Почему христианам следовало принять Коран

Священная книга мусульман, Коран – это безусловно один из уникальнейших феноменов человеческой истории. Он появился в мире внезапно и сразу же произвёл революцию не только в арабской филологии или арабской государственности, но и абсолютно во всех сферах миропорядка. В те далёкие времена – в 7 веке от Рождества Христова – из аравийских пустынь откуда ни возьмись прискакали на верблюдах полчища племенных арабов, которые почему-то впервые объединились, хотя раньше постоянно ссорились между собой. Они быстро захватили огромные территории – от Атлантического океана и Испании на западе до Гималайских гор и границ Индии на востоке. О себе они говорили, что Бог даёт людям новое откровение и все должны принять его... Народы с великим удивлением смотрели на всё происходящее. А тут ещё ужасная эпидемия чумы, унёсшая жизни ста миллионов людей, – это треть (!) населения Земли на тот момент... За какие грехи всё это? Чем люди так прогневали Господа?

Надо сказать, что древние люди, в отличие от современных скептиков и "случайников", ясно понимали, что всё происходящее в мире – рука Божья. Невозможно, – говорили они, – Всевидящему Господу что-то "упустить" в мире. Даже наказания и вразумления – от Бога. А если получаешь по голове больно – значит что-то натворил...

А получать было за что... Почти непрекращающиеся войны между Византией и Персией, кровавые гонения, массовые избиения, постоянные споры и взаимные обвинения в ереси между христианами, повальное неверие и общий нравственный упадок — вот причина Божьих "воспитательных" работ. Милосердный Господь не оставил людей погибать в их беззакониях, но предпринял срочные меры по восстановлению их духовного здоровья.

Из Библии мы знаем, что Бог часто вразумлял Свой народ иноплеменниками. Схема всегда была простой: в народе появлялся разврат и нечестие, люди забывали Бога ; из дальних стран прискакивали жестокие варвары с дубинами и смиряли непокорных ; люди обращались к Богу ; и Он их спасал. Так произошло и в 7 веке. Но... на этот раз вместе с дубинами арабы принесли ещё кое-что, удивительным образом напоминающее записку от Бога! В ней Господь подробно разъясняет, в чём заключаются Его претензии к роду людскому. А чтобы каждый мог призадуматься и обратиться, в кратчайшие сроки Небесный Царь распространил Своё письмо по всей Земле. Исполнить важное Божье поручение должен был сын Авраама Измаил, точнее его потомки – арабы, которых древние народы при встрече сразу же окрестили "измаильтянами", или "агарянами", что библейски обоснованно.

НЕМНОГО БИБЛЕЙСКИХ ПРОРОЧЕСТВ...
Жил в древние времена "друг Божий" (Иак. 2:23) – Авраам. Человеком он был праведным, но детей, к сожалению, не имел. Бог всё испытывал его на терпение и обещал в скором будущем даровать великого сына – Исаака, через которого Бог уже вознамерился создать великий и святой народ – Израиль, а через него – Спасителя всего мира, Христа. Но великий этот праведник, Авраам, пока ждал Обетованного, взял свою наложницу –египтянку Агарь и, по совету жены, возлёг с ней. И родился от Агари Измаил – родоначальник всех "измаильтян" и "агарян".

Бог всегда благословлял своего любимого раба Авраама. И в этой ситуации не сделал исключения: Авраам молил Господа, чтобы Измаил "жив был перед Его лицом" (Быт. 17:18), — то есть на библейском языке – знал истинного Бога, — и Господь внял его мольбам. Милостивый дал такое пророческое обетование: "...О Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ..." (Быт. 17:20)

Конечно, благословение в Библии может быть только одно – знание Единого Истинного Бога. И двенадцать князей упомянуты не зря. Это прозрачная аналогия с двенадцатью коленами Израиля, избранным родом Божьим. То есть два сына Авраама, Исаак и Измаил, по обетованию Божьему, должны были стать благословенными народами, ведь сам Бог вызвался руководить ими через исторические века...

Неудивительно, что сыны Авраама и сегодня живут и множатся. Их буквально, по слову Божьему, "как песок морской, которого не исчислить от множества" (Быт. 32:12)! А о духовных потомках и говорить нечего... Поистине, верующие в Бога авраамова в мире числом "как звезды небесные" (Быт. 22:17)...

И ЧТО ТАМ С АГАРЯНАМИ-АРАБАМИ И ИХ КОРАНОМ?
После ясных библейских пророчеств о роде Измаила кто-то ещё удивляется, что Коран был дарован именно потомку Измаила – Мухаммаду и его сородичам, а не кому-то другому? А кто теперь будет сомневаться в сакральном происхождении Корана? Случайно ли Господь, в отмену язычества, провозгласил в Коране авраамову единобожную веру? Совпадений не бывает, и Бог всё видит и знает:

Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? (Псалом 93:9)
Но, – коль скоро Бог всё знает и видит, и Коран не зря появился, – чему люди должны были научиться и в чём исправиться? Почему Бог отдал мусульманам весь восток и теперь они владычествуют там над малочисленными группами христиан, часто гонимыми и всячески угнетаемыми? И вообще, христиане должны верить в Коран? Он за них или против них?! Давайте разберёмся...

Рассудим всё по-христиански. Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос — истинный Владыка вселенной, которому "надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (1 Кор. 15:25). По истории мы также знаем, как Бог постепенно, царство за царством, всё отдавал под начальство Христа. И как стремительно распространялось христианство! Целые народы разом обращались к своему Спасителю... До тех пор пока не появились разногласия внутри христианства и разделения... После этого темпы распространения истины заметно уменьшились, а вражда между братьями-христианами увеличилась.

Ввиду такого исторического факта, удивит ли нас то, что Коран в первую же очередь обрушивается на христиан за отсутствие любви друг ко другу, которую заповедал Христос?
"Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы — христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Бог поведает им о том, что они творили". (5:14)

Очевидно, что они сами виноваты во вражде и ненависти к ближним, а Бог просто предоставил им вкусить плоды их свободной воли. Ничего не бывает без Божьей воли, потому и написано: "Бог возбудил между ними вражду и ненависть". Но сотворили это и виноваты в этом сами враждующие.

К ЧЕМУ ЖЕ ПРИВОДИТ ВРАЖДА И НЕНАВИСТЬ?
Очевидно, что ненавидящие и враждующие очень скоро перестают понимать своих братьев, у них появляются разногласия и они в гневе отдаляются друг от друга. К сожалению, так и произошло. Уже ко времени нашествия арабов (7 век) разные группы христиан перестали общаться друг с другом. Они были разделены по крайней мере на четыре большие течения: православие, арианство, монофизитство и несторианство.

Выше представлена карта, на которой хорошо видно территориальное распределение основных христианских групп. Интересно, что арабы сразу же смогли захватить лишь "неправославные", "еретические" территории, а "православные" Бог сохранил – на них христиане дали отпор завоевателям и не позволили им установить там свою власть. Правда будущие поколения мусульман всё таки захватили Константинополь и всю Малую Азию, но это сделали уже не арабы, а турки много веков спустя (15 век) — и опять же из-за вражды и ненависти (!) — теперь уже между православными и католиками...

Постепенно в 7 веке Бог отдавал исконно христианские территории под власть Арабского халифата. Но это происходило не без назидания: в Коране Господь призывает еретиков покаяться; Он обличает всех неправославных, чтобы те вернулись к Евангелию: "О люди Писания! Вы не будете идти прямым путем, пока не станете руководствоваться Торой, Евангелием и тем, что ниспослано вам от вашего Господа". (5:68)

Это правда. Вопреки распространённому мнению, Коран не обличает евангельских (ортодоксальных) христиан! Он обличает только те еретические группы, которые не вполне приняли евангельскую весть Христа. И мы докажем это прямыми ссылками на аяты Корана...

КОРАН ПРОТИВ АРИАН
Каждый, кто хоть немного знаком с историей христианской Церкви, легко вспомнит, в чём заключается суть арианства. Эта группа появилась в 4 веке и впоследствии сильно распространилась в Римской империи, а потом, когда догматически была побеждена, смогла укорениться в варварских племенах готов, вандалов и франков. Эти германские племена сильно буйствовали в Европе и захватывали обширные территории. Им даже неоднократно удавалось установить свою власть в Риме. В общем итоге их владения простирались от Дуная на востоке до Испании на западе. Они также (в 5 веке) проникли в Северную Африку и основали там Вестготское королевство.

Надо сказать, что варвары-ариане были довольно терпимы к православным, но всё равно иногда устраивали гонения (особенно в Северной Африке). Они были малокультурными и малообразованными и вряд ли понимали свою веру глубоко. Скорее всего, арианство было просто формой их государственной идентичности, которая отличала их от имперских православных христиан. Уже к концу 7 века, после начала арабских завоеваний, они предпочли принять православие (в Европе) или обратиться в ислам (в Африке).

Суть арианского учения состоит в том, что Бог изначально (до сотворения мира) взял Себе Сына. То есть прежде чем сотворить мир, Бог сотворил Себе Сына, которым потом создал всё остальное. Ариане не гнушались называть Сына Богом, но для них он был как бы меньшим богом – сотворённым помощником ("сотоварищем") большого Бога.

Вся несуразность этого учения заключается в том, что Бог в нём делается нуждающимся в помощнике, не самодостаточным. Не говоря уже о том, что концепция сотворённого Сына нарушает принцип единственности Бога и вводит "сотоварища" Богу. Неудивительно поэтому, что арианство весьма импонировало бывшим язычникам – будь то римляне или варвары-германцы, – которые обращались в христианство.

Теперь нам будут понятны грозные обличения Корана в адрес ариан:
"Они сказали: «Бог взял Себе Сына». Пречист Он! Напротив, Ему принадлежит то, что на небесах и земле. Ему одному все покоряются". (2:116)
"Бог не взял Себе Сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Бог превыше того, что они приписывают Ему!" (23:91)

Любой православный христианин согласится с этими словами. Действительно, Бог не взял (не сотворил) Себе Сына, ведь нет наряду с Ним другого бога.

Бог не взял... Он имеет у Себя вечное Слово, которое не было когда-то взято (или создано). Именно вечным Словом, согласно Корану, Бог творит мир: "Он — Первосоздатель небес и земли. Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается". (2:117)

Было бы абсурдно заявлять, что Бог сотворил Своё собственное Слово, или что Слово Бога – это "сотоварищ" Бога. У человека, например, есть руки, которыми он что-то делает; но значит ли это, что руки – конкуренты человека, обкрадывающие его славу? Так и Слово Божье, имея ту же божественную природу, что и Сам Бог, не обкрадывает Его нимало!

Является ли Слово Творцом? Мы увидели из Корана, что Бог Словом творит мир. Поэтому если мы назовём Слово творением, то введём Богу "сотоварища" и станем арианами, которых обличает Коран. У нас нет выбора: либо творение, либо Творец. Нам остаётся только назвать Слово Творцом — тогда мы сделаемся православными, которых поддерживает Коран.

Кто-то спросит при этом: можно ли Слово называть Сыном? — Конечно можно, Коран ведь не отрицает наличие Слова у Бога! И если мы правильно (не по-ариански) называем Слово Сыном, и при этом не приписываем Богу никакой "супруги" (6:101), то Коран нас не порицает. Бог в Коране не порицает православных христиан!

Но сегодня есть те, кому необходимо услышать обличительные слова Корана. Это современные "ариане" — "свидетели Иеговы", которые прямо заявляют, что Бог вначале создал (взял) Себе Сына; этот сотворённый Сын (не Бог) потом создал всё остальное. Так и получается у них, что не Бог единолично сотворил мир, но творение – наряду с Богом...

КОРАН ПРОТИВ МОНОФИЗИТОВ
Уже в пятом веке большая группа христиан отделилась от православных. Они были названы монофизитами (от слова "моно" – одна, и "физис" – природа) из-за того, что признавали во Христе только одну природу – божественную, а человеческую принижали. По их учению божественная природа Иисуса (Сына Божьего) как бы поглотила человеческую, и теперь Иисус только Бог, но не человек.

Нет ничего удивительного, что в мире появилось подобное учение, ведь божественная природа бесконечно выше человеческой, и при их соединении (воплощении Сына) божественная природа поглощает человеческую. Это если думать по плотскому уму. Однако Слово Божье при воплощении не уничтожило Своим божеством человеческую природу. Оно Само стало человеком. И теперь во Христе две природы: божественная и человеческая, и они существуют в Нём неслитно и нераздельно. Поэтому мы не вправе принижать во Христе какую-либо из природ: Он полностью (100%) Бог и полностью (100%) Человек.

С этим, в отличие от православных, не были согласны монофизиты. И потому Коран обличает их:
"Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Бог — это Христос, сын Марии». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Богу, если Он пожелает погубить Христа, сына Марии, его мать и всех, кто на земле?». Богу принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Бог способен на всякую вещь. (5:17)

Здесь необходимо понимать язык Корана: под "сыном Марии" подразумевается человеческая природа Христа. В аяте говорится, что нельзя смешивать две природы во Христе: человек есть человек, а Бог есть Бог. Христос как Слово является Богом, но как "сын Марии" является человеком. Две природы существуют вместе неслиянно, но и не раздельно друг от друга.

Ещё в аяте конкретно говорится, что человечность Христа идентична нашей! Христиане в древности спорили между собой, какая человечность у Христа: адамова или наша, или вообще отличная от всех – какая-то своя? Коран хорошо отвечает на этот вопрос: Бог, если пожелает, может уничтожить ("погубить") человеческую природу Христа (при этом божественная конечно останется), и вместе с ней всех людей – ту же человеческую природу в нас. При этом мы уничтожимся полностью, ведь в нас, в отличие от Христа, только одна природа – человеческая.

Все православные христиане вполне признают две природы во Христе, а вот монофизитам надо задуматься... Впрочем, Коран обличает и другую христологическую крайность – несторианство.

КОРАН ПРОТИВ НЕСТОРИАН
Конечно нельзя называть человеческую природу Христа Богом, но если мы говорим о личности Христа, то мы не вправе раздваивать Его. То есть мы не можем говорить о двух независимых Сынах, соединённых во Христе только лишь согласием существовать вместе.

Иными словами, Слово Божье, которое стало человеком, не является отличным от этого человека субъектом. Само Слово Божье (то есть Бог) является в то же время и человеком. Хотя Бог не есть человек и человек не есть Бог, но Христос (в смысле личности) есть и Бог, и человек одновременно. В Коране так и сказано:
"Вот сказали ангелы: «О Мария! Воистину, Бог радует тебя вестью о Слове от Него, имя которому — Мессия Иисус, сын Марии. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных". (3:45)
"...Христос Иисус, сын Марии, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марии, и Духом от Него..." (4:171)

Мы знаем, что Слово (Он же Дух) Бога имеет божественную природу. Но то же самое Слово названо всего лишь посланником Бога из-за того, что Оно воплотилось и стало настоящим (а не призрачным) человеком – рабом Божьим.

По учению несториан во Христе сосуществуют две личности: Бог и человек. Православные же говорят, что личность одна, но природы две. И Коран показывает, что личность Христа действительно одна... Так что пусть задумаются несториане, а православные мыслят правильно.

КАКИХ ЕЩЁ ХРИСТИАН ОБЛИЧАЕТ КОРАН?
В Коране мы ещё встречаем интересные суждения о верованиях некоторых аравийских сектантов времён Мухаммада. Они верили в своеобразную Троицу, состоящую из Бога, Иисуса и (!) Марии. То есть считали Марию богиней. В христианской литературе они именовались сектой коллиридиан, или марьямитов.

Вот что пишет профессор А.П. Лопухин об этой секте в своей "Православной Богословской энциклопедии":
"Коллиридианская секта нашла почему-то в Аравии добрую для себя почву и имела здесь многочисленных последователей, как об этом свидетельствуют сирийские и арабские писатели (см., напр., у Алекс. патр. Евтихия, Cauga, ИбнТамимия п др.), у которых коллиридиане известны, главным образом, под названием марьямитов или марьямунитов (по сирийской уменьшительно-ласкательной форме) и Барбаритов (по-сирийски – сыновья, дети пустыни – бедуины). Ее последователи жили, несомненно, и при Мухаммеде и были, должно быть, настолько многочисленны в сравнении с другими представителями христианских сект и ортодоксального учения, что он признал их учение о божестве Пресвятой Девы Марии за общее мнение христианской церкви. Иначе трудно объяснить, откуда Мухаммед заимствовал свое нелепое мнение, которому остался верен до самой смерти, что по учению христиан, Троицу составляют Аллах (Бог-Отец), Мессия (Бог-Сын) и Мария. «Иисус, Сын Марии, – сказано в Коране (гл. V, ст. 116), – говорил ли ты людям: почитайте меня (Иисуса) и мать мою (двумя) божествами, – кроме Аллаха?» Эту нелепицу повторяли и повторяют многие из мусульманских толковников и богословов, не желающих или не умеющих ближе познакомиться с настоящим учением христианской церкви о св. Троице".

Конечно, пророк Мухаммад вряд ли считал, что учение марьямитов является учением всех христиан. И вряд ли коранические обличения реально существующей секты являются "нелепицей" пророка. Но вышеприведённая цитата безусловно полезна для нас как свидетельство о реальности существования в Аравии во времена ниспослания Корана секты, имеющей такое специфическое (неправославное!) учение.

Теперь мы знаем, что Коран не отрицает православную Троицу, состоящую из Бога, Его Слова и Святого Духа. Полемика Корана направлена только лишь против еретиков и сектантов...

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Священный Коран, вопреки мнению многих, не является только лишь мусульманской книгой. Он был дарован Богом равно и христианам, и мусульманам. К сожалению, многие христиане просто не захотели вникнуть в учение Корана и понять его язык. Мусульмане и сами не поняли всю глубину этого откровения: они приняли вымыслы своих "учёных" и горе-толкователей, которые исказили библейский (!) смысл аятов Корана. И теперь большинство из них уверены, что еретические учения, обличаемые в Коране, исповедуются всеми христианами... Здесь нельзя не согласиться с уже приводившимися выше словами профессора А. Лопухина:
"...Эту нелепицу повторяли и повторяют многие из мусульманских толковников и богословов, не желающих или не умеющих ближе познакомиться с настоящим учением христианской церкви о св. Троице".

На самом деле, Коран не отвергает православное учение о Боге, о Троице и о богочеловеческой личности Иисуса Христа. Возможно, мусульмане пока не способны понять это потому, что сами христиане отвергают Коран... Кто знает, быть может, христиане когда-то примут Коран и поймут всю глубину его слов. Именно христиане должны научить мусульман правильно толковать Коран!

Христос заповедал всем христианам:
"...Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." (Мф. 28:19-20)

Но как научить мусульман, которые привыкли толковать Коран неправильно? Как проповедовать в странах, где дозволен только Коран, а Библия запрещена? Может быть, самим христианам пора открыть для себя новое понимание Корана? — Тогда и мусульмане откажутся от всех своих заблуждений и примут Христа!

Итак, мы уверены, что Коран не выступает против христиан. Наоборот, он за христиан! За тех христиан, которые правильно веруют в Бога и Христа. И если все христиане поймут это, тогда Господь Иисус Христос приобретёт множество людей из числа мусульман для Своего Царства. Тогда Его владычество распространится повсюду и исполнятся долгожданные слова Писания: "Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков"! (Откр. 11:15) Да будет так. Аминь.


Рецензии