По следам художника Поля Гогена

    Я прочитал повесть Олега Александрова о жизни и творческом поиске художника Поля Гогена.Начну с этого..
   "В предрассветный час жена Поля проснулась,потревоженная интуицией. Природа замерла перед ураганом яркого дня.Посмотрев на мужа,Техура увидела спокойное выражение лица.Печать счастья и понимание тайны жизни.В руке Поль сжимал листок.

   "Как хорошо
    Когда развернув наугад
    Древнюю книгу
    И в сочетании слов
    Душу родную найдёшь."

   Этот человек всю жизнь искал применение своему таланту.Искал СЛАВУ.Не какую-то эфемерную,а славу,добываемую трудом.Он был не только художником,но и бизнесменом:работал в банке,занимался биржевыми операциями,спекулировал акциями на фондовом рынке...
   Только вот что он думал в это время:"Любое,,хобби,,в обществе бизнеса,не приносящее доход,считалось пустой тратой денег и времени.Подобный образ мышления,характерный для людей с невысоким культурным уровнем,сохранился в наши дни."
   Характер поля Гогена формировался с детства.Он рос без отца,учился плохо,кроме географии и рисования.Любил заниматься резьбой по дереву.Уже в 11 лет мечтал о путешествиях в дальние южные страны.
   Сдав экзамены,уехал в Париж.Благодаря доброте своего дяди Густава Ароза,который был акционером одного из банков,Поль осуществил мечту своего детства.Дядя ему сказал:"Я в молодости променял мечту стать географом,на профессию юриста.Ты же можешь потратить несколько лет на поиски стези!"
   Он вручил ему некоторую сумму,которая помогла ему осуществить мечту.
   Матери Поль сказал:"Скучная работа в офисе меня не прельщает.Разочаруюсь-тогда вернусь!"
   Поль нанялся учеником лоцмана на торговое судно.Купил краски,кисти,холсты и с благословением матери отплыл ,,навстречу судьбе моряка,, В свободное время рисовал портреты моряков,пейзажи.
   Однако он понял,что море-это не романтика,а тяжёлый труд.Ему запомнился рассказ одного матроса о островах Океании,где тот жил с дикарями несколько лет,где жить хорошо,просто и свободно. Вскоре Поль в этом убедился,побывав на Таити и в Панаме."Однажды я сюда вернусь!"-поклялся Поль Гоген.
  Но ещё предстояли годы падений,успехов,сомнений,обретение навыков живописи...
  После службы в армии Поль вернулся в Париж.Дядя устроил его в отдел кредитования организаций,где острый ум,твёрдый характер,юмор,помогли быстро освоить новые обязанности.С коллегами по бизнесу он так и не сблизился,этому мешало увлечение живописью.Поль поступил на курсы живописи при Академии изящных искусств.
  В свободное время он часами бродил по салонам живописи,знакомился с художниками,скульпторами,гравёрами.Чтение также помогало понять мотивы,сюжеты композиторов,художников,архитекторов-всего того,что составляло культурную среду Парижа.В юноше сосуществовали две стороны и раздел был неизбежен.
  Но Поль влюбился.Молодость вскружила голову и он женился.Метта,его жена,оказалась прагматичной;они мало подходили друг-другу.Счастье было недолгим.Жене хотелось ездить на балы,в театр,вращаться в богеме.Поль же предпочитал спокойствие,чтение и рисование.Он писал пейзажи,оттачивал навыки,искал свой стиль.Сила воображения уводила его от чистого реализма и академичности.О следовал, так называемому направлению в живописи,"отверженным" Это были художники-импрессионисты Мане,Ренуар,Коро,Дега...

  Здесь Олег Александров заставил меня посмотреть по новому на художников того времени.Я почти ничего не знаю о творчестве этих художников,не знаю и половины имён,прочитанных мною в его книге.Это заставляет меня найти каждого художника,узнать его биографию,познакомиться с его творчеством.Что мне говорят эти имена:Ван Гог,Кайботт,Сера,Синьяк,Редон,Луи Анкетен,Пьер Боннар,Конетебл,Тернер,Мэри Кассет,Одилон,Руссо Тулуз-Лотрек,Эмиль Бернар...

   Перейду снова к Полю Гогену.Не буду повторять события,написанные Олегом Александровым в его книге,выскажу то,что мне запомнилось.
 "Город!Скопление толпы,пространство,где высокие мысли перемежаются с низкими.Это рынок,на котором всё покупается и продаётся.Вспомнились слова китайского мудреца:"Город преображает людей в типовые характеры,придаёт вещам единую форму.Но он и создаёт,улучшает общество,предоставляя разнообразие желающим."
  Что этим хочет сказать художник?Город отторгает и изменяет,губит и снова воскрешает.
  "Город-это единство непохожих!"(Аристотель)
 
   Поль Гоген,как художник,хочет создать что-то новое,объединить силой искусства фрагменты,чтобы они стали целым.Эта идея будет постоянно питать творчество Поля Гогена всю жизнь.Он пишет:
  "Можно подражать,заимствовать способы,палитру.Природа,человек настолько многогранны,что укладывать их в прокрустово ложе какой либо теории-глупо.Практика хороша,однако теория живописи тоже нуждается в совершенствовании,включении новых приёмов и концепций."
   "Я пишу природу и человека,как целое в символических образах.Это естественно,как кривизна дерева,изгиб реки..."
   Однажды он повстречал художника китайца.Тот ему сказал:"Китайская живопись непохожа на европейскую.Это взгляд в космос,в глубины мироздания и души.Запад стремиться изобразить человека,как венец природы,эволюцию общества.А китайские художники считают человека одним из участников жизни,отдавая предпочтение природе и внутренней красоте.Итальянцы Рафаэль,Рембрант писали по другому.У них Человек гармонично вписан во Вселенную,как постигающий жизнь. Надо понять роль художника в этом искажённом мире,лишённого духовных ценностей."
   Он дал Полю томик стихов поэта Ван Вэя.Дома Поль записал в дневнике:"Древние создавали картины не для того,чтобы указать местоположение городов,рек...В живописи важно добиться того,чтобы форма слилась с духовной силой,после чего сердце само творит всевозможные превращения."

    В 1883 году рухнул фондовый рынок.Акции упали в цене.Поль уволился.На него обрушился водопад критики о его бездарности и всех его друзей.Он не сдаётся и живёт желанием творить,принадлежать Живописи.Но надо кормить семью.
    Друзья также осуждают за то,что он старается поставить искусство на коммерческую основу,покупать и продавать картины и другие произведения искусства.
    В это время жена с детьми уезжает в Данию.Поль остаётся один.Этот период,названным Руанским,Поль Гоген усовершенствует свою технику,стиль,создал свою палитру.Только художники мало понимают его технику...
   Он также уезжает за семьёй в Данию,но и здесь встретил равнодушие и осуждение всей семьи.Только воспоминания молодости о островах Океании,давало Полю ощущение полёта и свободы.
   Поль окончательно порывает с семьёй и уезжает в Париж,а затем в местечко Понт-Авен,который выбрали себе живописцы.Здесь он знакомится с Эмилем Бернаром и тот становится его единомышленником.Поль увлекает многих своей идеей СИНТЕТИЗМА,объединяющей реализм с мистическим выражением природы.Он говорит:
 "Я перерос импрессионизм.Надо уезжать!Пора осуществить мечту жить и творить в Океании."
   Это оказалось непросто.Только помощь Ренуара,Имеющего в друзьях Клемансо,премьер-министра Франции,помогла Полю Гогену получить направление на Таити с полномочиями миссионера.
   Через 3 недели Поль прибыл на Таити с рекомендательным письмом Клемансо к губернатору.Но и здесь местное высшее общество отнеслось к художнику даже хуже,чем парижское.Это была таже Европа,но с колониальным снобизмом.
   Все вечера Поль проводит в танцах с доступными во всех отношениях девушками.Но изношенное сердце и застарелая половая болезнь,окончательно подорвали здоровье Гогена.Визит к доктору показал,что необходимо срочно пересмотреть образ жизни и переехать в другое место.Он переезжает на остров Моореа,где начинается новая полинезийская жизнь художника.
   Здесь он создаёт новую семью,женившись на юной девушке-таитянке и которую он назвал Техурой.В это время Поль много пишет и отсылает картины в Париж.Там,несмотря на равнодушие публики,его полотна продаёт Амбрузар Воллар,благодаря связям в Парижской богеме.
   Поль усердно трудится;пишет,вырезает деревянные статуэтки,лепит мини-скульптуры и пишет книгу,посвящённую Таити и природе Океании.Он назвал её Ноа Ноа-Благоуханная земля.
   Интенсивная работа и постоянные споры с властью,подорвали окончательно здоровье Гогена.Он решет покончить жизнь самоубийством,но жена спасает его,пообещав также покончить с собой.Это остановило его психическое расстройство.
   Он пишет в дневнике:"Я стал рубить дрова.Я рубил,я обагрял себе руки кровью соков дерева,в блаженной ярости,с напряжённым наслаждением утолял какую-то овладевшую мной жестокость.Удары порождали мрачные кровавые стихи.Я умирал,как человек цивилизации и рождался заново.С каждым ударом по куску дерева,столь безжалостно поваленного,я всё глубже вдыхал запах Победы и обновления!"
   Полю Гогену всего 45 лет!У него рождается дочь,и он решает построить новый дом.Эта идея вдохновляла,давала новые силы,окрыляла усталого художника. Весной 1903 года дом был построен.Поль украшал его резьбой,картинами,керамикой и был в это время на творческом подъёме.Он пишет:
  "Я построю новый светлый дом!Дом-это прообраз всеобъемлющей пустоты неба или пещеры.Он несёт сияние целостности бытия,существования.У него нет ни начала,ни конца.
   Камни в саду будут символизировать Вечность."

  Болезни не прошли,и в феврале 1904 года Поля Гогена не стало.
  Остались его картины,книга и память.

  А что ещё надо творческому человеку...
   
   
   
      

 


Рецензии