Сергей Эйзенштейн

(Рецензия на документальный фильм Сергея Тютина)

Сам фильм о режиссёре, который с детства ассоциировался с Потёмкинской лестницей, коляской, летящей в тар-тара-ры, словно открывает дверцу в новый неновый мир кинематографа и личности, такой яркой в его истории.
Поймала себя на мысли, что это имя, как Ленин, какое-то памятн6иковое, фундаментальное, словно нет за ним живого человека, а он есть.
  Всякий раз, видя кадры детей-жертв в фильмах Эйзенштейна, задавала вопрос: как такое может снять Человек. Мне казалось, что Человек - не может - сердце ёкнет. Было ли оно у него? По факту - да, но сам он говорил, что  всего лишь навёрстывал нереализованную в детстве жестокость, агрессию и жажду что-либо ломать. Кино, снятое травмированным ребёнком, даже если он уже выглядит как взрослый, будет наполнено сценами страдания и жестокости.
 Любое произведение, будь то стихи, фильм, картина,  музыка - являются, в какой-то мере, отражением автора. Вероятно, какая-то боль души, не покидала Эйзенштейна, и он пытался её исцелить, заставляя других чувствовать и переживать то же самое.
 Эпизоды документальной хроники в фильме позволяют на сто процентов погрузиться в другую реальность, «то время». Как всё живо, ново, дерзко. Театр и кино соревнуются в открытии новых форм.
 Лихо показан «Дом» Эйзенштена, архитектура того, как нужно снимать кино, его киты и черепахи, на которых держится искусство кино. Настолько лихо, что внутренний дилетант потирает ладошки теперь-то я знаю, как это делается! И тут же сникает услышав про семьсот страниц первого тома по об искусстве режиссуры.
 Мизансцена, образ, монтаж - по-новому значимо проявлены в фильме, точное совпадение текста и картинки, как стройный аккорд радует.
Режиссёров много не бывает, хороших ещё меньше, гениальных - единицы. Они, как триада богов, приходят, чтобы разрушить старое, создать новое и сохранить созданное.
Наверное, поэтому им не до детей и деревьев.
Фильм о Сергее Эйзенштейне пробуждает интерес не только к самой личности режиссёра, но и к его профессии.

11.02.2020


Рецензии