31. 6. Пушкин Миф о южной ссылке
и первая командировка поэта на юга
Пушкин - Агент под прикрытием - первая командировка на юга и Миф о так называемой «южной ссылке»
рис. Пушкина
К теме бегства Пушкина (АСП) с поля идеологических баталий мистического десятилетия (исторического фона дуэльной истории поэта) непосредственно примыкает история, которая в пушкинской мифологии именуется «южной ссылкой юного революсьёнера».
У самого Пушкина эта неоднозначная тема имеет два изложения: 1) был «на югах» добровольно как командированный и затем 2) был уже в изгнании.
Эти самотолковники тура на юга имеют четко обозначенные Пушкиным временные вехи: 1) с начала отъезда «на юга» и 2) с марта 1821 (очень точно!).
Немировский Игорь в «Смывая «печальные строки»: в пушкинском творчестве этому ключевому событию соответствуют две различные интерпретации:
1-ая оценивает расставание с Петербургом как добровольный отъезд, вторая—как изгнание. 1ая представлена в стихотворениях «Погасло дневное светило... » и «Я видел Азии бескрайние пределы...», в начальной главе «Кавказского пленника», в «Эпилоге» «Руслана и Людмилы», очень определенно в письме Дельвигу от 23 марта 1821 г.
2-ая - в стихотворениях: «<Из письма Н. И. Гнедичу>», «Овидию», «Чаадаеву», «Ф. Н. Глинке» и письмах.
Первая точка зрения синтезируется установкой Пушкина, как в поведении, так и в творчестве, на образ Байрона; второй соответствует образ Овидия.
George Gordon Noel Byron
Использование масок с переключением их лика с образа бунтующего Байрона на образ осужденного печального Овидия свидетельствует о мифологизации поэтом собственной автобиографии и о сознательной мистификации им читателя.
hbc/ видий Публий Назон
Тема «добровольного отъезда» из СПб возникает летом 1820 г. и сменяется в творчестве Пушкина темой «изгнания» только весной 1821 г., на рубеже марта–апреля. Это происходит резко, обозначено и не объясняется простым стремлением Пушкина снять одну поэтическую маску и надеть другую. Доказательство: письмо А. Дельвигу от 23 марта 1821 = Недавно я приехал в Кишинев и скоро оставляю благословенную Бессарабию — есть страны благословеннее. Письмо указывает на то, что еще в конце марта 1821 г. Пушкин воспринимает себя добровольно и свободно путешествующим человеком! Но спустя всего несколько дней (!) в письме Н. И. Гнедичу <...>Не скоро увижу я вас; здешние обстоятельства пахнут долгой, долгой разлукой!» = пушкинская оценка собственного положения резко радикально изменяется, и в его творчество на смену Байронической входит «Овидиева» тема:
В стране, где Юлией венчанный
И хитрым Августом изгнанный
Овидий мрачны дни влачил;
Где элегическую лиру
Глухому своему кумиру
Он малодушно посвятил;
Далече северной столицы
Забыл я вечный ваш туман
В январе 1820 г. в жизни АСП произошло событие, которое по своему драматизму превзошло все, что поэт пережил: по СПб разнеслись слухи о том, что Пушкин был привезен в полицию и там высечен. Пушкин узнал об этой инсинуации от Катенина (!); последний, по всей вероятности, не знал или не счел нужным сообщить Пушкину о том, что источником слухов было письмо Ф. И. Толстого-Американца А. А. Шаховскому, написанное в ноябре 1819 г.
В пушкинской мифологии основания для высылки АСП из СПб видят политические - не прошедшие цензуру стихи и эпиграммы с темой либертинажа, свободы и вольности, а м.б. и провокационное их распространение в рукописях. Есть всего лишь несколько неподцензурных пушкинских произведений 1817-1819 гг., публичная известность которых определенно приходится именно на этот период. Во-первых, это «Вольность», затем эпиграмма на Стурдзу, «Ноэль»,«Деревня» ; Пушкин сам сознается, что ему не без основания приписывали эпиграмму на Карамзина, разошедшуюся после выхода первых томов «Истории государства Российского».
Наиболее осведомленным в творчестве Пушкина конца 1810-х гг. был А. И. Тургенев; в своих письмах 1817-1820 гг. он упоминает следующие произведения Пушкина, не прошедшие цензуру: «Тургенев, верный покровитель...» (1817); «Бессмертною рукой раздавленный Зоил...» (1818); «В себе все блага заключая...» (1819); послания А. Ф. Орлову и В. В. Энгельгардту (1819); «Ода на свободу» («Вольность»); «Деревня» (1819); «Стансы на Стурдзу» (1819); «Платоническая любовь» («Платонизм», 1819).Эти творения ходили в списках в «арзамасском» кругу до южной ссылки. Следует особо поставить вопрос и о самом остром политическом произведении Пушкина петербургского периода - об эпиграмме на Аракчеева («Холоп венчанного солдата...»).
Вообразите ситуацию: юнец бросается эпиграммами в сильных мир сего! Он что – “того»? Нет? Тогда явно иное – мозгами и руками юного пиита водил какой-то мощный интриган. Но нам видится правдоподобнее иная версия: у какого-то мудреца при троне Ал-1 возник проект отправить Пушкина – сотрудника контрразведки КИД - агентом-разведчиком на юг империи, который уже бурно бурлил радикализмом тайных обществ. Для этой командировки агентом нужны были легенда и прикрытие
Легендой стала молва и ссылке + доп. слух о том, что юнца выпороли у полиции. Прикрытием служили вольнолюбивые стихотворения и эпиграммы на толпящихся у трона и окрест. Так оформился проект «Пушкин – агент под прикрытием». Ал1 не удержался в маске скифа и лично дал агенту 1000 рэ от себя на мелкие расходы (при годовом окладе агента всего лишь 700 рэ!), чем его если не сразу провалил, то демаскировал. Пришлось Воронцову посылать агента на саранчу для заделки брешей провала.
События формирования легенды и прикрытия развивались внешне так. В питерскую пору жития запущена молва о бунташном обходе юным поэтом цензуры с возмутительными стихами и эпиграммами, о развратной столичной жизни в течение 2-х лет с посещением трактиров и борделей выпускником императорского (!) Лицея и сотрудником КИД. Непосвященные в проект власти терроризировали юношу: он имел несколько приводов в участок, где его даже пороли в назидание и наказание. Розыском его произведений стала заниматься тайная полиция с Фогелем во главе, созданная Милорадовичем. В трагическую для себя пору жизни, действительно находясь чуть ли на грани самоубийства, АСП обдумывал линию поведения, которая позволила бы ему восстановить общественную репутацию. Он давно планировал отъезд из СПб и сложившаяся ситуация обострила эти намерения. АСП вынужденно добровольно покидает СПб – стараниями близких ко Двору людей он командирован на юг (с определенным заданием …).
Уточним важное: розыск Милорадовича кончается «прощением» юноши … Не готового к заданию агента сослали бы на Соловки или по большому Сибирскому тракту. Пушкин был тогда «совершенно прощен», он не высылался из СПб, а получал именно то, о чем давно просил: разрешение следовать … в Крым с семьей Раевских. С семьей, где было одно из гнезд бунтарей! Это ссылка политически преследуемого юноши!? Окстись, мифотворец, и поимей стыд!
Прим. Как нельзя более кстати пришлось предложение Н. Н. Раевского-младшего провести лето в имении Раевских в Крым именно в начале 1820 г. Главное условие «прощения» состоит в том, что Пушкин обязуется не писать более ничего против правительства сроком два или три года.
Скандал вокруг Пушкина сопровождался значительным повышением творческой активности поэта; работа над «Русланом и Людмилой» идет быстрее, чем когда бы то ни было раньше: за несколько месяцев он делает больше, чем за два предыдущих года. Одновременно в печати появляются его стихотворения и отрывки из «Руслана», всего девять публикаций, цензурные разрешения на восемь из них получены именно в тот период, когда Пушкин борется за общественное мнение,— с января по май 1820г. Усилия многих людей (Н. М. Карамзин (его, кроме самого Пушкина, просил Чаадаев; собственные отношения Пушкина со знаменитым историком к этому времени были испорчены); вдовствующая императрица Мария Федоровна (ее просит об этом Карамзин); царствующая императрица Елизавета Алексеевна (ее просят об этом Карамзин и Ф. Глинка); начальник Гвардейского корпуса И. И. Васильчиков (к нему обращался также Чаадаев); Е. А. Энгельгардт (Александр сам вызвал его в связи с тем, что в доносе Каразина говорилось об антиправительственном настроении многих лицеистов); Милорадович (его в пользу Пушкина настроил Ф. Глинка); Каподистрия (несмотря на то, что объектом одной из эпиграмм был его близкий родственник, А. Стурдза; Каподистрию просили об этом, во-первых, Карамзин и, во-вторых, А. И. Тургенев, сам тоже хлопотавший за поэта), Оленин (его просит Н. И. Гнедич), принявших участие в драматических событиях весны 1820 г., привели к тому, что Пушкин получил публичную биографию как поэт. Основными слагаемыми ее стали, таким образом, занятие поэзией, резко манифестируемая оппозиционность, доходящая до скандальной дерзости («площадное вольнодумство»), и отъезд из Петербурга в экзотические страны русского Востока как следствие разлада не столько с правительством, сколько с обществом. Возможно, в августе 1820 г., когда писалось «Погасло дневное светило...», Пушкину казалось, что его план по восстановлению общественной репутации, придуманный в январе 1820 г., вероятно с помощью П. Я. Чаадаева, блестяще удался: вместо беспутного шалопая, которого, по слухам, высекли в полиции (публика не восприняла инсинуацию о порке Пушкина исключительно как сплетню о наказании за оппозиционное поведение и/или вольнолюбивые стихи!), в России появился новый поэт, независимый и путешествующий,— второй Байрон, одним словом.
кадр из фильма
Но вот теперь, будучи почти вольным вояжером «на югах», он в Кишиневе узнает, что к молве о непристойном питерском поведении выпускника Лицея и молве о позорящей порке в полиции добавилась молва о шалопайстве «на югах», сношениях с тайниками и неблагонадежности (28 марта и 5 апреля 1821 г. о каких-то антиправительственных высказываниях Пушкина доносит агент тайной полиции).Боле того, он узнает, что публика не воспринимает его отъезд из СПб как свободный выбор поэта … Так, в ноябре 1820 г. Е. А. Энгельгардт сообщает А. М. Горчакову: «Пушкин в Бессарабии и творит там то, что творил всегда: прелестные стихи, и глупости, и непростительные безумства». АСП был сражен – он был в шоке и вновь на грани самоубийства: его общественная репутация была доп. обрызгана.
Правительство решает продлить командировку… В то же время нет никаких данных о том, что именно император Ал-1 инспирировал пролонгацию пушкинской «ссылки»; более того — на официальный запрос Каподистрии Инзову из Лайбаха в Кишинев в апреле 1821 г., просмотренный и отредактированный императором («Повинуется ли он <Пушкин> теперь внушению от природы доброго сердца или порывам необузданного и вредного воображения»), следовал вполне благожелательный отзыв о Пушкине последнего. Поэтому, скорее всего, решение о том, что Пушкину не следует возвращаться в СПб, приняли его друзья -в первую очередь А. Тургенев, который не стал обращаться с подобной просьбой к императору. В письме И. И. Дмитриеву (май 1821 г.) это мотивируется следующим образом: «...но в поведении своем не исправился: хочет непременно не одним талантом походить на Байрона». Нежелание правительства «при сих смутных обстоятельствах» возвращать АСП в СПб полностью совпадает с нежеланием его друзей, в первую очередь А. И. Тургенева. Определенную роль в этом прискорбном для поэта нежелании сыграл сам Пушкин, вернее, так блестяще сложившийся весной 1820 г. образ его, который совпадал с байроновским «не одним талантом». Байронизм не предполагал скорого возвращения поэта в метрополию.
Таким образом, желание Пушкина придать своему отъезду характер добровольного и полностью свободного не нашло у них поддержки. В новой ситуации требовалась какая-то идея, исправляющая мнение публики и меняющая репутацию… АСП ее нашел – он надел маску … изгнанника! Осознание своего пребывания в Бессарабии как «изгнания» и как «ссылки» выходило за рамки байронизма и вызвало необходимость привлечения для метафоризации этого состояния нового образа, каковым и стал образ Овидия. Так, мифологизируя реальную жизнь, ее начала и некоторые причины (по Аристотелю), он создает свою фальшивку в двойной автобиографии.
кадр из фильма
Ре-изюм: Пушкина никто не «ссылал». Это друзья, опасаясь гибели гения, добились его командировали из СПб как можно дальше от греха пития и разврата, рисков разгульно-загульной жизни, поступков и проступков эпатажа юности, звездной болезни, юбки ЕА и ревности Ал-1, но (главное!) от дуло пистолета Федора Толстого-Американца, который, ничем не рискуя, разболтал о факте порки юнца-пиита в КПЗ. Эта порка вполне реальна.
кадр из фильма
Но еще реальнее фантастическая идея: молву о порке придумали и запустили по белу-свету его же друзья по цеху… ради спасения соскочившего с рельс и катушек гения поэтики и словесности!
Однако лучшая версия такова : на бурлящем оппозиционном властям юге России им был нужен свой ловко замаскированный персонаж и неосторожный юный Пушкин как никто иной подходил для роли агента под прикрытием легенды о ссыльном бунтаре и смутьяне... Власти рассчитывали на то, что никто не заподозрит, что Пушкин струсил и испугался шантажа Сибирью или Соловками
Спасибо
Свидетельство о публикации №222022300405