Я твой друг навсегда

Это было время когда соцсетей еще не существовало, не было даже цифровых фотографий. Редко где можно было отсканировать бумажную фотографию. Интернет общение было возможно только по мейлу и только начинались форумы.

Однажды я разместила на тематическом поэтическом сайте стихи малоизвестного поэта Н.В.Стефановича.


Не знаю, сколько времени прошло, может несколько дней, может месяц-два, но наступил апрель 2002г. и мне на почту пришло сообщение, что понравились стихи.

Я помню, что это был выходной день и я возвращалась домой от родственников, живущих на другом конце города.
Зашла на мейл и получила это сообщение в одну строку. Так началась наша многолетняя переписка и дружба.
Я переписывалась и с другими друзьями, приятелями, так что он не был единственным корреспондентом.

Фотографий отсканированных не были ни у меня, ни у него, поэтому общение было "в слепую", только примерно через более чем полгода, наверное, а может и больше отсканировали по фотографии.

Общались мы о разном и читали тоже вместе, делились впечатлениями. Но и о бытовых вещах тоже общались.

Мы были верующими людьми, но я крещена в детстве и крестного у меня не было.
- У тебя есть крестный?
– Нет, мы крестились в детстве и крестных не было.
– Если хочешь, я буду твоим названным крестным. – Да!
Так у меня появился крестный.

Мы выбрали даже себе покровителя дружбы - св.авпостола Иоанна Богослова и два раза в год (май и октябрь), когда выпадает его празднование - поздравляли друг друга с "днем дружбы".
"Я твой друг навсегда!" - подписывался иногда.

…Помню цветочки от св. Матроны. На почте почтальон отказалась у друга их принимать: не положено!  Но он тайком насыпали их в листик бумаги и написали приписку, что все равно удалось положить. Иногда он и бумажные письма присылал, дарил книжки, фото. Помню письмо чернилами с картинкой и рисунок тушью: стога на поле.
Я никогда не была в Оптиной Пустыни, а он часто туда ездил т.к. живет в 5 часах езды на машине. Возил экскурсии туда.

И всегда передавал записки "О здравии" обо мне.

Но так сложилось, что я заболела (это был конец февраля 2003), моя жизнь сильно изменилась. И эта дружба стала еще более существенной, чем раньше.
Я не знала ещё, что я не поправлюсь и нужно будет учиться жить в новом состоянии, с непереносимостью звука, света, солнца, нагрузки. Непереносимость солнца стала внезапной и абсолютной: даже попадание зимнего рассветного/закатного  луча на кожу - моментально провоцировали симптомы и на долго. Это была катастрофа!

Жить приходилось " после захода солнца и пока не зажглись фонари".

После капельниц, которые только ухудшили состояние, я не смогла больше сидеть за компьютером , мерцание и яркость экрана были непереносимы (тогда были только ламповые мониторы), и сидеть я долго не могла, нужно было много лежать.

И я писала письма от руки, а мои домашние их фотографировали и отправляли по мейлу. Так длилось примерно год.

Шло время, мне становилось хуже, в городе с его шумом было уже нельзя находиться, да и сосед крутил на всю мощь музыку, уговоры были бесполезны, и если пару раз мы уезжали в село на лето, то теперь нужно было уезжать из города на неопределенный срок. Там, где мы жили а селе - туда вернуться было нельзя и мы сняли другое жилье.

В селе не было интернета совсем! Интернет в те времена был только проводной. Даже сотовая связь ловилась плохо, нужно было высоко поднимать телефон. И можно было отправить СМС. Поэтому общение было таким кратким.

А потом мы снова уехали в село.
Но друг обещал писать бумажные письма. Шел 2007 год.
Началась жизнь без интернета! Есть ли жизнь без интернета? Есть!

В это время нам с сестрой писала письма подруга, с которой мы познакомились накануне отъезда. И еще один друг.

А этот друг ... не присылал письма! Только через год-полтора появился в селе примитивный "черепаший" интернет.
Но, написав ему письмо, я поняла, что меня там уже не ждут! И я не стала больше беспокоить.

Но это был не конец. Спустя время он вдруг вернулся и попросил снова принять в друзья и наше общение началось заново по интернету.

В селе мы прожили 6 лет! Вернулись в город. На немного мое состояние стало лучше, что я смогла ездить в бассейн.

Каково после 6-ти лет вдруг попасть в город, а жизнь поменялась? Я чувствовала себя как попавшая в будущее на "машине времени". Заходишь в супермаркет и не знаешь, куда что нажимать, и чувствуешь себя не в том времени. Но это все наживное.

Так прошло еще 5 лет. И дружба длилась дальше. Было очень много хорошего и доброго! Он присылал мне фото, рассказывал о жизни, которая мне недоступна. А я могла поделиться только внутренним.
А потом я заболела еще сильней, я стала лежачей на спине.

Это была полная катастрофа - жить только на спине с невозможностью даже поворачивать шею, не то, чтоб на бок повернуться.И меня нельзя ни приподнимать, ни поворачивать.

И тут друг тоже мне помог! Нужно было переслать диск с мрт (по мейлу нельзя, аппарат читает только диски у доктора) и переслать этот диск в Москву! И он ходил на почту и пересылал это диск из своего города. Но доктор не помог, он оказался так себе специалистом.

Так прошло еще 2 года. 2 года лежания на спине. Закончился 2020г.
Это было время когда он продвигался по служебной лестнице, став сначала благочинным, а потом и секретарем епархии (он священник). И чем дальше, тем меньше было душевного, человечного и настоящего,  Это уже был совершенно другой человек,никак не похожий на себя из прошлого.
А потом он...ушел совсем.

Больше не было поздравлений с "днем дружбы" в мае и октябре.
Последний раз поздравил строчкой с ДР, даже не спросив, как я? Я только и ответила "спасибо", не став себя навязывать и рассказывать как я живу.
Увидела на его странице фото отдыха в палатке с друзьями на красивом просторе, спросила: где это?
Но ответ был: "Это везде так!"
И больше я ничего не спрашивала, почувствовав, что меня больше не ждут.

Накануне ухода они взяли на воспитание девочку-сироту 8 лет, у самих двое взрослых детей, которые живут самостоятельно и старшая давно замужем.

Так прошел еще год...
24 февраля началась война!
Все, даже приятели - вдруг наведались, как я? И только предавший друг ничего не написал.
Но я сама написала, вдруг умрем, не хочется вот так умирать, не попрощавшись, Поблагодарила за дружбу, написав в ВК, (тогда бомбили и наш город). Но никакой доброго отклика и сочувствия не встретила!

После моего сообщения он удалил свой контакт в ВК.И ничего больше не ответил, не спросил за эти месяцы после начала войны ничего. Спустя может месяц от удаления, он снова восстановил аккаунт. Дочитал мои непрочитанные до конца сообщения и ничего не ответил. В ВК сначала не отписался, поэтому ему видны мои посты,значит знает, что нас бомбят, как мы выживаем, как умираем каждую обстрельную ночь. Через 7 месяцев он удалил меня из френдов.

Вот и закончилась дружба!

"... Мне теперь кажется, что так было всегда. Что ты, как душа родилась, вместе со мной. Но бывают такие мысли, что вдруг наше общение кончится когда-нибудь. ОБЕЩАЮ, что постараюсь не допустить этого!!!"- писал он когда-то. Выделение слова "обещаю" капслоком - его.

Не сдержал обещания...


Рецензии