Как отличить модальную частицу от вводного слова

Это тема дискуссии по следующему вопросу: Вводные слова, или какое определение у вводного слова?

ВОПРОС
Как определить вводное слово (через род и видовое отличие)? Вопрос возник ввиду трудности РАЗЛИЧЕНИЯ частиц и вводных слов (к примеру, вроде бы и наверное). Пример: Они сегодня, наверное, приедут. Они сегодня вроде бы приедут. Какая между ними разница? 

ОТВЕТ
1.Вводные слова могут называться МОДАЛЬНЫМИ (по их значению). Вообще говоря, модальность – это понятийная категория. Понятие модальности используется в различных областях науки, в частности в лингвистике. Существуют ЧАСТИЦЫ с модальным значением (оценка достоверности, возможности, желательности и т.д.), а также модальными называют ВВОДНЫЕ СЛОВА. Они сходны с частицами по смыслу, но различаются ГРАММАТИЧЕСКИ.

2. ЧАСТИЦЫ относятся к СЛУЖЕБНЫМ частям речи. Они придают различные дополнительные смысловые значения как словам, так и предложению в целом. Модальные частицы выражают отношение к действительности.

ВВОДНЫЕ СЛОВА называют МОДАЛЬНЫМИ словами, если модальность – их основное значение. В современной вузовской практике вводные слова рассматривают как особую ЧАСТЬ РЕЧИ (для сравнения в Грамматике-80 их вообще не относили к частям речи).

Дело в том, что фактически вводные слова – это различные (ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ) части речи, употребленные В ОСОБОЙ ФУНКЦИИ вводных слов. Они не являются членами предложения и не имеют грамматических связей с другими словами. Для них определяется только СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ и указывается значение.

Он приедет ВРОДЕ БЫ завтра. – Он приедет завтра, НАВЕРНОЕ. Слова «вроде бы» и «наверное» имеют сходную семантику, но разную грамматику. Частица «вроде бы» относится к НАРЕЧИЮ «завтра», а вводное слово «наверное» характеризует отношение говорящего к содержанию ВСЕГО высказывания, при этом в состав предложения не входит,  грамматических связей не имеет; на письме обособляется обычно запятыми, а также выделяется интонационно.

Таким образом, вводное (модальное) слово можно определить как ЧАСТЬ РЕЧИ с особыми характеристиками, а частицы (с тем же модальным значением) относятся к разряду СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

3. Ответ, однако, не был понят.  Ведь все части речи имеют ОСОБУЮ характеристику.  Да, особую, но вполне стандартную по структуре. Каждая часть речи имеет НАБОР ОПРЕДЕЛЕННЫХ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ, по которым слово относят к этой части речи. Это обобщенная семантика, набор грамматических признаков  и характерная синтаксическая роль в предложении.

К примеру, для существительного разбор делается так. Называется обобщенное предметное значение, постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное, род; непостоянные признаки: падеж и число; основная синтаксическая функция: подлежащее или дополнение.

Слова "вроде, вроде бы, вроде как" в словаре указаны как ЧАСТИЦЫ. Разбор делается по общей схеме для частиц: ВРОДЕ БЫ, частица, так как вносит дополнительный оттенок предположения; частица смысловая/модальная (не словообразующая); не является членом предложения.

Морфологический разбор ВВОДНЫХ СЛОВ не делается, а в толковом словаре для них обычно указана функция и значение: НАВЕРНОЕ, вводное слово; по всей вероятности.

Итак, у вводных слов есть только ОСОБАЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, причем эту функцию выполняют ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ, и тогда они становятся вводными. Модальными могут быть и частицы, но у них, кроме модальности, есть и другие категориальные признаки, по которым их относят к частицам.

Слово переходит в разряд вводных, если лишается таких признаков, а взамен получает вводную функцию. Казалось бы, теперь ясно, почему вводные слова – это уж точно ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧЬ, которую, кстати, не все лингвисты таковой признают.

Иногда вводные слова относят к «МЕТАТЕКСТУ» (условно их можно также назвать  «текстовыми МАРКЕРАМИ»). С их помощью автор как бы делает пометки в тексте, определяя свое отношение к сказанному, а также указывая источник сообщения или обращаясь к собеседнику.  Также вводные слова используются для ОФОРМЛЕНИЯ текста (перечень доводов, указание на главную мысль или вывод и т.д.).


Рецензии