В мифах и легендах - история...

                Из-под камушка течёт реченька
                Да Волга быстрая, ой да Волга-матушка
                Народная песня
               

     В мифах и легендах таится история. Прошлое народа – в его фольклоре, в преданиях и сказаниях, в героическом эпосе, в обрядах и обычаях. А для того, чтобы понять - надо вслушаться.
     Где начинается Волга? Путешественники, рассказывая об этом месте, издавна отмечают его как зыбкое болото, сплошь затянутое мхами, да осокой. Идёшь, идёшь и вдруг родник. Живительная, свежая, прохладная вода. Вспоминаются сразу народные сказки, в которых говорится о живой и мёртвой воде и воскрешении из мёртвых.  От прозрачного лесного родничка до самого моря течёт река Волга – Ра. Родник – это ключ воды. Также, как фольклор – ключ к разгадкам. Ведь в древней мудрости скрыт глубокий смысл.
    «Ра» - «ясная», «светлая», «белая», «священная» река. Первым, кто её описал и нанёс на карту под этим названием, был Клавдий Птолемей. Волжские финно-угры (мордва и марийцы) не называли Волгу Волгой, хотя корень «волг» можно связать со значением «белый», «светлый», распространённым в финно-угорских языках. Взять, к примеру, марийское слово «волгыдо», эстонское «валге» или карельское «валги». На юге России можно услышать «волха», что значит «ель» и «вольха» - ольха. Волхв – мудрец, знахарь или чародей. А Волга или Ра обладает огромной водной энергией, силой, о которой знали с давних времён.
      Ра также – бог солнца, человек с головой сокола. У манси «пангк» - голова, а у мордвы «панга» - название женского головного убора. В старину во время праздников и важных событий чуваши поднимали в качестве флага на древке часть сурпана – женской головной повязки.  «Пан» по-хантыйски «клюква», что значит «кровавый», «красный». Есть и в тюркских словах, например, чулпан – «утренняя звезда» или «планета Венера». Эти понятия были связаны между собой и их хорошо знали древние марийцы и манси. Недаром в Самарской области (Клявлинский р-н) есть село Чулпан. И есть старинное поверье, что с рождением человека на небе зажигается звезда, а с его смертью она исчезает.
       Вспоминается ещё лесная девушка Сиринга – прекрасная нимфа с луком и стрелами, которую козлоногий бог Пан встретил где-то за Волгой. И музыкальный инструмент из стеблей тростника – сиринга, названный Паном по имени той девушки. Песни, посвящённые призыву весны, у мордвы – тундань сиремат.
      Яркий свет, Солнце, Ярило. Ярило сочетает в себе всё то, что присуще весне: буйство красок, начало нового, света и тепла. Раньше и начало года начиналось с весны. Вспомните Снегурочку, которую пронзил своими лучами Ярило-Солнце, от чего она растаяла.
      Другая интересная легенда - о Купале и Костроме. В день летнего солнцестояния огненный бог, бог Луны и огня, огненных жертвоприношений и домашнего очага Семарг   встречает на берегу реки Ра (Волги) богиню Ночи – Купальницу.  У них рождаются дети – Купала и Кострома, злая Судьба разлучает брата и сестру, когда младенца Купалу уносят за тридевять земель гуси-лебеди, но со временем они вновь встречаются. Конечно, легенда очень напоминает нам русскую народную сказку «Гуси-лебеди», знакомую каждому с детства.
      Чувашский дух леса – Арсури очень похож на русского лешего. Злая старуха Вупар - на русскую бабу Ягу. Только летает она не на метле, а на мялке. Дух воды – Шыври и его дочь Вуташ схожи с русским водяным и русалкой. Русалка вообще означает ту, «которая на русле», «на дне».
      Мифы – это слова, рассказ или речь. Слова, словно реченька бегут. Мифов, легенд и сказаний очень много и в Жигулях. Рассказывали, например, что на месте Жигулёвских гор когда-то была равнина. На ней паслись стада, колосились хлеба. Хорошо жилось здесь людям, но соседи-разбойники завидовали волжанам. И решили они совершить набег на Волгу, да взять в полон людей, живших по берегам. Подплыли, но услышали глас нечеловеческий, грозный:
     - Что вам здесь нужно? Уходите отсюда!
       Оказалось, это молодец Микула, да подруга его Дарьица встали на крутом берегу неприступной стеной. Не люди то были, а два высоких утёса с отвесными скалами. Волга в это время вздохнула, подняла высокие волны, да и опрокинула вражьи челны. С тех пор и стоят на берегу Волги   Молодецкий курган и Девья гора.
      Про Хозяйку Жигулёвских гор легенды напоминают сказ П. Бажова «Каменный цветок». Только у Бажова герой – Данила-мастер побывал у Хозяйки Медной горы, а здесь – Фёдор Шелудяк (сподвижник Степана Разина) попал к Хозяйке Жигулёвских гор. Он долго жил у неё, но тосковал по вольной волюшке. Так и умер от тоски.  Хозяйка Жигулёвских гор с тех пор по нему плачет, а слёзы её вытекают в Каменную Чашу.
      Про Хозяйку Жигулёвских гор ещё говорят, что она же и Жигулиха, ушедшая от людской жизни в подземелье. Иногда её видят люди, когда она выходит посмотреть на жизнь новых сёл и деревень. Хозяйке служат белые прозрачные карлики. Заблудившегося человека они выводят из дремучих мест, стараются помочь во всех неприятностях. Очень одиноко живётся Властительнице Жигулёвских гор, потому она и заманивает иногда к себе добрых молодцев. А белые карлики или «белоглазые люди» - отшельники, живущие сотни лет в недоступных пещерах и обладающие древними знаниями. 
      В Жигулёвских горах многие ищут клады. Рассказывают, как Степан Разин, тяжело раненный под Симбирском, на простой рыбацкой лодке плыл вниз по Волге.
      - Что за место это? – спросил он.
      - Жигулёвские горы, - ответили ему.
      Почувствовал Разин, что в последний раз видит он Жигули. Попросил тогда атаман остановить лодку, а самого проводить на дорогу, ведущую на курган. Вынесли его, раненого, на руках на берег – туда, где можно подняться на курган. Вынул он из кармана золотую трубку.
      - Хочу схоронить эту трубку здесь, в этих горах. Кто найдёт её, тот после меня и продолжит наше дело!
      И зарыл Степан Разин свою трубку недалеко от дороги. А когда лодки отошли от берега – поднялся над горами синий дымок – это курилась трубка Разина.
      Про Царёв курган ещё говорят, что под горой погребён татарский князь, который с 7-ю татарскими султанами плыл по Волге. Хотел он пройти и покорить всю Россию, но умер. Здесь и похоронен. А множественное его войско сносило на его могилу землю шапками и щитами, от этого и образовалась будто бы такая гора.
      Прогуляйтесь по берегам Волги. Вспомните легенды и были. Вокруг ведь не просто земля. Это – историческая память. Это как ниточки, соединяющие нас с теми, кто жил на этой земле до нас.
               
                2021 г.


Рецензии
Светлана, хорошая подборка народных сказаний. Интересная мысль про общность сюжетов сказок народов, поочередно и обновременно населяющих наши местности. Мне кажется, это связано с общностью с одним народом, по мнению многих, мифическим. У вас есть хороший задел для развития своих сказок.
Удачи.

Людмила Павельская Вощинина   23.02.2022 22:48     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо за прочтение и отзыв! Я непременно буду заниматься темой сказов, легенд и преданий. Есть немало задумок, которые хочу рассказать в прозе.

Светлана Евстигнеева   24.02.2022 07:40   Заявить о нарушении