31 декабря 1941 года

Североморский театр боевых действий:
На мурманском направлении шли ожесточённые бои за высоту 258,3.
Врага в этом районе последовательно обстреливали эсминец «Сокрушительный» и сторожевой корабль «Гроза».
В 13 часов 3 немецких самолета Ю-88 сбросили бомбы на Мурманск. На их перехват вылетели 4 наших «Харрикейна» из состава 78-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота. Майор Сафонов Б.Ф. сбил в районе Кильдина самолёт Хе-111. Четыре немецких летчика взяты в плен.
Всего с начала войны Люфтваффе, согласно советским данным, совершило 62 налета на Мурманск.

Балтийский театр боевых действий:
1 канонерская лодка, 1 бронепоезд и 8 береговых батарей заставили замолчать батареи врага, обстреливавшие Ленинград.
Отряд полковника Баринова А.А. без боя занял остров Большой Тютерс.

Черноморский театр боевых действий:
Противник предпринял последнее в ходе 2-го штурма Севастополя наступление, которое было отбито, и лишь в 3-м секторе ему удалось оттеснить наши части на южные окраины поста «Мекензия № 1» и поста «Мекензиевы горы».
Командованию противника пришлось снимать из-под Севастополя часть войск и направлять их на керченско-феодосийское направление.
С рассветом наша артиллерия обрушила всю мощь огня на войска противника под Севастополем, в дальнейшем она снизила активность, так как расстреляла почти весь боезапас.
Авиация Севастопольского оборонительного района выполнила 52 самолёто-вылета для действий под Севастополем.
В первую половину дня шесть Ил-2, шесть И-16, восемь Пе-2 и шесть И-153 бомбили и штурмовали войска противника в районе Мекензиевых гор и огневые точки в долине реки Бельбек.
Во вторую половину дня одиннадцать Ил-2, девять И-16, два Як-1, два Пе-2 и два ДБ-3 продолжали бомбить и штурмовать вражеские войска на тех же участках.
В воздушных боях сбито 2 самолёта противника.
Транспорт «Василий Чапаев» с войсками и боеприпасами, в охранении эсминца «Безупречный», в 10 часов 50 минут прибыл в главную базу. Вражеская артиллерия безуспешно обстреляла транспорт.
Вышедший к мысу Хрони и Еникале очередной отряд кораблей Азовской военной флотилии (1 канонерская лодка, 2 тральщика, 1 транспорт, 1 буксир с баржей, 1 шаланда и 12 сейнеров) в связи с оставлением противником Керчи был перенацелен для разгрузки непосредственно в её порту.
В Феодосию был доставлен 2-й эшелон десанта (63-я горно-стрелковая дивизия). Авиация противника господствовала в воздухе.
Наше истребительное прикрытие отсутствовало, зенитных средств не хватало.
В процессе разгрузки был потоплен транспорт «Красногвардеец» (2.719 брт), а транспорты «Димитров» (3.689 брт) и «Калинин» получил повреждения.
При высадке десанта в Феодосии потоплен сторожевой катер СКА-023.
Два отряда транспортов в обоих эшелонах доставили в Феодосию 17.635 человек, 34 танка и танкетки, 127 орудий и миномётов, 334 автомашины и транспортера, другую технику, вооружение и боеприпасы.
В 3 часа подводная лодка Д-5 (капитан-лейтенант Стршельницкий Ю.А.) высадила у села Коктебель диверсионную группу в количестве 21 человека, имевшую задачу перерезать дорогу Ялта — Феодосия. Однако группа натолкнулась на сильную засаду и выполнить задачу не смогла. В дальнейшем только 5 человек из её состава вышли в расположение наших войск.
Таким образом, 40-тысячный десант наших войск создал в Крыму плацдарм, лишивший противника возможности использовать Керченский полуостров для броска на Кавказ и вынудивший его прекратить штурм Севастополя.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1991 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...


Рецензии