Турист СССР

               

      Впервые поехал на горно- лыжную базу в 1979 году. В Закарпатскую область, поселок Ясиня. В Союзе все путевки распределялись профсоюзом пропорционально. Нашему выделили две путевки туда, и выяснилось, что там есть бугельный буксировщик. Можно кататься на лыжах. Решено, едем мы в двоем с Володей, с 20 февраля. Больше желающих не оказалось. Очередь была в дома отдыха и санатории.

      А тут основное требование выполнить норматив на знак Турист СССР, да еще зимой. Ищите дураков в другом месте. Брать такие путевки никто не хотел. Хотя профсоюз оплачивал 85 процентов их стоимости. Польские лыжи и ботинки Альпины, у нас уже были. Все свое несу на себе. Первая заповедь туриста.

      В самолет с лыжами пустили. ТУ-134, Харьков- Львов, болтало нещадно. Стюардесса не успевала носить пакеты. Мы сидели в середине салона, рядом веселый парень из Львова, рассказывал анекдоты. Перед нами, все четыре места занимали женщины. Слушали, смеялись, мы все были без пакетов. Перед очередным анекдотом парень спросил, как мы насчет пакетов. Ответили нормально, и он начал анекдот в тему.

      Разносит стюардесса пакеты. Видит парню плохо, пакет уже полный. Побежала за новым. Приносит пакет, а парень сидит улыбается и пакет пустой. Спрашивает, почему пакет пустой. Парень говорит, вижу он переполняется, я его и выпил.

 Это была катастрофа. В салоне и так уже был сильный запах. А тут прорвало. Особо впечатлительные слушатели, стали наполнять и свои пакеты. Вонь в салоне только усиливалась, хорошо полет короткий и мороз на улице. Выйдя из самолета отдышались, и пошли не спеша, в здание аэропорта. Провокационный анекдот, раньше надо думать о последствиях. Зато опыт на всю жизнь.

      Добрались на Ж/Д вокзал. Там уже были ребята с лыжами. Поезд на Ужгород один, раз в сутки, и другой дороги нет. Колея одна, на всех столбах останавливается. Ехали долго, но весело. В основном туристы, и немного местных. На нашем столбе, Ясиня, вышли. Темно, куда идти не известно. Местный пассажир подсказал. Вам назад вдоль Ж/Д колеи, километра полтора. Слева от дороги будет хата, три этажа. Она одна такая в деревне. Дошли, нашли, постучали. Нас пустили в фойе, посидеть до утра.

      Утром скомплектовали группу, расселили по три человека в комнате. Потом завтрак, инструктаж и катание на горе Муса- Ачитара. Завтрак и ужин на базе. Обед на горе, за отдельную плату, в Колыбе. Это круглая изба лесорубов в лесу, когда работали на заготовке древесины.

      Туристов база принимала шестьдесят человек, примерно половина с лыжами. Остальные пешие, на свободные прогулочные маршруты. Самый популярный и короткий маршрут, База - Шинок- База. Водка и пиво на разлив, плюс бутерброды. Некоторые приезжали и на такой отдых.

      Здание Базы, трех этажный деревянный сруб, с мансардой. Построено в тридцатые годы прошлого века. До войны, там жил губернатор Закарпатской территории Румынии. Во время войны, была горно- лыжная База Люфтваффе. Здание полностью деревянное, до средины семидесятых пустое, без отопления. Лесорубы и плота-гоны остались в прошлом. Полная безработица и натуральная жизнь. Сезонные выезды на заработки в сельские хозяйства Союза.

      Во второй половине семидесятых, во дворе построили большой хозяйственный блок. Там разместили котельную, душ и туалет. Большую часть занимал склад дров для котельной. Этой котельной отапливалось здание Базы. Появилась холодная и горячая вода, открыли здание для приема туристов.

      Уже не помню, бугельный буксировщик от немцев остался, или привезли старый из других мест. Но он мог тащить одновременно лыжников десять. Очередь на подьем обычно была человек тридцать. Пологая гора, три направления для спуска. Утром, по ледяной крошке, категорию трассы можно было считать синей. К обеду, на солнце, она превращалась в кашу, категория нулевая. Зато загар был хороший.

      Ближе к обеду, на горе, недалеко от хвоста очереди, появились три красавицы. Стройные девушки, модельной внешности, в купальниках. Лыжи, ботинки, палки , перчатки и очки на них, все от известных австрийских и итальянских фирм. Фирма Фишер тогда была эталоном качества горно лыжных изделий. Купальники очевидно тоже фирменные, но лыжников они не интересовали.

Мужская часть лыжников, вся познакомилась с девушками. Они красовались и загорали на солнце. Подниматься на гору не собирались. Проходя к очереди на подьем мимо них, многие здоровались. Они стали практически талисманом горы возле начала подъёмника .

      Когда на горе их осталось двое, все забеспокоились. Оказалось, что вчера Валя неудачно повернулась на месте и сломала ногу. У нее гипс, а им через три дня уезжать. Лыжники своих не бросают. Доставка на вокзал и погрузка в поезд завершились удачно.

      В выходные дни очередь на горе увеличивалась. Приезжали лыжники из других поселков. Нас в эти дни увозили на экскурсии или в походы. Наша группа, в воскресенье, пешком выдвинулась в сторону горы Драгобрат. Вершина чуть выше двух с половиной километров. Там на двух тысячах был альпинистский приют. Деревянная хижина, с двух ярусными нарами и плитой для большого чайника. Дрова приносите с собой. Вокруг снежная целина.

      За нашей группой ехал ГАЗ-66, горный вездеход. В кузове рюкзаки, дрова, лыжи и прочее. Пешком прошли километров 7- 8, из них пару в начале подьема. Остальной километраж на ГАЗ-66, отличный автомобиль. Устроились на ночлег, хорошо попили чаю, и не только. В шесть утра, все были на ходу. Деревянные стены и спальный мешок, не греют. Умылись в снегу перед хижиной, туалет за ней. Голый торс, свежий снег, хорошо бодрят. Горячий чай и бутерброды с маслом.

      Спуск с горы по дороге на лыжах, почти девять километров. Ради этого стоило там ночевать. Лыжники вперед и вниз. Кто без лыж, в кузове вместе с вещами, следом. К завтраку были на Базе, поход закончен, впечатления хорошие.

      После завтрака, в нашей группе душ. Вода для душа из системы отопления здания. Вначале женская часть группы в душевой, только один час. Все как в проточно- накопительном водонагревателе. Потом еще час на нагрев воды. Мужская часть группы в душ идет через два часа, и только на час тоже. Потом переключают на отопление. Надо нагреть воду для ужина и отопления здания. Воды в системе отопления мало, мыться надо быстро, как патроны в обойме. Последним, часто мыло смывать приходится ледяной водой.

      Вечером, вся группа собирается в одной комнате. Сидят все очень плотно, на столе греются несколько банок с вином, для глинтвейна. Барды, гитаристы, свирели и губные гармошки дают концерт. Часам к десяти, деревянный дом прогревается, становится жарко. Все уходят спать по комнатам, в спортивных костюмах. Быстро нагревается, так же быстро и остывает. К шести утра, даже в костюмах, будет холодно.

      Прощальный вечер в дороге до Львова, плацкартный вагон поезда. Музыка, песни до утра. От Львова все дороги разошлись. Осталась память и некоторые адреса. А горы притягивают, когда нибудь встретимся, на другой горе. Значки Турист СССР-1979, останутся у нас навсегда.


Рецензии