную воздушную победу и одну – в группе. Так, например, 13 октября в бою у Калуги он сбивает один Хейнкель-111. А 15 октября, вместе с младшим лейтенантом В. А. Самодуровым он уничтожил Ме-110. Всего, защищая Москву, он успел произвести около 60 боевых вылетов.   

В то время летчики 6-го истребительного авиакорпуса ПВО вели ожесточенные бои с действовавшими под Москвой лучшими немецкими истребительными эскадрами. Наши летчики несли тяжелые потери. Погиб и всеобщий любимец Виктор Талалихин.

27 октября он, во главе шестерки истребителей, вылетел на прикрытие наземных войск в район деревни Каменка. В этом полете, группа Талалихина провела два боя. Последний из них – около 11 часов утра, против немецких летчиков 3-й группы 51-й истребительной эскадры.

К сожалению, во время этого боя, самолет нашего Героя попал под смертельную очередь немецкого аса обер-фельдфебеля Эдмунда Вагнера. Одна из пуль смертельно ранила Талалихина в голову, его неуправляемый МиГ-3 рухнул в лес в двух километрах северо-западнее Каменки и сгорел.

Останки погибшего летчика были доставлены в Москву и, после скорбного прощания, похоронены в колумбарии Донского кладбища. Позже, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Уже посмертно, 4 марта 1942 года, Талалихин был награжден орденом Красного Знамени. А после окончания войны, 30 августа 1948 года Приказом министра обороны СССР, Герой Советского Союза младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, первым из советских летчиков, был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи Н-ского истребительного авиационного полка.

В приказе, в частности, сказано: «…Бесстрашие и героизм, проявленные товарищем Талалихиным, должны служить примером доблести и героизма для всего личного состава Советской Армии».   

Подвиг героя не должен быть забыт...


Рецензии
Олег, спасибо Вам за тщательное изучение истории нашей страны! А где день сегодняшний? Что Вы думаете о беспилотниках, о спецоперации на Украине? Каким видите ближайшее будущее?С уважением.

Эмма Гусева   12.08.2022 09:06     Заявить о нарушении
Эмма, спасибо за рецензию! Мой главный интерес - прошлые войны с участием советского народа, а вот современные войны - совершенно не моя тема. Могу лишь сказать, что в будущем ничего хорошего не вижу. И чем дальше - тем будет хуже...
С уважением,

Олег Каминский   12.08.2022 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.