Дом на краю детства

Моя мама родом из села Григоровка Черкасской области, Каневского района. Для тех, кто знаком с историей ВОВ село знаменито своей переправой (Букринский плацдарм, или плацдарм возле села Великий Букрин). Именно там, на участке Днепра реки между селом Ходоров  и  селом Григоровка, немецкое командование, надеясь на  сложности рельефа местности  (ширина реки, крутизна берега, достаточно большой изгиб реки), и поэтому маловероятное, по их мнению,  форсирование наступавшими советскими войсками, потерпело поражение, которое и решило исход битвы за реку Днепр, и, как следствие этого, сыграло огромную роль в освобождении Киева от фашистов.
Советские войска понесли большие потери, о чем можно прочесть во всех книгах по истории ВОВ об освобождении Киева, а так же увидеть в многочисленных экранизациях этого события. К примеру, художественный фильм “Батальоны просят огня”.
Еще долгое время, то здесь, то там в прибрежных лесах, эхом войны были взрывы неразорвавшихся своевременно снарядов. И по сей день “черные копатели” не оставляют свои попытки найти военные трофеи, которые своим количеством красноречиво говорят о событиях тех дней.

В юности моя мама уехала в Киев, как тогда говорили  - покорять столицу. Благополучно ее покорила. В подтверждении этого, вся наша семья сейчас столичные жители, с плюсами и минусами этого события.
Каждый год, с моего раннего детства, все свои летние каникулы я проводила у бабушки в селе. Поэтому, смело могу назвать дом моей бабушки “домом на краю детства”. Описать события тех счастливых лет, когда я беззаботно наслаждалась компанией соседских ребят, и самим житьем-бытьем сельской жизни, не хватит 10000 знаков. Да и детство отдельного ребенка, мало чем отличалось от детства всех советских детей в целом, о чем, в принципе, можно прочесть на любой страничке автора Прозы.

Но, было одно событие, которое, я надеюсь, может быть интересно читателям. Я родилась в 1973 году. За год до этого, был введен в эксплуатацию первый гидроагрегат Каневской ГЭС. О событиях, которые последовали после, я и хочу рассказать. Воспоминания о доме моей бабушки, том доме, который был построен задолго до моего рождения, и где прошло детство моей мамы, одно из ярких воспоминаний моей жизни. Те, кто имеет представления о глиняном доме, покрытом сверху соломой и рубероидом, те из нас, у кого возле  дома росли кусты сирени, и зеленые майские жуки, ударяясь о стекла окон, звуком-звоном раздавались в каждой клеточке тела, поймут о чем я.

А теперь можно вернуться к Каневской ГЭС. К сожалению для меня, и, думаю, к счастью для бабушки (я о перспективе), нам было велено покинуть дом на берегу реки Днепр по той причине, что разливавшаяся после строительства ГЭС река, просто затопит его. Что, в принципе, и произошло со многими домами, которые стояли ближе к реке. Наш дом вода не тронула. Но, тогда мы не знали, какая участь нас ждет, и наша семья благополучно, своими силами, построила дом на пригорке. Реку и проходящие по ней теплоходы, теперь мы могли видеть только вглядываясь в даль. Сигнальных гудков проходящих  суден, слышно уже не было, но я помнила их звуки. Это что-то особенное. Такие звуки сродни тем, когда дом, к примеру, находится недалеко от сортировочной ж/д станции, и можно слышать, как формируются составы. В старом доме  можно было услышать, как капитан судна приветствует жителей села и капитана пристани, отдавая честь сигналом-гудком “Фа-Фа!!!”

Глиняный дом сменился домом, который снаружи покрыт белым кирпичом. Потом, достроили погреб с покатой цементированной  лестницей, сарай на две секции (хозяйственный и для скота), высадили фруктовые деревья (некоторые унесли с собой под звонкий смех "доброжелателей"), кусты смородины и малины. Но все это было потом. А пока, уходящие в историю воспоминания о погребе, который был просто вырыт, как глубокая яма, и спускаться в него нужно было по крутой деревянной лестнице (как говорят у нас в Украине – драбині); о том, как пахнет промокшая от дождя солома, которой укрыт был старый дом;  о том, как долгими зимними вечерами мы с бабушкой пекли в жестяной банке из-под яблочного повидла яблоки в печи. Память!  Что она с нами делает? Со мной она всегда творит чудеса. Запах глиняных стен вперемежку с сиренью и запахом вареной картошечки, заправленной шкварками с луком, которую готовила бабушка – вот именно то, что … было “домом на краю детства”. 

На фото вид на реку Днепр. Черкасская обл., Каниевский р-н., с. Григоровка.


Рецензии