Продать библиотеку

Мне  давно казалось, что в наше время заставить кого-либо купить книги советских изданий можно разве что под дулом автомата; слишком большими тиражами они выходили. Однако, когда я решил продать библиотеку из примерно 500 книг, собранных матерью в 1950 – 1970-х годах, то оказалось, что это не так, или не совсем так.
Начал я с главного  московского букиниста – NN, который еще пару лет назад покупал на корню целиком библиотеки по цене, установленной на основе оценки, проведенной общим осмотром на-глазок.
Я ему позвонил, чтобы встать в очередь на приезд бригады, которая бы забрала все книги, готовый их отдать за любую цену, которую назначит NN, но он приехал тотчас, и без бригады, а налегке.
NN – высокий плотный блондин в возрасте под шестьдесят с бледным бесстрастным лицом, - проследовав  легкой походкой к книжным шкафам, окинул книги общим цепким взглядом специалиста, затем подошел к шкафам, и стал вынимать отдельные книги, которые сразу приметил. Я  обратил внимание на то, что каждую книгу он брал в руки бережно, даже ласково, как если бы она была живая.
За пятнадцать минут NN отобрал примерно 30 книг, давая понять, что остальные 500 ему не нужны; матерый букинист был готов купить несколько наименований нон-фикшен и подарочные издания в отличном состоянии; NN назвал цену: по 50 рублей за книгу, и я согласился, что, как показало дальнейшее, было разумно. NN сложил книги в две кошелки, и мы расстались, понимая друг друга с полуслова, как два заядлых книжника.
Тем не менее, моя проблема – освободить место – не приблизилась к своему решению ни на йоту. И тогда я обратил внимание на объявление в Интернете: «Покупаем библиотеки с выездом на дом». Я позвонил по указанному телефону, и мне сказали, что покупают книги по выбору, и платят по 10 рублей за книгу, и я согласился.
Через несколько дней явился мужчина в возрасте под пятьдесят с  лицом землистого цвета, характерным для книжника, и принялся энергично сортировать книги, стоявшие на полках в два ряда. Мне было ясно, что, в отличие от аристократа книжного рынка NN, передо мной – рабочая лошадка, - товаровед, посвятивший книжной торговле всю свою жизнь. Он не тратил времени на просмотр; каждую из книг он уже видел несметное количество раз, ему оставалось лишь оценить ее состояние. У товароведа были отработаны профессиональные приемы, облегчавшие работу: поскольку стопки отобранных книг были сложены им на полу, он передвигался  на коленях, чтобы лишний раз не нагибаться.
В мгновенье ока  отобрав сто книг, этот  труженик книжной торговли вызвал подмогу - шофера, ждавшего внизу в машине, и они вдвоем, согнувшись под тяжестью своего приобретения (книги в твердых переплетах тяжелы, как кирпичи), покинули квартиру. Я был рад, что русская классика –  собрания сочинений Пушкина, Тургенева, Чехова, Достоевского пользуются спросом до сих пор.
Уходя, букинист дал мне телефон книготорговца, который, как он сказал, возьмет почти все оставшиеся книги, но уже только по 5 рублей.
Несказанно обрадовавшись, я сразу телефоном воспользовался, и договорился о времени приезда книготорговца третьего уровня.
В назначенное время явился хозяин магазина – высокий загорелый красавец с иссиня-черной бородой в возрасте до тридцати с двумя помощниками: молчаливым товароведом – своим ровесником, и пожилым мужчиной, принесшим картонные коробки; последний выполнял обязанность упаковщика. Хозяин и товаровед работали тщательно и серьезно; они осматривали почти каждую книгу, часть брали сразу, часть - откладывали на продумывание, потом возвращались, чтобы принять решение; было видно, что эта работа им нравится.
Примерно через час они отобрали 180 книг, и их упаковали в коробки.
- Вы будете сдавать эту квартиру?- спросил хозяин магазина.
- Да.
- Вот пусть ваши жильцы и читают оставшиеся книги – сказал молодой человек, с ехидною усмешкой. Он, также, выразил желание увеличить свою покупку, предложив продать ему обеденный стол и венские стулья, но от продажи мебели я отказался.
Более двухсот книг попали в категорию нереализуемых, то есть – они никому не нужны. Что это за книги?
Конечно же, сюда попадают собрания сочинений, в которых недостает томов, но есть и полные комплекты, на которые спрос отсутствует. Я с удовлетворением отметил, что сюда относится собрание сочинений Алексея Николаевича Толстого в десяти томах (в идеальном состоянии, так как оно осталось нечитанным). Тем подтвердилось предвидение Бунина, что в русской литературе достаточно двух Толстых – Льва Николаевича и Алексея Константиновича, а третий – автор «Хождения по мукам» - лишний.
Предсказуемо не востребовано 14-томное собрание сочинений Ромена Роллана – его, по-моему, только в СССР и читали, а теперь СССР не существует. А вот то, что Бальзака теперь не читают – действительно жаль!
                Июль 2021 г.


Рецензии