Разум и безумие

Меня давно волнует абстрактный в общем-то вопрос о разумности и безумии происходящих событий. О разумной норме, признаваемой всеми (ну или абсолютным большинством). И о размывании границ этой самой нормы. Об иррационализме, который внедряется отнюдь не под маской философского, религиозного учения, новой идеологии, социальной теории, а втискивается, всовывается буквально в сознание миллионов просто так, безо всякий мудреных обоснований. Последствия этого процесса поистине трагические, они и не могут быть иными в обществе, где человек с шариковой ручкой (ноутбуком, компом) намного, в тысячи раз опаснее человека с мечом, луком и стрелами. И привести это может к тому, что миллиарды людей будут уничтожать друг друга, воюя по сути с собственной тенью и реализуя чью-то во всех отношениях безумную программу. Подчиненность культуры, образования, общественной жизни тем или иным идеологическим целям закладывает (может заложить) основы коллективного безумия. Это опасно. Но еще более опасной является утрата человеческого "суверенитета" как такового, способности мыслить, критически оценивать действительность. принимать самостоятельное, а не навязанное кем-либо решение... Где-то когда-то прочитал, что едва ли не 80 процентов наших идей и мыслей - это повторы того, что мы услышали, прочитали, восприняли. Возможности для такого своеобразного "формирования" внутреннего мира индивида в информационную эпоху безграничны. Внедряться может что угодно: нездоровый беспочвенный позитив, эйфория, страх, подозрительность, ненависть и презрение, деление на "своих" и "чужих"... При совершенствовании механизмов воздействия на сознание так можно будет и вовсе перейти на прямое им управление, формируя по заданным лекалам "человека послушного", всегда "правильно" реагирующего на окружающий мир.... Старый как мир рационализм, пройдя за века внушительную школу и впитав идеи Сократов, Эпиктетов, Декартов, Кантов, к началу 20 века как будто выдохся, уступив место якобы более сложному, глубокому мировосприятию, учитывающему то сознание и подсознание, то инстинкты, то мистику. И трудно, наверное, подсчитать хотя бы приблизительно всех жертв этого поистине без-умия и последствий внедрения его миазмов в общественную сферу. Нет, человек действительно непрост, он глубже, чем кажется, но у него есть и всегда будет нечто органически характерное по своей сути подлинно человеческой природе, подлинно-гуманистическое, без которого человек не может оставаться человеком. И вот это должно остаться с ним навсегда.


Рецензии