Дзига Вертов

Его имя врезается в память, как бранные слова в нежном возрасте - раз и навсегда.
После фильма о Сергее Эйзенштейне, появляется усмешка - ещё один гениальный еврей, куда без них.»Куда без нас?» - попискивает моя 1/8 моей еврейской крови.
 Дзига Вертов и его фильмы такие разные. Нельзя в этих печальных глазах и тонких чертах разглядеть бунтаря. Бунт его против неправды игрового кино, ненастоящести сюжетов и манерности актёрской игры. Вертов же ставил задачу показать жизнь, как она есть, презирая сценарий, как ограничение. Но всё же жизнь в его лентах была не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой он хотел её показать. Художник он или кто? И опять  здравствуйте, детские травмы - коровы оживают, хлеб становится рожью, прыгун снова оказывается на вышке, часы дают задний ход - неистребимое желание перезаписать жизнь наново, чтобы обойтись без боли, без страданий. Но кому и когда было  легко, особенно, если ты первый, дерзкий, непокорный.
  Дзига Вертов похож на соратника Бога, а может быть и на самого Творца: он точно  знает, чего хочет, но ждёт, когда события сами произойдут, он их подлавливает, чтобы правдиво запечатлеть. Он сознательно не пишет сценарий, но точно знает, чего он хочет.
   Художник всегда несёт мысль, идею, пестует её, доказывает её право быть. Вертов - само противоречие, может быть поэтому так захватывающе интересно его кино.

18.02.2020


Рецензии