Путешествия по выходным

        Работая на заводе, каждую субботу, мы с другом Вадимом Костиным, молодым инженером, выпускником Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) - факультет радиотехники и электроники, пришедшим на завод одновременно с нами, выпускниками Таганрогского радиотехнического института (ТРТИ), старались поехать куда либо на природу, чаще всего к одной из многочисленных рек Брянщины. Оба были одержимы познаниями природы.

        А эти вылазки к водоёмам давали дополнительную энергию, помогали в работе. Брали с собой палатку, спальники, удочки и всё, необходимое для двух дневного похода, рано утром садились на пригородную электричку и ехали подальше от города, на одну из запланированных станций, откуда до той или иной речки было недалече.

        Расскажу об одной такой реке по имени Навля. Сойдя с поезда на станции Навля, по тропе через великолепный сосновый лес, пройдя километров восемь, мы вышли на берег красивейшей реки, изгибающейся как огромная змея. Сведения о реке мы нашли в областной библиотеке. Оказывается, общая длина реки 126 км. из них 74 км по территории Брянской области. Берега реки извилистые, ширина от 6 до 15 метров, глубина от 0,5 до 2 метров.

        Навля является левым притоком Десны. Вода в реке оказалась настолько чистой и прозрачной, что захотелось тот час же искупаться в её прохладных струях, что мы и сделали, поплавав в большом омуте под высоким берегом. На воде вспыхивали и исчезали пузырьки воздуха, что говорило о наличии мелких рыбёшек. Солнце было уже высоко, когда в омуте мы увидели затонувшую лодку.  Вадим нырнул к ней, проплыл мимо бортов и сообщил, вынырнув, что лодка почти цела.

        Вдвоём, мы подняли лодку со дна, вытащили её на берег, осмотрели.  Борта лодки обросли мхом. Почистив еловыми лапами, обнаружили несколько трещин. Когда лодка высохла, законопатили отверстия мхом и спустили на воду, привязав веревкой за кольцо в её носу. Веревка была с собой… Вечерело, когда решили половить рыбу на ужин. Размотали удочки, накопали червей под коровьими лепёшками, коих вокруг было немало, и пошли по берегу забрасывая грузила с крючками в омуты (водовороты).

        Первым сазана поймал мой друг. Затем и у меня клюнула рыбёшка, засек и стал подтягивать к берегу. Вадим пришел на помощь и сачком подцепил здорового леща. Пошел клёв и мы наловили 8 рыбёшек в общей сложности килограмма на два. Уха получилась отменная. Поставили палатку. Долго сидели у костра за разговорами и песнями о былых походах.
   
        Рано утром, едва взошло солнце, были уже на ногах. Нашли пару сухих прямых веток, почистили топориком от сучьев, смастерили вёсла.    Уключин не было. В отверстия для них вставили палки, вёсла привязали к ним веревками.    Загрузили рюкзаки и поплыли вниз по реке, где на вёслах, а где отталкиваясь ото дна, как шестами. Красота реки, её пейзажи завораживали.

        Пока Вадим грёб, я снимал на фото это великолепие природы, широкие плёсы, крутые обрывы берега реки, сосновый бор на берегу, склонившиеся к воде плакучие ивы. Впереди показалась деревушка из пяти – шести хат. У мостка полоскала белье пожилая женщина, поздоровалась, спросила, откуда мы и куда держим путь, и откуда у нас лодка?  Причем на великолепном русском с брянским акцентом.
 
        Вадим ответил, да у Федьки Косого из Навли. Спросили Далеко ли остановка автобуса до Брянска, сказала, сразу за третьим домом… А где можем оставить лодку, Фёдор заберет. Да прямо к этим мосткам и привяжите, что мы и сделали, так как день клонился к вечеру. На заводе, в актовом зале я, сделав в лаборатории два десятка снимков по этому путешествию, организовал фото вернисаж, имевший успех у заводчан.

        Недалеко от завода, за озером Белые Берега, если ехать в сторону Орла, в те времена строили автотрассу Москва –
Симферополь. Часто на мотоцикле я ездил по участкам этой трассы, съезжая с неё и по лесным тропам 3 -5 км тихонько ехал сквозь густой Брянский лес, встречая на пути то лесную речушку, то небольшое озерцо. Однажды, километров в пяти от строящейся трассы, в густом сосновом бору обнаружил красивейшее небольшое озеро.

 Обошел вокруг -  песчаные пляжи, чистейшая вода. Ивы на берегу, склонившиеся к воде – сплошная идиллия. Искупался, нырнул -  глубоко. На глубине около двух метров тело обдало холодом, вероятно подземные ключи, питающие озеро, так как речушек или ручьев я не обнаружил. Видимо кроме звериной тропы, сюда не ступала нога человека и это было отрадно.

 Вернувшись в город, долго был под впечатлением. Утром в понедельник зашел к зам. директора по хозчасти Виктору Ивановичу Даянову – человеку неординарному во всех смыслах, с полуслова понимающего суть проблемы и решающего их мгновенно. Казалось, весь город был ему знаком. Несколько раз мне приходилось быть в его кабинете и слышать, как он решал вопросы.
      К нему я и обратился с рассказом о найденном лесном чуде и предложением устроить там небольшой кемпинг для заводчан, закупив и поставив там финские домики. Виктор Иванович с минуту молчал, потом встал и говорит «поехали, хочу сам посмотреть». Но машина там не пройдёт, говорю. А ты же на мотоцикле, вот и поедем.

      И вот, средь белого дня, вдвоём на моём мотоцикле ИЖ Планета, мчимся по шоссе Брянск – Орел, сворачиваем на новую трассу, рядом с тропой к озеру идет насыпка трассы Москва - Симферополь. Подъехали через лес к озеру. Даянов сам обошел его вокруг, умыл лицо в его холодной воде, постоял в задумчивости минут пять и сказал, поехали… Я не спрашивал, понравилось ли ему, это было видно и так.

      Когда же выехали на трассу, Виктор Иванович подошел к бригаде строителей трассы, спросил, кто бригадир и отозвав его спросил, сколько будет, вернее сколько надо, чтобы проложить пяти километровую асфальтовую дорогу к озеру. Бригадир задумался, а Даянов сказал -  оплата официальная будет, а я спрашиваю сколько бутылок «Столичной» надо, что бы быстро без проволочек построить дорогу?

      Задумался бригадир, ну ящиков восемь. Хорошо, завтра Вам привезут десять ящиков. Когда принимать объект?  Так десяти дней и хватит. Что, по числу ящиков водки? Смеётся Даянов. Приехали на завод, зашли к нему в кабинет, он берет телефонный справочник, что то ищет и звонит – Вологда? Лесоперерабатывающий завод? Называет по имени отчеству зама по хозяйству, объясняет, что нам нужны три финских дома для заводского кемпинга. Тот дает добро - отправляйте официальную заявку, будут Вам домики.Недели через две, Даянов звонит мне по заводскому телефону и приглашает поехать уже на его Волге по новой дороге. Спрашиваю а водку им отправили, да на другой же день.  И вот Волга мчится по неширокой асфальтовой дороге сквозь высокий сосновый бор.

      Строителям пришлось вырубить совсем немного деревьев и проложить пятикилометровую асфальтовую дорогу прямо к озеру да еще с двумя разъездами для встречных машин. Ну вот, теперь я могу привезти дирекцию завода посмотреть на это чудное озеро и будущий кемпинг, говорит Виктор Иванович.
      А ещё через три месяца на станцию Брянск-2 пришли наши долгожданные домики, и опять Даянов поручил организацию их доставки к озеру комсомолу в моем лице, так как я был секретарем комитета ВЛКСМ завода. Пришлось взять заводские автокран, грузовики, опытных рабочих и ребят – комсомольцев и в течении двух дней загрузить, а затем выгрузить сборные домики у озера.

      Но что бы домики собрать, нужны были специалисты и опять Даянов проявил свою способность решать проблемы на лету. Выяснил, что в Брянске работает бригада сборщиков таких домов, он что то им пообещал и они в течение последующей недели собрали домики на озере. Теперь предстояло оформить инфраструктуру базы, провести воду, электричество, канализацию, блок питания. Всем этим занялся назначенный руководством завода хозяйственник, Алексей Ильич Говоров.

      Я же продолжил заниматься своими делами по комсомолу, и вникал в организацию кемпинга редко. А вскоре, пришлось уехать на Родину в Сухум, и дальнейшая судьба базы мне неизвестна. А потом пришли 90 е годы и завод перестал функционировать. А жаль.
   


Рецензии