Алгоритм достижения духовности

АЛГОРИТМ ДУХОВНОГО ЗАКОНА. - М. Шульгин, 2022

Сегодня демократический мир охватила борьба за экологическое благополучие и свободы человека. Это бы и неплохо, но свобода выбора строится во многом на иерархии осуществления страстей, помыслов, и чувств, попадая в сферу психологии.

1. Искать благодать и царство божие надобно в себе и при жизни

Стремиться подчинять реальность благому помыслу, а не ждать благодати после смерти – первейший духовный закон. «Царство божие прежде всего внутри нас, при жизни» (А.И. Осипов).

  2. Существует сродство между всеми добродетелями и всеми пороками, а также между теми и другими (И. Сирин, И. Брянчанинов)

Одна добродетель (называют ее мать) связана с последующей, приобретенной.
Так и «зло не терпит прибывать без супружной», с кем-то или чем-то – оно причинно-обусловлено и подкрепляться памятью (злопамятство).

3. Не пренебрегать мелочами: мыслями желаниями,
необузданными страстями, которые после их реализации могут привести к опустошению, скорби, болезням и смерти не только себя, но и всего сообщества. И малое зерно прорастет в душе падая на благоприятную почву (Ф. Достоевский).

4. Борьба с первичными страстями и греховными мыслями.
Страсти реализуются через мысли, а избавление от греховных мыслей видится через применение молитвы Иисуса – «Господи, Иисусе Христе, Сын божий – помилуй меня» (И. Брянчанинов, И. Сирин).

К первичным страстям относят: серебролюбие (роскошь, деньги и богатство), праздность, негу, словоблудие, похоть, которые позднее приводят к таким грехам как прелюбодеяние, тщеславие, чревоугодие, памятозлобие.
Для предотвращения грехопадения и болезней следует бороться прежде всего с первичными страстями (И. Осипов) и применять молитву Иисуса.

5. Смирение

По учению Оптинских старцев – «Смирение – это путь к Богу». «Сыскать смирение высокое» значит приобрести божью благодать, при которой и похвала, и порицание других людей не трогают душу.
В мирской жизни следует не оскорблять другого, не злобится и осуждать его, хотя бы он был и не прав.  Улыбнись ему и пройди мимо. Подобный совет дает и Достоевский в романе «Братья Карамазовы» - «дай что-нибудь и проходи».

6. Последовательность и постепенность духовного восхождения

Достижение царства «благообразия» может наступить уже при жизни. Оно доступно всякому и происходит при постепенном и последовательном движении как по ступенькам лестницы. Исходя из закона сродства, продвижение связано с преодолением страстей на пути к состраданию, милосердию и любви. Ибо всякая «следующая добродетель есть мать достижения предыдущей» (И. Сирин).
Не достигнешь успеха в делах, когда нарушишь последовательность. Все в мире взаимосвязано и «каждый отвечает за все и за всех» (Ф. Достоевский).

7. Воздаяние человеку

за его терпение, смирение, подвиг, добрые дела – происходит естественным образом, а ни как заслуга и награда Господа (Марк Подвижник). И не только в духовном, но и материальном плане, добавляет Н. Осипов.

8.  Добродетели могут быть «ехидными душе» (И. Брянчанинов)

и не быть по определению духовными (вспомним - добрыми помыслами выложена дрога в ад). Это происходит, когда при достижении целомудренных целей, забывают или отрицают предшествующие добродетели, как честность, открытость и др. (нарушают последовательность) и прибегают к лжи, лукавству, предательству, обману.
То же происходит в следствие присвоения несвойственных человеку добродетелей (казаться правдолюбом, борцом за справедливость, благотворителем, патриотом), коими человек прикрывается для достижения публичности, карьеры, богатства и славы.

9.Любовь предстает как высшее достижение человека

- Ибо – «Бог есть любовь». Общество, вооруженное этой «мыслью», способно перейдет к благообразному образу жизни, без насилия. Без принуждения к новым порой разрушительным ценностям, навязываемых демократической идеей.

10. К духовному закону А. Осипов также относит «Пагубность восхваления друг друга»

Надо «Бояться тщеславия как змеи ядовитой» (Н. Воробьев), а Н. Осипов, профессор богословия, выделяет понятие «Меру нравственного беззакония», нарушение которой может привести к гибели всего человечества.

Выводы:

1. Формула духовности включает интегрированные составляющие, находящиеся в диалектической последовательности:

а) вначале добиваемся осознания своей греховности, слабости (трусости и др.) и только тогда начинается наше развитие (Ф. Достоевский);
б) осознаем, что мудрость заключается прежде всего в Смирении и Терпимости,
которые возникают на основе достижения Состояния всемогущей внутренней свободы;
в) высшим проявлением духовности явится достижение нового качества социализированной личности, которое выражается в любови, сострадании и взаимоответственности (я отвечаю не только за себя, но и за близких и все человечество).
2.  Нравственное не есть духовное

Если нравственное – есть порождение социальных норм, правил, законов и установлений, то духовное – есть стремление к добродетели, чистоте помыслов, душевному равновесию, любви и состраданию.

3. Все в мире взаимосвязано и «каждый отвечает за все и за всех» (по Ф.Достоевскому).

4. Не умеющий любить и ценить малое не войдет в «ворота рая».

5. Не оскорбляй другого и не гнушайся им, хотя бы он был и не прав.
 
6. Свобода выбора строится во многом на иерархии переживаемых страстей.

7.Распространенный повсеместно Приоритет права над Духовным законом, способствует естественному забвению и почти полному отрицанию старых христианских добродетелей, ценностей и традиций, что может привести к погибели человечества.

Спасибо, редкий и глубокий читатель!


Рецензии