31. 1. Пушкин. Воскресение в Голубово или призрак

31-й сериал в ДИП
Тема сериала = мифы о Пушкине или Мифология Пушкина

1я серия.
Пушкин.
Воскресение в Голубово
или призрак поэта в гостях у Зизи

В 1866 г Михаил Иванович Семевский (русский историк, журналист, общественный деятель из дворянского рода Семевских и Тайный советник и брат историка-народника проф. В.И. Семевского; значит. роль в русской культуре сыграл как издатель (с 1870) крупнейшего исторического журнала «Русская старина»), прознав, что Пушкин титулован как Наше Всё и особых возражений не последовало (Голосовали ,т.е. совали голо, Едино и Гласно), решил сам собирать о нем материалы. Для этого он побывал у «несносных дур тригорских» (по визитке самого Пушкина в письме к женке-жене) в Тригорском. Собранные материалы он опубликовал в 1866г в статье  Прогулка в Тригорское и затем в 1869г в статье «К биографии Пушкина».
Наш читатель, который не смог найти соответствующих номеров «Руссой старины», пользуется либо известным двухтомником «Пушкин в воспоминаниях современников», либо  кн. «Любовный быт пушкинской эпохи в 2-х томах. Т.1. М., "Васанта", 1994. (Пушкинская библиотека).
Однако в обоих изданиях сделан редакторские выборки из материалов Семевского под заглавием «Рассказы о Пушкине, записанные МИ. Семевсикм» А.Н. Вульфа и М.И. Осиповой. А вот рассказов баронессы Е.Н Вульф (Зизи) там, увы, нет…

А они важны по разным причинами, в частности, потому, что в них рассказывается о явлении другу Пушкина Зизи Вревской в Голубово призрака поэта, подобно воскрешению Христа, призрак которого явился Марии из Мандалы.

Вот что сохранил для нас Семевский рассказ баронессы <B>:

«В последних числах января 1837 года сидела я у себя в доме, в селе Голубово (в 16 верстах от Тригорского), наверху, в мезонине и расчесывала волосы…
Был вечер..
Тут же в комнате, в полусумерках, сидела со мной сестра моя Анна Николаевна и нянюшка…
Вдруг ясно я услышала скрип лестницы, шум шагов и затем слишком хорошо знакомый и дорогой мне голос А.С. Пушкина
Он спросил по-французски» «Можно войти?»
Донельзя изумленная появлением Пушкина, которого еще несколько дней назад я оставила в СП, я бросилась к дверям, быстро распахнула их, но ни в передней, ни на лестнице – нет никого. 
Спрашиваю няню и сестру, и те говорят, что явственно слышали мужской голос, спрашивающий за дверями разрешения войти.
Все мы сходим вниз, спрашиваем: не приезжал ли кто? …
Но никто и никого не видел…
Сердце у меня болезненно сжалось.
Я поняла тогда, что это было видение.
Пушкина нашего нет на этом свете.»

рис. Фотокопии фрагментов страниц 95-96 из книги моей бум. биб-ки «Пушкин в забытых воспоминаниях современников» (СПб, изд. Дмитрий Буланин, 2020)

В 1866 г Зизи, кою Пушкин звал не иначе как Зизи, кристалл души моей… и любил мериться с ней талиями …,

(см. ст. Нина Забабурова,

была почти 60-летней… Её по-прежнему мучила наша ноша, которую на нее взвалил Пушкин, как  Иешуа на Иуду из Кариота…  он ей одной  признался 25 января в Эрмитаже, что 26 идет искать смерти на поединке с д-Антесом и оставил послание

«Государь знает МОЕ ДЕЛО,  он обещал позаботиться о семье самоубийцы».

Понимая ситуацию, смысл послания и цену доверия, требовавших хранить тайну до конца исполнения этого самого ДЕЛА, Зизи поступила как истинный закадычный друг (а Пушкин ее взял именно за кадык свои доверием!), сохранила тайну и передала нам послание

«Царь все знает и Пушкин идет спокойно искать смерти, которую уже и искать не надо…»


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии