Гречанка из Веревского

На фотографии, сделанной в подмосковном селе Поярково в 1930-х годах, моя прабабушка Емельянова Елена Леоновна с внуками (мой отец - крайний справа в пер-вом ряду). Считалось, что Елена Леоновна приходилась внучкой гречанке, которую привезли с Русско-турецкой войны. Сомнений в этом не было, так как я и большинство моих родственников имели яркую восточную внешность. Только совсем недавно мне удалось узнать, как гречанка попала в Россию.

Елена Леоновна Леонова (1866-1939) до замужества жила в сельце Веревское, которое входило в приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Льялово, построенной в 1800 году. Благодаря тому, что отец Елены имел редкое имя - Леон, из Метрических книг этой церкви и других источников удалось составить родословную Леоновых. Ведь до конца XIX века крестьяне, в отличие от дворян и лиц духовного сословия, не имели фамилий. Например, в Метрической книге встречается крестьянка Ирина Селивёрстова, но это не фамилия, а, по сути, отчество.

Известно, что сельцо Веревское в начале  XIX века  принадлежало генерал-майору Александру Михайловичу Неронову. Это было небольшое поселение: помещичий дом и несколько крестьянских изб. Затем владелицей Веревского стала вдова генерал-майора Степана Трофимовича Творогова, Евгения Михайловна, урождённая княжна Долгорукая. От первого брака с Бахметевой у С.Т. Трофимова Творогова было три сы-на, старшие Иван и Николай служили на флоте, военным стал и его сын от второго брака Михаил, а вот дочь Елизавету Степану Трофимовичу увидеть не удалось, она родилась уже после его смерти.

По-видимому, Михаил Степанович Творогов, корнет наиболее привилегированного Кавалергардского полка Его Величества, участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, откуда и привёз в Веревское молодую гречанку Анну Григорьеву (скорей всего, её отца звали Георгиос, что по-русски ассоциировалось с Григорием). Россия часто воевала с Турцией, и не секрет, что порой русские офицеры заводили себе турчанок, гречанок в качестве жён и любовниц.

После того, как Анна забеременела, Михаил, возможно, и хотел бы на ней жениться и долго уговаривал мать, но та была против этого брака. Об этом говорит тот факт, что Анну выдали замуж за крепостного крестьянина, вдовца за месяц до родов. Есть  об этом соответствующая запись в Метрической книге церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Льялово за 1832 год: «Месяца мая шестого числа. Вотчины Генерал - майорши Евгении Михайловны Твороговой сельца Веревского Леонтий Силин женился вторым браком и позвал за себя в замужество  той же Госпожи дворовую девку Анну Григорьеву, о них и надлежащий был чинён обыск, оный же брак венчан села Льялово священником Павлом Дмитриевым с причетниками села Льялово.
Поручителями были: по жениху сельца Веревского крестьянин Трифон Самуилов, Александр  Васильев, по невесте того же сельца крестьяне Яков Трофимов и Стефан Кирилов».

Невесте было 18 лет, жениху – 22. Его первая жена, Татьяна Стефанова (1812-1829), умерла от чахотки, другими словами, от туберкулёза.

Вскоре появилась запись о крещении младенца: «Месяца июня. Пятого числа вотчины Генерал – майорши Твороговой сельца Веревского у крестьянина Леона Силина и за-конной его жены Анны Григорьевой от второго  с ним брака сын Кирилл.
Восприемником был сельца Веревского крестьянина Василия Козмина сын Евдоким, восприемницею была того же сельца умершего крестьянина дочь девица Марья Силина.
Молитвовал, имя нарёк и крещение совершил приходской священник Феодор Андреев с дьяконом Петром Григорьевым».

Крестьянам Веревского приходилось нелегко, помещица генерал-майорша  Евгения Михайловна Творогова отличалась деспотичным характером, даже к собственной дочери Елизавете относилась как к крепостной.   В 1834 году за жестокое обращение с дочерью  она даже была лишена носимого ею звания и сослана в Свирский женский мо-настырь, а имение было взято под опеку.

С 1835 года владельцем Веревского стал князь Григорий Александрович Ханджери (1791-1842). В эти годы Анна, жена Леона Силина, родила ещё детей: в 1836 году - сына Леона, в 1840 году  - дочь Дарью. Как и многие крестьяне, в 1841 году Анна с мужем  взяли себе воспитанницу Федору Николаеву, но она умерла в возрасте двух недель.

С 1841 года Веревское в течение долгого времени принадлежало Антону Францевичу  Томашевскому (1803-1883), цензору почтового ведомства, дослужившемуся до чина тайного советника, писателю-публицисту.  В середине XIX века в этом сельце  было 14 дворов, где проживало 107 человек (54 мужчины и 53 женщины).

Судьба гречанки Анны была незавидной, она умерла 24 октября 1843 года от чахотки в возрасте 29 лет, была похоронена на приходском кладбище в селе Льялово. Её муж через год женился на крестьянке из сельца Веревского Ирине Захаровой, от третьего брака с которой родилось много детей, но почти все они умерли в младенчестве.

Сын Анны, Леон Леонов (1836-1914), в 1856 году женился на крестьянке из того же сельца Веревского Ирине Селивёрстовой. Двое его детей, родившиеся ещё до отмены крепостного права, умерли в младенчестве, остальные дети, среди которых была и Елена, моя прабабушка, родились уже свободными.

К концу XIX века Веревское А.Ф. Томашевский продал. По данным 1911 года в Верев-ском было 22 двора, рядом находилось имение Ширяева. С 1915 года через сельцо стала проходить мощёная булыжная дорога, соединяющая деревню Стародальняя с усадьбой дворян Мартыновых Иевлево-Знаменское. Местные жители называли дорогу Екатерининским трактом.

Из Веревского Елена Леоновна вышла замуж в село  Поярково за крестьянина Афанасия Фёдоровича Емельянова (1862-1911), который в 1903 году был избран церковным старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково, построенной в 1665 году боярином Артамоном Сергеевичем Матвеевым. Церковные старосты избирались сроком на три года. До этого, а именно в 1900 году, его отец Фёдор Емельянов, пользующий большим уважением у односельчан, был переизбран церковным старостой на пятое трёхлетие, но в 1902 году скончался в возрасте 65 лет.

Старший сын Афанасия Фёдоровича, Фёдор Афанасьевич Емельянов (1887-1932) – мой дед, был участником Первой мировой войны, а один из его сыновей, Андрей Фёдорович Емельянов (1926-2000) – мой отец, воевал в годы Великой Отечественной войны.


Тяжёлая и недолгая жизнь была у гречанки, волею судьбы попавшей в Россию, но мы - её потомки  всегда будем помнить Анну.


Рецензии