Асы германцев родом из Ассирии

Ас(с)ы германцев родом из Ассирии

В некоторых индоевропейских мифологиях существут такой класс божественно-демонических существ, зафиксированных под именем «асуры / ахуры / асы» (санскр. asura (asu «жизненная сила»; asuratvam «великое могущество») / иран. ahura (авест. astanhu«господин; жизнь»; систан. aya (<*aza-), хорасан. ajha «силач, вожак, лидер», систан. ayili;a (<*azili;a-) «начальник, военачальник») / др.-герм. assir (др.-сканд. ass (м.р), asynja (ж.р.), др.-англ. os, гот. anses, др.-верх.-нем. ans (ед.ч.), ensi (множ. ч.) < прото-герм. *ansuz (множ.р.:*ansiwiz)) < пра-и.е. *h;;nsus «жизнь, сила»[i]; заимствовано также в не-индоевропейские языки (удм. uzir «богатый» < пра-финно-урал. *asoure«господин, богач» < др.-инд. asura- «божество»; кит. axiuluo «асура»).
Но часть индоевропейцев о такой группе богов ничего не знает, из чего возникает версия о том, что представление об асурах/ахурах/асах возникло в особых исторических условиях, характерных только предков индоиранцев и германцев.
«... Индийский ученый С. Чаттерджи высказывает догадку, что под асурами может крыться упоминание о народе «ашшура», то есть ассирийцев. С их культурными достижениями и безжалостностью на войне ории-арии непосредственно столкнулись во время своего пребывания в Малой Азии .... Ассирия, как известно, потерпела поражение 612 года до н.э. от мидийского царя Киаксара»[ii].
Считается, что несемитское население(возможно, субареи, позже вступившие в симбиоз с хурритами; цари и писцы которого имеют явно несемитские имена – Ушпия, Кикия, Хурмакки и встречающиеся у других несемитских народов[iii]) основало город (Ассур; на среднем течении реки Тигр к югу от иракского города Шергат, в 260 км к северо-западу от Багдада) и назвало его по имени своего божества (бога-охотника, бога-с-луком) Ашшура. Поскольку его культовая гора – Эпих, то в  шумерских источниках храм этого бога носил название «Э-харсаг-кур-курра», что означает «Дом горы земель». Позже, с XXV в. до н.э. Ашшур подчинили семиты-аккадцы. К себе семиты начали применять понятие ni;e mat A;;ur – «люди страны бога Ашшура» только после завоевания арийско-хурритского царства Митанни (нач. XXIV в. до н.э.), а цари стали использовать титул «царь страны бога Ашшура»  (;ar mat A;;ur) [iv].
Отсюда, «ассирийцы» – это «люди бога Ашшура», изначально субарийского происхождения (давшие тигридский индоевропейский субстрат в шумерском языке!), позже составившие симбиоз с хурритами (аналогично симбиозу хурритов и ветви индоариев в Митанни), а затем – с семитскими аккадцами, амореями и арамеями: «… Так, у библейских евреев (ха-ибиру) одно из колен Израилевых – род «Ашер, Асир»(Втор.33). Примечательно, что в благословении пророком Моисеем этого колена присутствует характеристика его родоплеменного бога: «Прибежище твоё – Бог древний... Он прогонит врагов от лица твоего» (т.е. воитель Ашер – бог-защитник, который даже в пору Моисея считался древним божеством). В Танахе упомянуты такие имена как (А)шер(р)абия ("Отец Ашер"), Йе(а)шер ("Будь (есть) Ашер"), Шам(а)шерай ("Имя – Ашер"). Показательно одно из теофорных имён генеологического древа рода "Ашер" – "Иефелет" ("Йе-пелет" – "Йе-Белет" – "Да будет Владычица" (здесь Иштар). Знак Зодиака, ставящийся в соответствие данному роду еврейской традицией: "Дева" (шум. название этого знака – "Её отец – Син"); т.е. "Дева" – богиня Иштар… И, как представляется…, колено «Ашер, Асир» вполне может являться одним из родов староаккадского племенного объединения «Ашур (Ашер)», мигрировавшего в Нижнюю Месопотамию (предположительно было локализовано в Умме). Так, по мнению И.М. Дьяконова, термин «Аш(ш)ур»«на ассирийском диалекте аккадского языка означает примерно «священный, освящённый». В др.-евр. же традиции (на иврите) термин «Асир, Ашер» означает «богатый, счастливый (удачливый)»… Отметим, что наименование «Ашшур» встречается (впервые) в перечне азиатских народов, приславших дары фараону Тутмосу III (ок. 1490-1436 гг. до н.э.)» [v]. И. Дьяконова, собственно, считал слово «ашшур» диалектным вариантом общесемитского ';r- > A;;ur (арамейский вариант – Atur)[vi].
Среди знаменитых носителей имени бога Ашшура являются знаменитые цари Ассирии: Ашшурбанапал (Ашшурбанипал; аккад. Ашшур-бан-апал, A;;ur-b;ni-apli; букв. «Ашшур – создатель наследника»), который правил приблизительно в 669-627 гг. до н. э. (его жена носила имя Ашшур-шаррат), а также его отец Асархаддон (аккад. Ашшур-аха-иддин, A;;ur-aha-iddina, букв. «Ашшур даровал брата»; библ. Асардан), который правил приблизительно в 680-669 гг. до н. э. Сыном Ашшурбанапала был царь Ашшур-этель-илани («Ашур – витязь богов»), который правил в 629-623 гг. до н.э., будучи сначала был соправителем отца.
Изображение бога Ашшура в крылатом диске позже было использовано иранскими зороастрийцами для главного символа («фаравахар»), изображающего «окрыленное солнце» – Фраваши, благого духа-проводника человеческой души на её жизненном пути к единению с Ахура-Маздой. Одновременно «фраваши» и множественного рода – клас праведных душ людей, богов, а также «домов, селений, племен и стран» (Ясна, 67:1), после их сотворения Ахура-Маздой они выбирают быть воплощёнными в телесном мире, утверждать в нём добро и бороться со злом. В посвящённом фраваши авестийском гимне, эти духи предстают воинственными наездницами, стерегущими поселения ариев от недругов. После смерти телесной оболочки фраваши примыкают к небесному воинству Ахура-Мазды.
Среди знаменитых носителей имени бога Ашшура являются знаменитые цари Ассирии: Ашшурбанапал (Ашшурбанипал; аккад. Ашшур-бан-апал, A;;ur-b;ni-apli; букв. «Ашшур – создатель наследника»), который правил приблизительно в 669-627 гг. до н. э. (его жена носила имя Ашшур-шаррат), а также его отец Асархаддон (аккад. Ашшур-аха-иддин, A;;ur-aha-iddina, букв.«Ашшур даровал брата»; библ. Асардан), который правил приблизительно в 680-669 гг. до н. э. Сыном Ашшурбанапала был царь Ашшур-этель-илани («Ашур – витязь богов»), который правил в 629-623 гг. до н.э., будучи сначала был соправителем отца.
Асархаддон, разгромив в 679 г. до н.э.вторгшихся киммерийцев и убив их царя Теушпу (!!!), однако принял к себе на службу сдавшуюся киммерийскую конницу. Среди этого киммерийского союза были и некоторые иранские племена, в том числе иперсы, возглавляемые сыном Ахемена Теиспы (Чишпиа), нареченного так в честь главы союзных киммерийцев. Последним Ашшурбанапал и опредилил контролировать восточные границы и взымать дань с некоторых мидийских территорий, но позже они перешли на сторону скифо-мидийского союза, став контролировать эламский Аншан (Шираз). Когда Асархаддон подавил мятежный финикийский Сидон, на его месте он построил новый город, дав ему название Кар-Ашшур-ах-иддин («Град Асархаддона») и заселил пленными халдеями. А захваченный египетский город в Дельте Нила Атрибис был переименован в Лимир-патеси-Ашшур («Да, сияет наместник Ашшура») и в нем посажен править вассал Псамметих (будущий основатель XXVIСаисской династии).
В августе 614 г. до н. э. ираноязычные мидяне штурмом взяли Ашшур. Город был разграблен и полностью разрушен, а его жители частью перебиты, частью уведены в плен. Когда все было кончено под Ашшуром, появился вавилонский царь Набопаласар с армией. В конце августа тут же года на развалинах Ашшура Набопаласарзаключил союз с мидийским царём Киаксаром.
Но сами ассирийцы не сразу исчезли: «… в Ашшуре продолжало существовать уменьшившееся в размерах сообщество ассирийцев. Там они продолжали поклоняться своему богу Ашшуру и его супруге в новом храме на том же месте, где до катастроф 612 г. до н. э. это делали их предки. В 200-228 гг. н. э. ассирийцы по-прежнему пользовались такими величественными старинными личными именами, как Синахе-Эриба и Эсархаддон, которые трогательно напоминали об исчезнувшем великолепи этой нации воинов»[vii]. Ассирийцы стали важным этническим элементом будущих империй Вавилона, Ирана и Парфии. Потомки ассирийцев составили сообщество поселенцев (администраторов, мастеров, военных, жрецов) из подчиненных Парфии территории Северной Месопотамии (в эпоху расцвета Парфянской империи северомесопотамский город Ашшур относился уже к западной части коренной Парфии). Ассирийская традиция была настолько сильна на северо-востоке Иранского мира, что в Согдиане вплоть до её гибели почитались месопотамские божества (Нана, Таммуз, Гештинанна-Персефона) и проводились соответствующие ритуалы и создавались изображения[viii].
Собственно, именно  память о сообществе ассирийцев как магов, врачей и специалистов во многих ремеслах (в том числе, и военном) и зафиксировалась в соседних варварских мирах как «Асгард» и населяющих его особых богах-«асах». Так, в скандинавской «Саге об Инглингах» существует именно хронологическая привязка, отсылающая не к мифологическим временам, а к определенным историческим событиям: конунг Дании Фроди, правнук аса Одина, жил в эпоху римского императора Августа и «тогда родился Христос», т.е. это рубеж двух эр. Значит ас Один жил и повел своих людей в северные земли в I в. до н.э., когда главным оппонентом Рима на востоке была Парфия[ix]. Скандинавские саги повествуют, что после победы над великаном Имиром правители асов построили на поле Идавелль чудесный город – Асгард (;sgar;r «ограда асов»). Один из трёх корней Древа Мира (Иггдрасиля) тянется в сторону Асгарда. Он находился на к востоку от Танаиса (Tanakvisl), т.е. Дона, и берегов Черного моря (Svartahaf), между страной ванов (Vanaheimr) и страной турок (Tyrkland).
Сам древний город асов АсгардВ.И. Щербаков отождествил с парфанским городом Асаак (Asaak, Arsacia, Arshak), который у греческого писателя І в. н.э. Исидора Харакского в его «Парфянских стоянках» (11) – упоминается с храмом вечного огня, гробницами царей-предков на берегу реки Атрек и в нем провозгласил себя царем основатель парфянской династии Аршакидов – Аршак І. В.И. Щербаков считает, что название которого поздние пришлые тюрки переосмыслили как «Ашхабад» («город любви»). Рядом с ним 18 км назапад  находился другой город с могилами парфянских царей – Парфавниса, который грекам был известен как Ниса (Нисайя, Неса, Наса; ныне – Старая Ниса), считающееся местом рождения бога Диониса [x]. При царе Парфии Митридате I (174-136 гг. до н.э.) в Нисе была воздвигнута царская пятиугольная крепость Митридаткерт(площадью около 15 га) с 43 башнями.С точки зрения античной техники крепость являла собой неприступную твердыню. В II-I вв. до н.э., в пору расцвета Парфянской империи, когда столица была перенесена в Месопотамию (город Ктесифон), государи сохранили особое отношение к Нисе: функционировал комплекс дворцово-храмовой архитектуры с квадратным залом, круглым храмом, монументальной глиняной и мраморной скульптурой, культовыми ритонами из слоновой кости с рельефным орнаментом, украшениями и мелкой пластикой из металла и терракоты, утварью и др. Обнаружены также хозяйственные документы (в основном по учету продуктов виноделия), написанные арамейским алфавитом на парфянском языке.
Когда в 226 г. н.э. Парфянское царство прекратило существование, а Арташир, наместник Арсакидов в Персии, создал новое государство во главе с династией Сасанидов, в первую очередь была разрушена Ниса как династический заповедник парфянских царей. И вот, в эддическом «Пророчестве вёльвы» (XIIIв.) говорится о гибели Асгарда (то ли будущего, то ли уже свершившегося): рухнет источенный клыками дракона Нидхёгга великий мировой ясень Иггдрасиль и вместе с ним обрушится построенный вокруг его кроны Асгард.
В. И. Щербаков предположил, что после разрушения Парфии часть её населения, во главе с интеллигенций месопотамского происхождения (потомков ассирийцев), ушла в горы Копет-Дага («Многогорья») на северо-восточной границе Ирана, где входило в сообщество с тамошними аланами. Здесь беглые парфяне образовывали два культово-племенных сообщества-фратрии – «асов» и «ванов» (второе назвние явно близко с парфянским «пахлаван» – «богатырь»).
Позже асы и ваны мигрировали вместе с сарматами-аланами в устье реки Танаквисль, которая отождествляется с Танаисом, как греки называли Дон.
Вот как описывает события исландский скальд Снорри Стурлусон (XIII в.):
«… Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и поэтому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал. У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили. Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену… Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (8), а затем на юг в Страну Саксов… Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах… Люди поклонялись Одину и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами и долго верили в них. От имени Один пошло имя Аудун, и люди так называли своих сыновей… Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень… Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним» («Сага об Инглингах», ІІ-ІІІ, V, VI, VII, VIII, IX).
«… Многие исследователи видят особенно в Одине позднего пришельца с Востока, который уже всегда рассматривался как очаг близкого к магии шаманизма. При этом они ссылаются на высказывания Снорри Стурлусона и Саксона Грамматика, которые независимо друг от друга выводят происхождение Одина из Азии. Следовательно, он якобы был не только «первым властителем» и родоначальником доисторических шведов, но и религиозным основателем происходящего из Азии культа Вотана. (Эту версию, в частности, защищает немецкая писательница Бритта Ферхаген (настоящее имя Альберта Роммель, 1912-2001) в своей книге «Пришел ли ОдинВодан с Востока?». – прим. перев.)… Пока еще непонятно, получил ли король свое имя от бога, или же наоборот, король был обожествлен. Несомненно, Один, по меньшей мере, в значительных частях германского мира остается почти неизвестным, например, в Исландии. Туда он попал только с проникновением перехода в христианство»[xi].
Таким образом, в среде ушедшей после краха Парфии фратрии асов собственно и существовал зафиксированный в «Эдде» культ памяти о столице Парфавнисе в форме предания о городе богов Асгарде с дворцом главного бога-аса Одина и Валхаллой, где проводились пиры богов и героев, а также его сокровищницы, наполненной ритонами и опечатанной жрецами ещё в древности, и огромного винохранилища и деревьями сияющей рощи Гласир, все листья, ветви и кора которых как из червонного золота (отождествляются с «пурпурным персиком», особым видом персикового дерева с листьями цвета червонного золота, растущего только в Средней Азии)[xii]. Вторая разновидность этого южного растения, но с белыми цветами, упоминается при сравнении белоснежных ресниц аса Бальдра, сына Одина, «умирающего и воскресающего бога»[xiii].
Правда, более вероятно, что сами города парфян (в том числе и Парфавниса, Ниса в Парфии) были лишь копиями именно изначального города асов (собственно «Асгарда») на их прародине на берегах Танаквисля. Существует версия, что это именно Семибратнее городище[xiv], синдское (меотское) крупное городище, расположенное в низовьях реки Кубани (примерно в 12 км к западу от ст. Варениковской, Крымского района Краснодарского края; 45,1 градусов северной широты, 37,5 градусов восточной долготы). Городище построено к концуVIв. до н. э. и просуществовало не менее 300 лет. Племя аспургиан (aspurgiani) Страбон (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.) фиксирует у реки Танаис (Дона) возле Меодиды (Азовского моря), можду боспорскими городами Фанагория и Горгиппия, на пространстве 500 стадий. Птолемей (100-170 гг. н.э.) знает в Анатолии племя астурикан (asturicani) (Птолемей, «География», кн. 9, 7), считая их колонистами-аспургианами в землях Понтийско-Боспорского царства[xv]. Некоторые исследователи связывают с аспургианами артефакты, найденные на Боспоре и в Горгиппии, на которых изображен бог Сонця или его символы, что свидетельствует об их иранском происхождении[xvi].). В переводе с греческого «аспург» можно перевести как «асы башней». Памятью об аспургианах остался в осетинском нартовском эпосе волшебный трехногий крылатый белый конь Афсург (Аспург), способный переносить между тремя мирами. Он наделяется эпитетом «иноходец» – «сир;г», а в отношении к человеку это слово означает «танцующий». Его всадником был Уастырджы (Уас-Тырджи, Уас-Джирджи, Уас-Герги «святой Георгий»), бог мужчин, небесный старик, наблюдайщий за справедливостью в мире и помогающий путникам. Кто знает, возможно Устырджы осетин – это германский ас Один (он же – Отан парфян)?
Можно с уверенностью сказать, что часть алано-сарматских племен вместе с «пост-парфянами» (асами и ванами) составляла определенную религиозно-культурную общность, имя которой как «почитающие асов» перешло на один из иранских этносов – осетин («озы / осы» греческих источников; «ясы» древнерусских летописей). Эту же теорию подхватил и популяризировал в свои последние годы знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал. В частности, он в книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого» (2001 г.) повествует о  раскопках на берегу Азовского моря (у устья упомянутого в «Саге об Инглингах» Дона/Танаквисля), и пытках отыскать следы древней «цивилизации Асгарда» (Азов как «Асов город»).
Интересно, что промежуточным этапом на пути асов из Парфии в Данию стала бывшая греческая фактория на Днепре, захваченная во ІІ в. н.э. римским экспедиционным корпусом и известная географу Клавдию Птолемею (по координатам  56 градусов восточной долготы и 50 градусов 40 минут северной широты) как «Азагарий» («Азагариум», Azagarium). Некоторые исследователи отождествляют его с Киевом, а именно с Подолом[xvii], и считают, что именно для его поисков вернулись на днепровские берега готы, основав империю Германариха и где разыгралась эддическая трагедия вождей росомонов Хамдира («Молота»), Сёрли и Эрпа и их сестры Сванхильды («Лебеди битв») (готскому историку Иордану известны только братья Аммий и Сар и их сестра Сунильда), известных в древнерусских летописях как Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь.  Как считает украинский индолог С. Наливайко, название Украина может иметь исток от названия Ахураяна(типа Согдиана, Бактраина, Маргиана, Дрангиана, Сузиана), т.е страна ахуров/асуров. Именно таинственная Земля Ахуры один раз упомянута в «Авесте»[xviii] . «… Похоже, – продолжает С. Наливайко, – что тема асур и девов (и асов и ванов, –  О.Г.) отображается и в более близкие к нашим времена – на славянской почве. Имеем в виду отношения между полянами (на санскрт. «pal», «palak» обозначает «защитник», «воин», «охранник», «правитель», «царь») и древлянами (ср.: др.-инд. dhanuh «дерево» и названием группы асур как «данавы», – О.Г.), полянами и другими восточнославянскими племенами, которые в некоторых летописях четко противопоставлены, как в Индии девы и асуры, брахманы и кшатрии, жрецы и воины. В мифе о царе Яяти самый младший его сын Пуру (санскритское «пуру» тождественно греческому «поли» (много), откуда и «племя», «народ») оказывается самым благородным и противопоставлен своим братьям – также родоначальникам племен. Пуру, хотя он и самый младший, против традиции стал царем, потому что единственный на просьбу отца отдал ему свою молодость. А поляне, в противоположность древлянам, кривичам или дреговичам, имеют мирный и ласковый характер и брачный обычай, не похищают себе жен на бесовских игрищах, почитают отцов и обычаи предков. Особенно в этом аспекте показательны отношения полян и древлян, где последние имеют «асурские» черты. Поэтому, исходя из сказанного о легендарном царе Куру(родоначальнике Кауравов, –  О.Г.), о племени Куру, упомянутом в «Ригведе», которое, кстати, имеет написание «криаи», обращают внимание украинские факты. Например, название древлянской столицы Коростень и другие название типа Корост, Коростишев, Корсунь могут быть родственны с индийскими названиями типа Курукшетра («Поле Куру», где произошла восемнадцатидневная битва, описанная в «Махабхарате»), Куруджангала («Сад Куру») и т.д.»[xix]. Здесь следует дополнить, что в противостоянии между двумя «фратриями» славян, а именно в летописном предании, присутствует брачная коллизия между двумя свадебными группами (фратриями) – в сватовстве древлянского князя к полянской княгине доминирует княгиня Ольга(ср.: девушка сама избирала себе мужа, почему и индийское название обряда сватовства в «Рамаяне» названо «сваямвара», т.е. «самоизбор», «самовзятие»; также вспомним коллизии сватовства-войны персидского царя Кира Великого к царице массагетов Томирис, в котором он и погиб), и которая в конце устанавливает на Руси «уставы и уроки» и избирает себе небесного суженого – Христа.
Геродот знает иранское племя германиев (;;;;;;;;;, Germanioi) [1] (Геродот, «История», І, 125) и нескольких персонажей по имени Отан (перс. Утана; ср. парф. wd’n / widan «шатер», wd’nm’n / widanman «обитающий в шатре» > «кочевник»[xx]). Самый известный из них был сыном судьи Сисамна (которого из-за провинностицарь Камбиз казнил, содрав живьем кожу и обтягнув ею кресло судьи) (Геродот, «История», V 25-28, 116, 123). Именно этот судья и полководец Отан завоевал Византий, Калхидонию, завладел Антандером в Троаде и Лампонием и остров Лесбос. Геродот также отмечает, что «единственным свободным домом» у персов был дом Отана из рода Ахеменидов, одого из тех «семи персов», которые устроили заговор, в результате которого один из них, Дарий І, стал царем. Этот заговорщик Отан, сын Тухра и внук Фарнаспа был наместником в Персиде при царях Дарьи I и Ксеркса I, а ко времени войны с греками он командует персами, а его сын Анаф, отец Аместриды, жены Ксеркса І, – племенем киссиям (сузианами). Такое положение вещей было до падения Ахеменидской империи. Во времена Дария III «потомок одного из семи персов» Орксин(Арриан, как отмечает И. Пьянков, в одном месте дает чтение Отан) осуществляет общее руководство персами и сузианами, а потом претендует быть наместником Персии (Геродот, «История» III, 83- 84; VII, 62; Арриан, «Анабасис» VI, 29,2)[xxi]. Вполне возможно, что исходя из того, что знаменитым германским племенем были готы (гутоны), под германиями Геродата следует также понимать жителей области Гутиум к западу от Мидии, наместниккоторой Гобрий вместе с войском Кира Великого вступил в 539 г. до н. э. в Вавилон. Ксенофонт в «Киропедии» называет Гобрия «ассирийцем».
Интересно в этом контексте, например, изображение в сцене «Дикой охоты» (на миниатюре в исландском манускрипте XVIII в., хранящимся в Национальной библиотеке Исландии) вождя асов Одина с т.н. двустронним «трезубцем Мардука», которым бог ассирийцев поражает чудовище Тиамат. С асами Одина оказывается связан и месопотамский сюжет о всемирном потопе! Эддическое «Видение Гюльви» повествует, что когда асы во главе с Одином убили великана Имира, из него вытекло столько крови, что в этом потопе погибли все инеистые великаны (турсы, от скифского aibi-thura «могущественный»[xxii]).Но лишь один из великанов, Бергельмир, спасся со своей семьей, сев в ковчег. От них и произошли новые племена инеистых великанов (турсов). Описывая исполинов, сыновей «сынов божьих» и «дочерей человеческих», «Книга Еноха» указывает, что они «… поели все приобретение людей, так что люди не могли уже прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам и зверям, и тому, что движется, и рыбам; и стали пожирать друг с другом их мясо, и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых» (Енох 6:8-7:5).  Это сродни тому, что другим именем турсов (гримтурсов, hr;mthurs), или, вернее, их потомков – детей единственно выжившего в потопе турса Бергельмира («Ревущий как медведь»), сына шестиголового турса Трудгельмира, было «ётуны» – «обжоры» (др.-сканд. jotan, j;tunn – «обжора»). Это наталкивает нас на мнение о том, что фратрия турсов / исполинов исполняла в племенном сообществе жреческие обязанности (в том числе и следила за ритуальным календарем: турс Мани – бог Луны, управляющий ходом звёзд, его сестра Соль – богиня солнца)…
Таким образом, ирано-ассирийский этнический компонент («асы»), вошедший в состав предков будущих германцев в качестве культуртрегеров, сохранил в специфических условиях своеобразного этнографического заповедника Северной Европы (Скандинавии и Исландии) древние мифологемы Ближнего Востока и этно-исторические сюжеты Парфянской эпохи.
Аналогично, как доказала Л. Ямаева, сохранились в башкирском эпосе «Урал-батыр» реалии современного и враждебного парфянам Кушанского царства[xxiii].
Казалось бы, остается вопрос о том, когда некоторая группа парфян-асов ушла из Парфии в северные земли?
По нашему мнению, ключем является именно приведенная нами выше память германских асов о том, что их история как то связана с временем императора Августа: в «Саге об Инглингах» присутствует хронологическая привязка жизни конунга Дании Фроди, правнука аса Одина, ко времени римского императора Августа и «тогда родился Христос», рубежа I в. до н.э. – І в. н.э, и когда главным оппонентом Рима на востоке была Парфия.
Вероятнее всего, «Старшие Аршакиды», возглавляемые родовыми вождями-жрецами («асами»), со своими сторонниками («ванами», т.е. ближними Вонона), после неудачных попыток вернуть себе трон Парфии, ушли через Армению на Дон, где к ним позже присоединидись уже изгнанные Сасанидами «Младшие Аршакиды», а затем они вместе ушли далее на север, в «Великую Свитьод»…
Исходя из всего вышесказанного должно лишь вызывать горькую ухмылку разочарование в историософском гении О. Шпенгера: «… Парфяне были монгольским племенем, усвоившим персидский диалект и силившимся посреди этого населения воплотить в себе персидское национальное чувство»[xxiv].

Примечание:

[1] Общепринято, что эта орфография употреблена Геродотом вместо ;;;;;;;;;,обозначавшего обитателей восточноперсидской провинции Кармания (;;;;;;;;), современного Кирмана [Кузьменко Ю.К. Ранние германцы и их соседи : лингвистика, археология, генетика / отв. редактор Н. Н. Казанский. – СПб. : Нестор-История, 2011. – С.17].

Литература:

[i] Mayrhofer M. Kurzgefasstes Etymologisches Woerterbuch des Altindischen. – Heidelberg : C. Winter, 1956. – Bd. I. – S. 65.
[ii] Наливайко С. Трипілля та Халеп’я: Дивовижні паралелі // http://ideya.uazone.net/paraleli.html
[iii] Липин Л.А. Из истории социальных отношений в Ассирии //Палестинский сборник. – 1958. – № 3 (66). – С. 46.. – [iv] Липин Л.А. Из истории социальных отношений в Ассирии //Палестинский сборник. – 1958. – № 3 (66). – С. 47. –
[vi] Дьяконов И.М. Этнос и социальное деление Ассирии // Сов. востоковедение. – М., 1958. – № 6. – С. 45.
[vii] Колледж, Малькольм. Парфяне. Последователи пророка Заратустры / пер. с англ. – М. 6 Центрполиграф. 2004. – С.90.
[viii] Grenet, Frantz; Marshak, Boris Ilich. Le mythe de Nana dans l'art de la Sogdiane // Arts Asiatiques. – 1998. – T. 53. – P. 5-18. – doi : 10.3406/arasi.1998.1413. – [ix] Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М. : Знание, 1989. – С.15, 17.
[x] Щербаков В.И. Асгард и ваны // Дорогами тысячелетий : книга третья : сб.ист.ст. и очерков / под общ.ред. А.Ф. Смирнова. – М. : Мол.гвардия, 1989. – С.84-86.
[xi] Крюгер, Деннис. Непобежденній бог Солнца : религиозная непрерывность от культур мегалитов до христианства (Ботроп: «Форсите-Ферлаг», 2012, 2013) / сокр. перев. – К. : Виталий Крюков, 2015. – С. 30-31, 32.
[xii] Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М. : Знание, 1989. – С. 16-17.
[xiii] Щербаков В.И. Где жили герои эддических мифов? – М. : Знание, 1989. – С.17.
[xiv] Danilenka, S. I. Asgard : geographical location and ethnic attribution // Art studies. Social communication. Media pedagogy: collective monograph [sci. edit : O. V. Bezruchko]. - Issued. Center KNUCiM. – Vol. 7. – P. 130-184.
[xv] Minns, Ellis. Scythians and Greeks : A Survey of Ancient History and Archaeology on the North Coast of the Euxine from the Danube to the Caucasus. – Cambridge: Cambridge University Press, 2011. – P. 128.
[xvi] Shaked, Shaul ; Bhayro, Siam. Intangible Spirits and Graven Images : The Iconography of Deities in the Pre-Islamic Iranian World. – Leiden : BRILL? 2014. – P. 105.
[xvii]Ерофалов Б. Римский Киев, или Castrum Azagarium на Киево-Подоле. – К. : А+С, 2017. – 468 с. ; Стрижак О.С. Етнонімія Птолемеєвої Сарматії : у пошуках Русі. – К. : Наук. Думка, 1991. – С. 79 ;  Кулаковский Ю. Карта Европейской Сарматии по Птолемею. – Киев, 1899. – С. 31 ; Браун Ф.Разыскания в области гото-славянских отношений, I. Готы и их соседи до V в. – СПб., 1899. – С. 8 ; Иконников В.С. Опыт русской историографии. – Киев, 1908. – Т. II, кн.1. – С. 116 ; Соболевский А.И Лингвистические и археологические наблюдения. Русские местные названия и язык скифов и сарматов, вып. I. – Варшава, 1910. – С. 97-98 ; Рожнецкий С. Из истории Киева и Днепра в былевом эпосе // Известия отделения русского языка и словесности Российской Академии наук. – СПб., 1911. – Т. XVI, кн. 1. – С. 72 ; Погодин А. Киевский Вышгород и Гардарики // Известия отделения русского языка и словесности Российской Академии наук. – СПб., 1914. – Т. XIX, кн. 1. – С. 31 ; Стеллецкий И. Летописные варяжские пещеры и клад // Сб. статей в честь гр. Уваровой. – М., 1916. – С. 262.
[xviii] Наливайко С. Трипілля та Халеп’я : дивовижні паралелі // http://ideya.uazone.net/paraleli.html
[xix] Наливайко С. Трипілля та Халеп’я : дивовижні паралелі // http://ideya.uazone.net/paraleli.html
[xx] Лившиц В.А. Старейшая согдийская надпись из Коль-тобе // Вестник древней истории. – 2015. – № 1. – С. 61.
[xxi] Пьянков И.В. Борьба Кира II с Астиагом по данным античных авторов // Вестник древней истории. – М., 1971. – № 3. – С.34-35.
[xxii] Кулланда С.В. Скифские слова в Авесте? // Восток. – 2012. – №1. – С.18.
[xxiii] Ямаева Л. «Урал-батыр» – эпос кушанской эпохи // Ватандаш. – 2015. – № 9. – С. 31-44.
[xxiv]Шпенглер О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории / пер. с нем. – М. : Мысль, 1993. – Т. 2. Всемирно-исторические перспективы.– Гл. 16. – С. 171-172.

Поскольку многие знаки латинского и греческого алфавита на Проза.ру не отображаются (вместо них - ???), то полную версию можно почитать тут -


Рецензии