Главный враг Московского княжества

Карта Рост Великого княжества Литовского

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

        В данной статье попытаемся ответить на вопросы о том, кто был главным врагом Московского княжества, какую политику для сохранения княжества проводили московские князья, и какова была роль московского боярства.

        В статье «Причины вражды тверских и московских князей. Смерть Александра Невского» мы рассмотрели соперничество князей ветви Юрьевичей – потомков князя Юрия Долгорукого, так как тверской и московский княжеские дома были из его потомков.

        Вражда Московских и Тверских князей, происходила на фоне соперничества между боярами, или знати этих княжеств, которые изначально относились к верхневолжским кривичам – Тверское княжество и северной части вятичей – Московское княжество. И как было выяснено главной причиной этой вражды было давление, оказываемое боярами на князей Москвы и Твери.

         Московскими князьями для сохранения княжества и выживания была выбрана наступательная стратегия, захвата прилежащих земель у соседних княжеств, и самих княжеств, где войной, а где и подкупом. Коломна вошла в состав Московского княжества к 1301 году, в 1302 году Переславль Залесский, в 1303 году Можайск. Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила - Иване Калите, взявшим под власть Москвы Галич, Углич и Белоозеро.

         Важно сказать о том, что дало возможность московским князьям с относительной легкостью присоединять древние Ростово – Суздальские земли. Кривичи и вятичи на Ростово - Суздальские земли пришли позже так, как часть историков считает, что в Ростово – Суздальской земле обитало одно из древнейших славянских племен со своим архаичным диалектом. Отличительной чертой этого славянского племени, являлось ношение его женщинами браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами, а височные кольца - это отличительный славянский признак.

         «Близка к этнографической и южная историческая граница Ростово-Суздальской земли. Археологические материалы позволяют несколько скорректировать последнюю. Так, поречье реки Москвы, по-видимому, целиком следует включить в Ростово-Суздальскую землю, поскольку первыми славянскими насельниками были здесь племена — носители браслетообразных незамкнутых височных колец. То место в среднем течении р. Москвы, где был основан город с таким же названием, судя по данным археологии было территорией, первоначально освоенной той же славянской группировкой. Укрепление Москвы Юрием Долгоруким следует рассматривать как создание форпоста на южных рубежах Ростово-Суздальской земли» (Седов В. «Древнерусская народность: историко- археологическое исследование»)

         Когда позже на эти земли пришли племена вятичей и кривичей, на ней оставались и представители древнего славянского племени носителей браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами, их взаимодействие и смешение привело к появлению великороссов.

         Главным событием в объединении Русских земель стало присоединение в 1392 году земель Нижегородско - Суздальского княжества и Муромского княжества. По - нашему мнению с конца XIV века Московское княжество взяло на себя роль главного защитника Руси от внешнего врага – идею в последствии объединившую Русь.

         По отношению к Орде московские князья проявляли покорность, оказывая им содействие и используя их в междоусобных воинах и разборках, собирая и копя силы для будущей независимости.

         Тверское княжество за время своего существования не увеличило свою территорию, избрав пассивную оборону и проиграло противостояние с Москвой

         Вражда и соперничество московских и рязанских князей происходила по линии разных ветвей Рюриковичей, Юрьевичами – Московское княжество и Ольговичами – Рязанское княжество.

          И в этом противостоянии Москвы и Рязани проявился этнический племенной фактор, бояр северных вятичей – Московского княжества и южных вятичей – Рязанского княжества. (Подробнее в моих статьях «Вятичи и Возвышение Москвы», «Верхневолжские кривичи. Характер великороссов» и «Причина вражды московских и рязанских князей. Политика Москвы по присоединению Рязанского княжества») Рязанские князья не смогли противостоять Москве, не имели прочного тыла, так как граничили со степью и ордой, постоянно подвергались набегам, что не позволяло накопить достаточно сил и ресурсов.

          В княжествах были сильны позиции местного боярства - выходцев из союзов племен, диктовавшего свою волю пришлым князьям. «Боярство каждого княжества, отобравшее себе наиболее подходящего князя … пугая своего князя широкими возможностями нового выбора, приглашения на его место нового князя … Князь знал, что сейчас боярское войско поддержит его (если он угоден боярству); он сознавал, что боярство будет препятствовать надоевшим истощающим усобицам, будет ограждать его (в своих боярских интересах) от соперников-князей» (Б.А. Рыбаков «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Происхождение Руси и становление ее государственности»)

          Вражда московских князей с тверскими и рязанскими княжескими домами были не смертельны для Москвы и Русского государства - это была вражда разных ветвей потомков Рюрика. Соперничество тверского и московского княжеских домов – это соперничество князей ветви Юрьевичей – потомков князя Юрия Долгорукого.

          А соперничество московских и рязанских князей происходила по линии соперничества разных ветвей Рюриковичей, Юрьевичами – Московское княжество и Ольговичами – Рязанское княжество.

          Но был враг, равный по силе на Руси такого называли супротивник, с которым Московское княжество, а затем и царство воевало больше всех – это Великое княжество Литовское.

          «За 300 лет, с середины XIV до второй половины XVII века, между Московским княжеством и Великим княжеством Литовским произошли 12 полномасштабных войн, не считая множества мелких пограничных столкновений и усобиц. Известный русский историк Ключевский писал в свое время, что за неполное столетие (с 1492 по 1582 год) на войны между двумя государствами приходится не менее 40 лет» («История ВКЛ: 12 полномасштабных войн с Московией»
           В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) сказано: «Великое княжество Литовское (ВКЛ), го­су­дар­ст­во в Восточной Ев­ро­пе в 13–16 веках. Эт­ническое яд­ро – зем­ля Лие­ту­ва в Аукштайтии. Фор­ми­ро­ва­ние ВКЛ. Со­юз ли­товских зе­мель, вклю­чав­ший Лие­ту­ву, об­лас­ти Упи­ты и Дел­ту­вы, Шяу­ляй и часть Жемайтии, впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1219 году. В 1230–40-х годах пре­вра­ще­ние это­го сою­за во гла­ве с кня­зем Лие­ту­вы Миндовгом (Мин­дау­га­сом) в еди­ное гос-во бы­ло ус­ко­ре­но уг­ро­зой, ис­хо­див­шей от Тевтонского ордена.

           Рас­цвет ВКЛ. В пе­ри­од еди­но­лич­но­го кня­же­ния ро­до­на­чаль­ни­ка ди­на­стии Гедиминовичей, Ге­ди­ми­на (1316–1341) и прав­ле­ния его сы­но­вей – Ольгерда (Аль­гир­да­са) (1345–77) и Кей­сту­та (Кяс­ту­ти­са) (1345–77, 1381–82) про­изош­ло зна­чительное ук­ре­п­ле­ние ВКЛ. В хо­де на­сту­п­ле­ния на русские зем­ли в 1310–1320-х гг. в со­став ВКЛ во­шли Друц­кое, Ви­теб­ское, Мин­ское, Пин­ское, Ту­ров­ское и Слуц­кое кня­же­ст­ва, ок. 1360 – Брян­ское кн-во, ок. 1362 – Ки­ев­ское кн-во, в 1360-е гг. – Чер­ни­гов­ское кн-во, в 1340–70-х гг. – Во­лынь. … К 1430-м годам ВКЛ рас­ши­ри­лось до вер­ховь­ев р. Ока и Чёр­но­го моря, от­вое­ва­ло часть юж­но­ - русских зе­мель у Зо­ло­той Ор­ды и вклю­ча­ло тер­ри­то­рии совр. Лит­вы, Бе­ло­рус­сии, а так­же час­ти совр. Ук­раи­ны и Рос­сии.»

           По одной из версий Гедемин происходил: «Из смоленских князей. Якобы по приказу Великого князя Киевского Гедимин отправился на территорию Западной Руси для сбора дани. Но собранные средства он не стал отдавать в казну, а с их помощью добился власти, подкупив жмудинов и пруссов. Ведь кроме исконно литовско-белорусских земель, в составе княжества находились обширная Жемайтия и Черная Русь...»

           По другой из «Хроники тевтонских рыцарей» говорится, что: «Он был слугой (конюшим) или дружинником литовского князя Витеня. Но либо убил своего господина, либо тот сам погиб от удара молнии. В результате этого заполучил власть.

           «Бархатная книга» говорит о том, что «Гедимин происходил из рода Рюриковичей. Документы официального архива, которым является Традиция относить потомков Гедимина к ветви Рюриковичей была благосклонно поощряема всеми российскими монархами.» («Что известно о происхождении и смерти князя Гедемина: версии от Нерона до Рюриковичей»
           Но документальных подтверждений происхождения Гедемина от ветви Рюрика нет.

           Как российским монархам не поощрять родословную Гедемина от Рюрика, ведь потомки Гедимина породнились и «стали основателями множества аристократических фамилий не только в Речи Посполитой, но и в Российской империи.» Даже на монументе «Тысячелетие России» есть скульптуры Гедемина, Ольгерда, Кейстута и Витовта – врагов Московского княжества.(У Романовых они были видимо в друзьях)

           Итак, главным врагом Московского княжества было Великое княжество Литовское угрожавшее его государственности, завоевавшее значительную часть древних русских земель и поощрявшее их знать служить ему: «Не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли зна­ти (Ход­ке­вичи, Ост­рож­ские и др.) во­шли в со­став вер­хуш­ки круп­ней­ших зем­ле­вла­дель­цев ВКЛ, иг­ра­ли боль­шую роль в по­ли­тической жиз­ни….» (БРЭ)


Рецензии