Что такое настоящая свобода?

Мой товарищ, которого я глубоко уважаю, с болью поделился историей о недавнем споре. Спор возник с близким ему человеком о свободе, и стороны так и не нашли общий язык. Всё потому, что люди разных поколений и эпох воспринимают свободу по-разному.
Эта тема всплывает в разговорах с друзьями, в семье, на работе — да где угодно. Копья ломаются в огромных количествах, с поводом и без. Обсуждают, в какой стране "дышится свободнее", при каком строе легче творить, какая степень свободы нужна человеку для счастья.
История показывает: целые народы и прогрессивные группы боролись за свободу. Но часто её добивались насилием. Все революции — от французской до современных — считались "прогрессивными", хотя сопровождались кровью. И мало кого это смущало. Общественность рукоплескала лозунгам вроде "Свобода, равенство, братство", не задумываясь о цене.
Со второй половины XX века революции изменились. Теперь они происходят не на баррикадах, а в сознании. Сначала — сексуальная революция, затем борьба за гендерное равенство, права меньшинств, смену пола, отказ от христианских ценностей в воспитании...
Но стал ли человек свободнее после слома традиционных норм? Или, если спросить иначе: стал ли он счастливее от всех этих "завоеваний" демократии и тотального раскрепощения?
Мы живём в эпоху "сбитых прицелов". Люди ищут свободу вовне, не понимая, что истинная свобода — внутри. Это свобода воли, дарованная Богом. Её нельзя отнять.
Недавно я слушал лекцию известного профессора философии. Он дал такое определение: "Свобода воли — это свобода действий плюс рациональный выбор. Этим мы отличаемся от животных".
Но я вижу иначе. Для меня свобода воли — это выбор: жить по совести или нет. Для православного — значит жить по заповедям Христовым. В нашем мире "сбитых прицелов" рациональный выбор часто оказывается за гранью совести. Белое называют чёрным, чёрное — белым. Толерантность, однополые браки, смена пола — сегодня это "рациональный выбор", если не хочешь стать изгоем.
Апологеты свободного общества, начиная с Вольтера, умалчивают о внутреннем рабстве. Человек не может избавиться от гордыни, гнева, зависти, блуда, жадности, предательства, лжи... Он понимает, что эти пороки губят его, мешают жить в гармонии с собой и близкими. Но в погоне за материальным "счастьем" часто идёт на сделку с совестью.
Почему так трудно освободиться от этих страстей? Воцерковлённые люди знают: страсть — больше чем грех. Это рабство пороку. Они борются, падают и снова поднимаются, пытаясь разорвать эти цепи.

Так что же нужно для настоящей свободы?

Почему человек, несмотря на все социальные "достижения", до сих пор не свободен творить добро и любить ближнего?...


Рецензии