На вираже Крыловича

Реальность не всегда такова, какой мы её видим

События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Уходят из жизни свидетели славных и трагических событий. Великая битва безумных амбиций и циничных планов, втянутых стран и народов, мужество и стойкость отдельно взятого человека перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств на многие годы вперед определила судьбу человечества.

Сегодня молодёжь считает войну – новой религией, построенной на насилии над человеком. И не потому, что забыли историю своих дедов. Нет, она у них в подсознании. Современные поколения выросли на понятиях «Память», «Помнить».
И всё же, рубиться за мир и добро, в их понимании – находить компромисс, уметь договариваться. Разве это не ценно?

Люби всех нас, Господи, тихо. Люби всех нас, Господи, громко. Лучше и не скажешь, спасибо ДДТ

И если, двадцатилетние, выбирают Моргенштерна (9 миллионов только в Instagram, порядка 100 млн. просмотров по отдельным клипам на YoyTube) – это всего лишь защитная реакция на наш цинизм, как бы это не нравилось слышать моему поколению.

Давно и не единожды, подсчитаны убытки материальных потерь за годы Великой Отечественной победителями и союзниками, и побеждёнными. Выплачены компенсации, но разве от этого легче.
Во что можно оценить, не проходящую боль в душе человека? Уже умерли поколения, так и не узнав, где похоронены их неоплаканные дети – солдаты войны.

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны является одним из крупнейших в мире центров хранения свидетельств о доблести, о падениях и взлетах человека, проявлении его сущности под влиянием войны.
На сайте музея можно ознакомиться в виртуальном режиме со всей экспозицией. А вот чтобы прочувствовать хотя бы на какое-то мгновение дыхание тревожных дней войны, все же лучше посетить музей. И у вас неизбежно сложится собственное представление о тех далёких, сложных временах и присущих человеку переживаниях.
 
Изучая в который раз экспозицию, задерживаюсь на узеньком стеклянном мостике, соединяющем смотровые залы. Наверное, неспроста автор музейного проекта использовал стекло и ограниченное пространство, чтобы как можно острее подчеркнуть накал человеческих чувств, готовых в любой момент вдребезги разлететься осколками забвения или же рассыпаться бесконечной благодарностью в сердцах потомков.

Улица Чернышевского, дом 11 – реальный минский адрес встреч подпольщиков, связных времён войны. А это значит, что мы находимся в зале экспозиции – «Партизанское движение и антифашистская подпольная борьба в Белоруссии». С многочисленных фотографий на стене, смотрят на нас организаторы партизанского и подпольного движения, непосредственные участники тех далеких военных событий – в основном гражданские люди. Короткие стрижки у мужчин, галстуки, незатейливые прически у женщин, гражданская одежда вперемешку с военной. Они такие разные, но у них одно на всех желание – избавиться от ненавистных захватчиков и навязанного ими нового порядка жизни.

Медленно взгляд скользит по толстым стеклам выставочных витрин, за которыми хранятся сотни историй людских судеб, с их, не реализованными планами, мечтами и не сбывшимися желаниями. Миллионы людей война вычеркнула из жизни, не спрашивая согласия на то, превратив в историческую статистику.

HALT! AUSWEIS – как чёрт с ларца, музейный манекен солдата рейха с автоматом наперевес останавливает нас у шлагбаума на оккупированной территории Белоруссии. Здесь же, в этом зале, если повернуть вправо от экспозиционного железнодорожного вагона, разрушенного партизанами, мы увидим работу художника И.В. Немогая. Мастеру удалось запечатлеть кульминацию взрыва на Осиповичской железнодорожной станции в ночь на 30 июля 1943 года. Ужасное и одновременно завораживающее действие: от взрыва в воздух взлетают вагоны, груженые платформы, и вот уже пламя охватывает всю железнодорожную станцию и прилегающие сооружения.
 
Пытаюсь среди фотографий найти исполнителя данной диверсии. Чуть левее и выше от работы художника, выставлены Звезда Героя Советского Союза, два ордена Ленина, орден Красной Звезды. Читаю: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии» капитан Иван Тимчук был удостоен данных высших наград Советского Союза. Звезда Героя, как сам факт, уже вызывает глубокое уважение и безмерную благодарность к её обладателю, а в его лице, ко всем ветеранам войны, уже ставшей историей.

Продолжаю искать: опять награды, фотографии, имена. И вот, глаза в глаза, на меня смотрит открытым взглядом мужчина лет двадцати пяти. Под фотографией четко прописано: Ф.А. Крылович – подпольщик, связной 1-й Бобруйской партизанской бригады Могилевской области.
 
Сажусь за компьютер, ввожу в поисковик: «Ф.А. Крылович». Получаю немало самой различной информации об «Осиповичской диверсии» и ее исполнителе. Данные источников самые разнообразные, парой противоречивые.
Читаю, изучаю, а вопросов почему-то не становится меньше. К моему сожалению, расспросить художника И.В. Немогая об этом событии, уже не было возможности.

Звоню в Осиповичский историко-краеведческий музей. Директор А.Ф. Степанова соглашается встретиться и по возможности прояснить отдельные моменты из жизни их земляка, более того, дает номер телефона внучки Фёдора Крыловича.

Считаю года, прикидываю возможный возраст близкой родственницы героя. К моему удивлению, отвечает довольно молодой голос. Светлане Федоровне, еще нет и сорока. Работает она инспектором по розыску багажа в Национальном аэропорту «Минск». Договариваемся о встрече.
 
Отправляюсь в Осиповичи, по пути на станции метро «Могилевская» подхватываю Светлану и полтора часа поездки мы общаемся. Пожелтевшие черно-белые фотографии, печатные вырезки СМИ, всё с собой, аккуратно сложено в папку. И самое главное, желание Светланы говорить.

23 марта 1916 года в Минске в семье железнодорожника родился Федор Крылович. Старший брат Алексей, сестра Софья и Федор еще были малолетними детьми, когда семья переехала в Осиповичи. Отец, Андрей Андреевич Крылович, устроился монтёром на железнодорожной станции.
После окончания семилетней школы Федор поступил в Витебский техникум. Отучившись, год, вынужден был вернуться домой. Возникли материальные трудности в семье, приболел отец. Фёдор пошел работать электриком к железнодорожникам, и в это же время его назначали помощником уполномоченного по делам физкультуры и спорта в городском отделе. Как сейчас бы сказали, перспективный комсомолец.
 
Со слов внучки и сотрудников музея, Фёдора уважали в городе, а хулиганы побаивались. Парень был высокого роста, широкоплечий, всегда мог постоять за себя и если нужно, наподдавать обидчику слабого. Поджав хвост, не бегал, говорил в глаза то, что думал. И всё же, не смотря на дерзкий характер, парень был душой компании. Те, кто помладше, стремились подражать ему. Слово Федора было законом.

В 1937 году парня призвали в армию. В Ульяновске, по месту службы, окончил школу связистов. За три года перебрасывали трижды: Хасан, Халхин-Гол, затем на войну с Финляндией. Демобилизовался в звании сержанта в 1940 году. Парню было 24 года. Молодой человек знал уже цену жизни не понаслышке, но не предполагал, что жизнь подготовила его для новых, боле серьёзных испытаний.


Рецензии