31. 8. Пушкин. Отклики на смерть Пушкина

Отклики на смерть Пушкина

рис. Гусев, Зимний день в Петербурге (Пушкин и Натали)
George Elgar Hicks

Наталья Николаевна не оставили нам своих воспоминаний и оценок своего жития с Пушкиным. Она предпочла, как выразилась А. Ахматова, не оправдываться … Или правду, или ничего — вот ее формуляр. Только одна дочь передала ее слова о муже:
Горячая голова и добрейшее сердце…

Похоже это она о том, что на всякий ее демарш-амур с д-Антесом он с горяча в припадке необузданной ярости ревнивца хватал чернильницу с арапчонком (подарок опытного Павла Нащокина) и … остывал и просил прощения, так и не добившись признания в обалденном грехопадении в грязевую ванну, и добрейшим сердцем в сердцах  прощал непутевую женку…

Только год метаний с пистолетом в дуэльной рецидиве и поиск способа ухода в Вечность не относятся ни к горячей голове, ни к доброте сердца. Кризисный экзистенциал мужа оказался для танцовщицы НН невидимым или ничего не значащим.

Братья Жемчужные знали о чем завывали:
Ой - ой - ой..
А я несчастная девчоночка
Ой - ой - ой, а вышла замуж без любви
Ой - ой - ой, а завела себе милёночка
Ой - ой - ой, а грозный муж меня бранит
Хоть режь меня
Хоть ешь меня
Уйду к нему опять
Хоть режь меня
Хоть ешь меня
Уйду к нему опять

Ой - ой - ой, а он носки под дверь подкладывал
Ой - ой - ой, а он бюстгалтер на мне рвал
Ой - ой - ой, а я ногами с окон падала
Ой - ой - ой, а меня милый подбирал

Хоть режь меня  Хоть ешь меня
***
Ой - ой - ой..
А я несчастная девчоночка
Ой - ой - ой, а вышла замуж без любви
Ой - ой - ой, а завела себе милёночка
Ой - ой - ой, а грозный муж меня бранит

Хоть режь меня  Хоть ешь меня
***

Но сам московский прозорливец АСП и создатель русского архетипа Николки-юродивого  написал для НН романс-предвидение:  ЦЫГАНСКАЯ ПЕСНЯ

Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!

Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!

Из поэмы "Цыганы" (1824). Романсы и "цыганские" песни 20 композиторов: М.Ю. Виельгорского (нотное приложение к журналу "Московский телеграф", 1824), А.Н. Верстовского (нотное приложение к журналу "Молва", 1832), А.Л. Гурилева (1849), А.А. Алябьева (1860), А.Г. Рубинштейна (1868), Софьи Зыбиной (1880), Полины Виардо (1882), В.Я. Шебалина (1947) и других. см. Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006

Поэма Цы'ганы  как и роман Евгений О’Негин оказались эталоном пушкинского предвидения, дозора и прозора. Он писал Вяземскому: в 4-ой главе я описал свою жизнь… В цыганах он поднял до восхитившей высоты тему неверной женщины, которая стала для него метафабулой.


Ну, а что же иные… как они, знавшие Пушкина не понаслышке и видевшие поведение супругов и семейную драму со стороны, откликнулись на смерть  поэт-человека?  Вот некоторые отклики:

Пушкин, это высокое создание, оставил мир, в котором он не был счастлив.  А. Н. КАРАМЗИН - матери своей Е.А. Карамзиной, 12 февр.1837. Стар.и Новизна, XVII, 292.

Жизнь Пушкина была мучительная, - тем более мучительная, что причины страданий были все мелкие и внутренние, для всех тайные …. мелочи ежедневной, обыкновенной жизни: они его убили.  В. А. ЖУКОВСКИЙ - И. И. ДМИТРИЕВУ, от 12 марта 1837 г. Рус. Арх., 1866, 1642.

Пушкин был прежде всего жертвою (будь сказано между нами) бестактности своей жены и ее неумения вести себя, жертвою своего положения в обществе, которое, льстя его тщеславию, временами раздражало его - жертвою своего пламенного и вспыльчивого характера, недоброжелательства салонов и, в особенности, жертвою жестокой судьбы, которая привязалась к нему, как к своей добыче, и направляла всю эту несчастную историю.  Кн. П. А. ВЯЗЕМСКИЙ - кн. О. А. ДОЛГОРУКОВОЙ, 7 апр. 1837 г. Красный архив, 1929, т. II, 231.

Епраксия Николаевна Вревская была с покойным Александром Сергеевичем все последние дни его жизни. Она находит, что он счастлив, что избавлен этих душевных страданий, которые так ужасно его мучили последнее время его существования. Бар. Б. А. ВРЕВСКИЙ - Н. И. ПАВЛИЩЕВУ, 28 февр. 1837 г., из Голубова. П-н и его совр-ки, XII, III.

рис. Евсей Моисеенко, Пушкин и цыганка, 1988

Хомяков справедливо полагает, что Пушкин был утомлен жизнью и что он воспользовался первым поводом для того, чтобы от нее отделаться, так как анонимный пасквиль не составляет оскорбления, делающего поединок неизбежным. Охлаждение русского общества к поэту, материальные стеснения, столкновения с министром и, наконец, огорчения, вызванные кокетством его жены, привели его к горестной катастрофе. В. А. МУХАНОВ. Из дневника, 2 февр. 1837 г. Московский Пушкинист. Вып. I, 1927, стр. 56 (фр.)

Жалкая репетиция Онегина и Ленского, жалкий и слишком ранний конец. Причины к дуэли порядочной не было, и вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему хотелось рискнуть жизнию, чтобы разом от нее отделаться или ее возобновить. Его Петербург замучил всякими мерзостями; сам же он чувствовал себя униженным и не имел ни довольно силы духа, чтобы вырваться из унижения, ни довольно подлости, чтобы с ним помириться... Пушкин не оказал твердости в характере (но этого от него и ожидать было нельзя), ни тонкости, свойственной его чудному уму. Но страсть никогда умна быть не может. Он отшатнулся от тех, которые его любили, понимали и окружали дружбою почти благоговейной, а пристал к людям, которые его принимали из милости. Тут усыпил он надолго свой дар высокой и погубил жизнь, прежде чем этот дар проснулся (если ему было суждено проснуться).  А.С. ХОМЯКОВ -Н.М. ЯЗЫКОВУ, в фев.1837. Сочинения А.С. Хомякова, т.VIII, 89 — 90.

Вглядитесь во все беспристрастно, и вы почувствуете, что способности к басовым аккордам недоставало не в голове Пушкина и не в таланте его, а в душе, слишком непостоянной и слабой, или слишком рано развращенной и уже никогда не находившей в себе сил для возрождения (Пушкин измельчался не в разврате, а в салоне). Оттого-то вы можете им восхищаться или лучше не можете не восхищаться, но не можете ему благоговейно кланяться.  А. С. ХОМЯКОВ - И. С. АКСАКОВУ, в 1859 г. Сочинения А. С. Хомякова, т. VIII, 382.

Он умер от раны за дерзкую и глупую картель, им же писанную, но, слава богу, умер христианином.  ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I - кн. ПАСКЕВИЧУ, 4 февраля 1837 г. Рус. Арх., 1897, I, 19.

Жаль Пушкина, как литератора, в то время, когда его талант созревал; но человек он был дурной. Кн. И. Ф. ПАСКЕВИЧ - императору НИКОЛАЮ<***>

Жаль поэта - и великая, а человек был дрянной. Корчил Байрона, а пропал, как заяц. Жена его, право, не виновата. Ты знал фигуру Пушкина; можно ли было любить, особенно пьяного!  Ф. В. БУЛГАРИН - А. Я. СТОРОЖЕНКЕ, 4 февр. 1837 г. Стороженки. Фамильный Архив, т. III, Киев, 1907, стр. 29.

Вот и стихотворец Пушкин умер от поединка. Он был хороший стихотворец; но худой сын, родственник и гражданин. МИТРОПОЛИТ ЕВГЕНИЙ (КАЗАНЦЕВ) - И. М. СНЕГИРЕВУ 15 февр. 1837 г. Старина Русской земли. Ис-след. и статьи И. М. Снегирева, т. 1, кн. 1, СПб., 1871, стр. 135.

Дантес всегда утверждал, что у его бо-фрера не было серьезных оснований ревновать к нему свою жену. Но Пушкин, человек необузданного характера, тяжко оскорбил Дантеса и его приемного отца. Европейская мерка к этому человеку была неприложима; в гневе это был негр, сорвавшийся с цепи негр. Поэтому дуэль была неизбежна, несмотря на то, что Дантес ее не искал. Дантес поступил, как человек, который считает, что за определенные слова должно быть дано удовлетворение. У барьера он не считал нужным сантиментальничать … для каждого из дуэлянтов исход мог быть роковым. ЛУИ МЕТМАН по записи Я. Б. ПОЛОНСКОГО. Поcл. Новости, 1930, № 3340.
Два года продолжалось это добровольное изгнание (в Полотняном Заводе), и обстоятельства так сложились, что мало отрады принесло оно Наталье Николаевне в ее тяжком горе...   Сознание, что она невольной обузой тяготеет над братниным очагом, созревало в Наталье Николаевне, и когда письма тетушки Ек. Ив. (Загряжской) стали все настойчивее призывать ее, она наконец решила вернуться в Петербург … А. П. АРАПОВА (дочь Нат. Ник. от второго брака). Новое Время, 1908, № 11432, иллюстр. прил.

Я видела г-жу Пушкину. Она так старалась быть со мною любезной, что совершенно восхитила меня. Это очаровательное существо… Бар. Е. Н. ВРЕВСКАЯ - МУЖУ, 2 дек. 1839 г., из Петербурга, П-н и его совр-ки, XXI - XXII,
Прим. НН прожила в скуке заточения ПЗ не более  полутора лет (!) = стрекоза не выдержала и осенью 1839-го уже была в Питере
Я шутя спросил ее: скоро ли она опять выйдет замуж? Она шутя же отвечала, что, во-первых, не пойдет замуж, во-вторых, никто не возьмет ее. Я ей советовал на такой вопрос всегда отвечать что-нибудь одно, ибо при двух таких ответах рождается подозрение в неискренности, и советовал держаться второго. Так нет, - лучше хочет твердить первое, а в случае отступления сказать, что уж так судьба захотела. П. А. ПЛЕТНЕВ - Я. К. ГРОТУ, 24 янв. 1841 г. Переп. Грота с Плетневым, т. I 216.

Рис. Устинов, Венчание (фрагмент)

Из двух ответов Пушкиной и я бы предпочел тот, который она выбрала; но из ее разговора я с грустью вижу, что в сердце ее рана уже зажила! Боже! Что же есть прочного на земле? Я. К. ГРОТ - П. А. ПЛЕТНЕВУ, 30 янв. 1841 г. Переп. Грота с Плетневым, т, I, 222.

Силою обстоятельств Наталья Николаевна понемногу втянулась в прежнюю светскую жизнь, хотя и не скрывала от себя, что для многих это служит лишним поводом упрекнуть ее в легкомыслии и равнодушном забвении... Император часто осведомлялся о ней у престарелой фрейлины (Загряжской) и выражал желание, чтобы Наталья Николаевна по-прежнему служила одним из лучших украшений его царских приемов. Одно из ее появлений при дворе обратилось в настоящий триумф. А. П. АРАПОВА, Нов. Время, 1908, № 11432.

Рис. Жерве, Ролла, 1878

По-видимому, г-жа Пушкина снова появляется на балах. Не находишь ли ты, что она могла бы воздержаться от этого? Она стала вдовою вследствие такой ужасной трагедии, и ведь она была ее причиною, хотя и невинною.  Гр-ня Д. Ф. ФИКЕЛЬМОН - гр-не Е. Ф. ТИЗЕНГАУЗЕН, 17 января 1843 г., из Вены, Comte F. de Sonis. Lettres du comte et de la c-sse Fiquelmont. Paris, 1911, Librairie Plon., page 38 (фр.).
Царь - самодержец в своих любовных историях, как и в остальных поступках; если он отличает женщину на прогулке, в театре, в свете, он говорит одно слово дежурному адъютанту. Особа, привлекшая внимание божества, попадает под надзор. Предупреждают супруга, если она замужем; родителей, если она девушка, - о чести, которая им выпала. Нет примеров, чтобы это отличие было принято иначе, как с изъявлением почтительнейшей признательности. Равным образом нет еще примеров, чтобы обесчещенные мужья или отцы не извлекали прибыли из своего бесчестья.  АХ. ГАЛЛЕ ДЕ КЮЛЬТЮР. Ach. Gallet de Kultur. Le tzar Nicolas et la sainte Russie, Paris, 1855, page 202.

истопник: Вересаев В. В.

merci beaucoup pour votre attention


Рецензии