Последняя бессонная ночь

Начало:    Бессонная ночь                http://proza.ru/2022/02/01/642
Часть 2:    Вторая  бессонная ночь          http://proza.ru/2022/02/11/752
Часть 3:    Третья бессонная ночь            http://proza.ru/2022/02/14/588
Часть 4:   Четвертая бессонная ночь        http://proza.ru/2022/02/20/635

Была поздняя Питерская ночь, а Андрей, сидя в кресле, упрямо по очереди набирал телефоны Саши и Юли. Телефоны молчали, и так продолжалось уже много часов, с того момента, как он, повинуясь чувству какой-то смутной тревоги, позвонил на сутки ранее  договоренного ранее времени. Вернее не молчали, в ответ на вызовы в трубке слышался бесстрастный  женский голос: «Телефон абонента выключен или находится вне действия сети».

Он должен был позвонить утром третьего августа и подтвердить время своего прилета в Новосибирск, но уже вечером первого числа его охватило чувство непонятного страха, предчувствия надвигающейся беды и едва дождавшись, когда в Новосибирске настанет утро, он позвонил Саше и услышал этот женский голос. Тогда он позвонил Юле, результат был таким же.

Сначала он не очень волновался, успокаивая себя различными объяснениями – уехали за город, где нет сети, вообще что-то с сетью. Но чем дальше, тем больше чувство тревоги, неосознанного страха вытесняли все остальные мысли.

Чтобы хоть немного отвлечься, Андрей стал вспоминать события последних шести месяцев, прошедших с той бессонной ночи, когда он со страхом ждал звонка Саши. Долгожданный звонок раздался в половине шестого, голос Саши был абсолютно растерянный, и при этом какой-то агрессивный. Как это сочеталось, было абсолютно не понятно, но это было.   

- Андрей, ЭТО правда, что ты мой отец? Я не могу придти в себя, выходит моя мама всю жизнь меня обманывала, да и ты хорош, тоже молчал. Как ты мог?  Поняв, что в его состоянии, что-то объяснить невозможно, Андрей как можно более спокойно сказал:

- Успокойся, возьми себя в руки! Сейчас ничего не говори, а то наговоришь много лишнего и потом всю жизнь будешь жалеть об этом. Приезжай, поговорим, я расскажу тебе все, потом, решай сам. Захочешь, я буду рад стать с вами одной семьей, не захочешь – можешь забыть о моем существовании, я ничем не напомню о себе ни тебе, ни Юле. Ты пойми, мне же от вас ничего не надо, я ни на что не претендую, единственное, что мне надо – это знать, что на свете есть два человека, которым я не безразличен и которых я могу просто любить!
Саша помолчал несколько секунд, потом буркнул:
- Хорошо, часа через полтора мы будем у тебя.

В начале восьмого раздался звонок в дверь. Вошли Саша и Юля, оба они напоминали нахохлившихся воробьев. Первой к нему подошла, почти оттолкнув отца, Юля, чмокнула его в щеку и произнесла:
 - Здравствуй, деда!
Саша как-то скривился, молча снял пальто и прошел в комнату, было видно, что он не знает как ему вести себя с ним. Андрей отправил Юлю на кухню разогревать ужин и когда показывал, что где стоит, тихо на ушко произнес:
- Не очень спеши, дай нам немного поговорить наедине.

Вернувшись в комнату, где в кресле сидел все такой же угрюмый Саша, он начал говорить. Андрей сутки готовился к разговору, но все слова, которые он хотел сказать сыну, куда-то исчезли. Однако, собрав всю оставшуюся волю в кулак, он сказал:
- Саша, пойми, я ничего не прошу от тебя, не прошу называть меня отцом, не прошу полюбить меня больше, чем есть сейчас, если конечно ты меня хоть немножко любишь. Я не собираюсь в суде устанавливать свое отцовство, не пытаюсь настраивать тебя против матери, самого лучшего человека на земле – мне просто надо знать, что на земле есть два человека которым я не безразличен, которых я любил последние тридцать лет и которые всегда могут рассчитывать на мою помощь.

Давай спокойно, не торопясь, поговорим, я отвечу на все твои вопросы, честно, ничего не скрывая от тебя, а ты решишь, что будет дальше.
В течение этого монолога лицо Саши постепенно оттаивало, он немного расслабился. Андрей налил ему и себе по рюмочке бренди, но предупредил:

- Только по одной, перед ужином. Нам обоим надо быть трезвыми сегодня.
Во время ужина они разговаривали о всяких пустяках, всячески избегая разговора о главном. Потом они перешли в комнату, Саша и Андрей сели друг против друга в кресла, а Юля расположилась на диване.

- Давайте я подробно расскажу Вам все, как было, если что-то будет не понятно, сразу спрашивайте. Я обещаю, что отвечу на любые вопросы и ни в чем не отклонюсь от правды, как бы она не была горька, сказал он и начал свой рассказ.

Они проговорили более трех часов, сына с внучкой интересовали все подробности их с Ирой отношений, и ему приходилось часто прерывать свой рассказ, давая обширные пояснения. Во время разговора Саша, как ему показалось, окончательно оттаял, но, ни разу не назвал Андрея отцом или папой, хотя Юля подчеркнуто называла его только дедом.

В начале двенадцатого они отправили Юлю спать, а сами еще немного посидели в комнате, выпили «на посошок» по рюмочки и Саша начал тоже собираться «на боковую», когда вдруг остановился и спросил:
- А что же дальше?

- А дальше решай сам. Я же тебе все уже сказал. Я не настаиваю на формальном признании моего отцовства, не прошу называть меня папой. Я понимаю, что для сорока трехлетнего мужчины назвать отцом человека, которого тридцать лет называл «Дядя Андрей» или просто «Андрей» не просто. Мне достаточно того, чтобы ты продолжал общаться со мной, не мешал моему общению с внучкой, которую я беззаветно люблю. А там видно будет.

Саша на минуту задумался, а потом сказал:
- Ты знаешь, я пока не готов к судебному разбирательству по признанию твоего отцовства. На нем слишком много всплывет негативной информации о моей маме и, хотя я считаю, что с тобой нельзя было так поступать и целиком на твоей стороне, но она моя мать. Я боюсь, что это сейчас это будет слишком тяжело для меня. Пусть пройдет хоть несколько месяцев после ее смерти, а там посмотрим.
Андрей, конечно, согласился с его решением и они разошлись хоть немного поспать перед рабочим днем.
 
Казалось, что для Андрея наступили спокойные дни, но прошло всего две недели и его глубоко расстроило решение Саши принять предложение о смене работы. Ему и раньше предлагали перейти на работу в один из закрытых городков под Новосибирском, где обещали отличную благоустроенную квартиру и зарплату, почти в три раза больше чем здесь. Да и Юлю там ожидала прекрасная школа, по окончании которой можно по квоте поступить в МИФИ или любой из университетов Москвы или Питера.

И вот сейчас, когда его ничего больше не удерживало, он принял это предложение. На общем собрании было решено, что Сашину квартиру в Питере они продадут, а Ирину однушку оставят, с тем, чтобы Юля, приехав на учебу в институт, имела место для жилья. А еще через три недели, Андрей провожал их в аэропорту. 

Там Юля подарила ему одну из двух любимых иконок Иры, доставшихся ей от ее бабушки и альбом с фотографиями, но лучший подарок ему подарил Саша. Совсем перед посадкой, он подошел к нему, обнял и сказал:
- До свидания, папа!
                ****
Прошло четыре месяца, заканчивался июль. Андрей считал дни до встречи с сыном и внучкой, ведь с четвертого августа у него должен был начаться отпуск и он готовился прилететь к ним в гости.  И тут в воскресенье вечером раздался телефонный звонок. Звонил совершенно расстроенный Саша:

- Андрей, я напрочь рассорился с дочерью, она закрылась в своей комнате, где-то в интернете нашла и распечатала плакат «Не входи, убьет!», повесила его на дверь и уже три часа сидит у компьютера и стреляет по каким-то монстрам. Ну не ломать же дверь. Пожалуйста, позвони ее и попробуй убедить ее выйти.

Андрей сразу набрал мобильный Юли и она, после первого же звонка, ответила ему. А дальше был следующий диалог:
- Привет Юленька. Как дела?
- Слушай деда, это папа попросил тебя позвонить мне?
- Да нет, просто захотелось услышать твой голос.
- Дед, кончай придуриваться, врать ты никогда не умел, так что и не пробуй начинать!
- Ну да попросил, так что у вас случилось? Из-за чего весь сыр-бор?

- Деда, не лез бы ты в это дело, а то получишь, рикошетом мало не покажется.
- Что случилось? Опять папа незаслуженно накричал на тебя? Юленька, ты уж прости его, он очень до сих пор переживает после смерти твоей бабушки...
Но тут внучка перебила его:

- Нет, ты все-таки влез, ну так и получай. Он переживает! А я что не переживаю? Он потерял маму, а я потеряла человека, который меня любил и воспитывал, не папа, а она. Папа всегда, когда нужен, был на работе или в командировке. Кто сидел рядом, практически не отходя от моей постели, когда у меня было крупозное воспаление легких? Он? Нет, бабушка, а он был на работе, ему надо было срочно сдавать очередной объект.

Кто был всегда рядом, когда мне было трудно и тяжело? Он? Нет, бабушка. С кем я могла разговаривать по душам и обсуждать самые сложные для меня вопросы? С ним? Нет с тобой. Я ведь так любила разговаривать с тобой, когда ты приходил к бабушке, но ты ведь приходил так редко, да и не ко мне, а чтобы заниматься любовью с бабушкой, когда я усну.
 
А кто, носился по всем дворам и закоулкам когда я поругалась с бабушкой, убежала от нее и заблудилась? Папа? Нет, ты! Кстати, я на всю жизнь запомнила тот разговор с тобой на скамейке в сквере. Так что не известно — кто должен больше переживать. А сейчас вы все, как обычно решили без меня. Папе, не хочется трепать имя мамы в суде, а о тебе он подумал, а меня он спросил. А я хочу, чтобы в метриках отца в графе «отец» не было прочерка, а у тебя в паспорте не было чистой страницы «Дети».

Тут Андрей услышал в телефоне осторожный стук в дверь и голос Саши:
- Юленька, родная, прости меня и открой, пожалуйста, дверь.
Юля на несколько секунд замолкла, а потом сказала:
- Деда, подожди немного, пойду «этому» открою и положила телефон на стол.
Дальше в телефоне Андрей услышал скрип открывающейся двери, звуки поцелуев и начальные слова извинений, но не стал слушать объяснения между отцом и дочкой и повесил трубку.

Уже поздно вечером позвонил Саша:
- Андрей, ты извини, что я так тебя называю, очень сложно сразу назвать тебя папой или отцом, но я буду стараться. Мы очень долго говорили с Юлей и вот, что мы решили. Скоро ты прилетишь к нам, и здесь мы официально проведем генетическую экспертизу, а потом начнем процедуру установления твоего отцовства.
Андрей начал говорить, что не настаивает на этом, что понимает как сложно Саше, но он перебил его:
- Перестань, я так решил и так будет.

И вот, пять дней спустя Андрей, с все возрастающим чувством тревоги, по очереди набирал телефоны Саши и Юли. Ответа не было. Дождавшись девяти утра по Новосибирскому времени, он позвонил по городскому телефону на работу Саше. Трубку взяла какая-то женщина, Андрей представился и услышал страшную новость.

Первого августа по пути в Новосибирск машина Саши, на скользкой от дождя дороге, попала в аварию. Машина вылетела на полосу встречного движения, зацепила автобус и упала в кювет. Саша погиб сразу, а Юля, его любимая внучка, прожила еще несколько часов, уже заканчивалась операция, когда у нее остановилось сердце. Жировая эмболия, это практически мгновенная смерть.
 

За что? О, Господи, за что,
Ты жестокосерден был со мною.
Не убивал, не крал, ни лгал,
Старался жить в ладах с душою.

За что нанес ты свой удар
Забрав людей, что сердцу милы
И вот стою душой скорбя
У свежей вырытой могилы.

О, если бы она одна! Так нет,
Теснятся рядом три надгробья.
Стою в кладбищенской тиши
Забыв про все у изголовья.

Какая страшная судьба -
Скорбеть о тех, кто был моложе.
А в голове свербит вопрос:
За что? За что? О Боже, Боже!

                ****
О, Господи, прости меня
За те безумные слова,
Что прокричал тебе я у могилы.
Но до сих пор не знаю я -
За что ты наказал меня,
Забрав всех тех, что сердцу милы.

Ведь было ей пятнадцать лет,
Но дай же, дай же свой ответ
Как жить, когда она в могиле?
Она любила жизнь и танцевать
За что ж ты смог ее отнять,
Как допустил, чтобы ее убили?

Она всегда мечтала полюбить,
Счастливой быть, детей родить,
В Париже по Монмартру побродить.
Не сбудутся ее мечты
Ведь не хватило доброты
Твоей, что б жизнь ей сохранить.

О, Господи, что делать мне
В пугающей квартирной тишине,
Где вечерами громкий смех ее звучал?
Не знаю как теперь смогу
Прогнать жестокую тоску,
Поэтому прости, что я тебе кричал.


Рецензии
Повесть о том, как ложь во благо, которую называют "белой ложью", оказала огромное отрицательное влияние на представителей нескольких поколений. И это ужасно. На мой, читательский взгляд, житейский опыт, ложь героини, с которой всё началось, неоправданна и порицаема. Герой вскользь задавал вопрос: что стало с той очаровательной, голубоглазой девушкой, почему она изменилась, значит душевная борьба начала давать ответы на поставленные вопросы. Осуждать и порицать всегда просто, хотя у меня подобное отношение к сыну, к его отцу вызвали полное неприятие. Герой тоже пошёл на поводу лжи. Так одна ложь рождает череду непредсказуемых трагических событий. И автор очень убедительно это показал в исповедальной повести. Бесконечно жаль в этой ситуации сына и внучку. которые стали жертвой лжи.

Сложное, противоречивое произведение, рождающие много вопросов, болезненных и не дающих успокоение душе. Я несколько дней переживала все перипетии с героями нескольких поколений. Впечатления о повести будут теперь нет-нет, да всплывать в душе мрачным воспоминанием.
Ретуширует эту душевную боль мужество, стойкость героя. Который не сломался, не спился и нашёл в себе силы жить дальше. Это огромной силы душевная организация. И, опять возникает сожаление - как же бы прекрасно сложилась у милых людей жизнь, если бы не та, первая ложь.

Андрей, здравствуйте!

Можно сказать, вы написали учебное пособие для молодых и его можно предлагать в аудиториях для дискуссий на социально-философскую и психологическую темы.
Доброго здоровья, бодрости духа и творческой энергии, Андрей!
До новых встреч!



Эрна Неизвестная   23.02.2024 13:36     Заявить о нарушении
Эрна, добрый день.
Спасибо за такой отзыв.
Когда я писал эту автобиографическую вещь, то не предполагал ее выкладывать. Просто хотелось вновь пережить, переосмыслить ...
А написав, понял - надо выложить, может быть прочитав это, кто-то избежит моих ошибок.
За любовь надо бороться не смотря ни на что!
С теплом, Андрей


Никонов Андрей 2   27.02.2024 09:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.