О крыльях в... кармане!

Друзья!

Сначала - о неприятном-о  смерти братьев наших меньших! Вот письмо с сайта Change.org от зоозащитницы Елены Хмелёвой:
"По стране будто пробежал призыв «АТУ!» Кто только не отметился в «собачьей» теме, - живодёры, догхантеры, депутаты, сенаторы, напуганные ДО смерти средствами массовой информации обыватели, раздувающие страх обывателя средства массовой информации, дышащие «праведным» гневом чиновники, ну, и далее по списку. Защёлкали камеры, заскрипели перья, забил фонтан красноречия... Додумались до постановочных кадров. Шире круг, шире окно Овертона, громче-громче проклятия, больше-больше непримиримости в речах, - убивать гума-а-нно! А разве бывает гуманной смерть?
Собак будут охранять до смерти.Кто-нибудь верит в это? Кто-нибудь верит в то, что в стране, где людей лишают социальных благ, кто-то будет пожизненно содержать собак?!
Друзья, писала и пишу: только единство! Спасти Закон об ответственном обращении с животными! Какие бы аргументы за эвтаназию не кидали в общественное пространство, вставать на сторону убийства подло. Мы не можем допустить расправы! Мы – за жизнь!
Глаза на лоб лезут каждый раз, как окружающая действительность открывается новой гранью. Оказывается, у нас даже на ООПТ регулируют численность! Кабаны, лоси, волки, бобры, медведи, держись! Даже одну рысь отрегулировали на территории государственного федерального природного заказника «Кижский».А распродажу охотничьих «вип»-разрешений устроило Минприроды"! https://t.me/greenserpent/13894 
...Други!
Страсть к убийству- наказуема! Пусть  стреляют  даже в тех, кто лишь четвероног и не способен защититься! К Учении Живой Этики спортивная охота ради собственного удовольствия приравнена к преступлению!
Так что не войте, если карма ударит по вам, злодеи!
Вл.Назаров

****************

1.Кто из нас не мечтал оказаться на вершине мира?

Но только самые бесстрашные и сильные духом рискуют вписать свое имя в историю покорителей Эвереста. Началась она в 20-е годы прошлого столетия. С момента первого удачного восхождения вершины достигло более двух тысяч человек, среди которых около ста россиян. До сих пор на склонах Эвереста лежат тела погибших альпинистов. Их насчитывается больше 250. По статистике на 13 взошедших на Эверест приходится один погибший. Борьба с высотой, холодом, ветром и самим собой. Постоянная угроза смерти от гипоксии, обморожения, падения в пропасть и лавин преследуют идущего на вершину горы, которая по праву является символом достижения невозможного. Съёмочная группа присоединилась к экспедиции российских альпинистов на Эверест, для того чтобы совершить восхождение на высочайшую гору Земли.
https://www.rgo.ru/ru
*************
2.УЖЕ НЕ ЧЕЛОВЕК, ЕЩЁ НЕ САМОЛЁТ:
 КАК БЕСПИЛОТНИКИ СЛУЖАТ НАУКЕ

Человек всегда мечтал иметь крылья. А уж как хотелось взглянуть на землю с высоты птичьего полёта учёным-естествоиспытателям прошлого! С завистью смотрели они на парящих высоко в небе орлов, способных свободно проноситься над неприступными скалами, топкими болотами, бурным морем. Потом на помощь географам пришли самолёты и вертолёты, аэрофотосъёмка и дистанционное зондирование планеты. Но даже самые подробные спутниковые снимки не могут решить всех задач, стоящих перед современной наукой. Стремительное развитие технической мысли не так давно подарило исследователям очень полезный инструмент — беспилотные летательные аппараты. Они открывают новые горизонты и дают долгожданное ощущение свободного полёта, но главным в этой связке по-прежнему остаётся человек. О дружбе коптеров и учёных, их совместной работе, трудностях и радостях рассказала Русскому географическому обществу ведущий специалист по работе с БПЛА Центра морских исследований МГУ имени Ломоносова Александра Барымова.
— Александра, коптер — это глаза или крылья современного учёного-естествоиспытателя?
— Это глаза на крыльях. Коптеры в нашей жизни уже почти как компьютеры — ими никого не удивишь, они всем нужны, но всё-таки пока не очень доступны. Однако ещё менее доступны не сами дроны, а места, сцены, которые интересно или полезно снимать. Может быть, поэтому меня так воодушевляет и наполняет радостью моя работа — своими съёмками я могу подарить ощущение полёта и другим людям. И каждый, буквально каждый полёт я благодарю Вселенную за возможность летать, видеть и снимать.
— Какие коптеры сейчас используются учёными, какие полезные для географа нагрузки может нести беспилотник, какие задачи решают с помощью этих устройств?
— От верёвочки, чашки Петри и обычных камер до тепловизоров, лазерных дальномеров, газоанализаторов, мультиспектральных камер, спусковых устройств, магнитометров, манипуляторов. Учёные постоянно что-нибудь новое придумывают. Если говорить именно про географов, то наиболее полезны коптеры, пожалуй, для детального картографирования и мониторинга. Ведь спутники не дают такой потрясающей детальности и регулярности съёмки. А благодаря дронам мы можем и водоросли на литорали отличить по видам, и следить за динамикой нефтяной плёнки на морской воде в режиме онлайн, и подводный рельеф на мелководье рассмотреть, и характерный дрейф айсбергов изучить, и скорости термообразии оценивать хоть каждый день, причём подсчитывая объёмы на трёхмерной модели. Если рассказывать обо всём, то получится очень длинная история. Подробности можно узнать из записей моих лекций.

— В чём разница между наземными и воздушными наблюдениями, какие преимущества дают коптеры географу или геологу?
— Дешевле, проще, быстрее. И безопаснее. Помимо того, что просто удобнее не ходить в маршрут, а запустить коптер в разведку, в некоторые места, грубо говоря, в принципе нет возможности попасть. Так, например, мы не можем изучить вертикальный обрыв, дрейфующий айсберг, гору, на которой живёт медведица с детьми. Коптеры тут — наше всё. Ни в коем случае не считаю, что беспилотники стали заменой прямым методам. Нет, сверка обязательно нужна. Но всё-таки дроны сильно экономят наше время, силы и здоровье. Некоторые исследования в принципе невозможно было представить без дронов, они действительно открыли новые горизонты. К примеру, в изучении речных плюмов (масс опреснённой воды в море в устьях рек) мы сделали действительно глобальный прорыв благодаря "крыльям в кармане". Локальная структурная геология, дикие животные и птицы, особенно водоплавающие, — всё туда же. В общем, все исследования, где надо быть уже не человеком, но ещё и не самолётом.
— Какие самые интересные и самые важные работы с помощью коптеров приходилось выполнять вам лично?
— Самым важным, наверное, был поиск источника возгорания в лесу. Одной из самых интересных работ стали съёмки поведения моржей, которые мне посчастливилось сделать в Арктике. Раньше невозможно было наблюдать за этими животными в воде долго и близко, не тревожа их. А сейчас мы получили уникальные кадры, рассказывающие об их взаимодействии, о том, как самки кормят малышей, как моржи спят на воде, организуют охрану, играют. И теперь биологи могут рассказывать об этом в научно-популярных фильмах. Недавно вышел один из них, как раз с этими съёмками. Возможность посмотреть близко на белого медведя — это тоже что-то нереальное. Совсем не то, что в зоопарке. Ты чувствуешь себя гостем, причём незваным, стараешься не помешать, быть незаметным. Медведи — лорды Арктики, их мощь ощущается даже через камеру дрона, хотя сейчас на них бывает грустно смотреть — они довольно тощие и обессилевшие. Последнее, кстати, сложно оценить через бинокль. Дроны полезны в оценке как физического, так и психологического состояния животных.

— Трудная ли это работа, бывают ли экстремальные ситуации, с какими трудностями приходится сталкиваться?
— Я бы предпочла отойти от термина "трудная работа".  Для меня гораздо труднее разгружать вагоны или быть няней в детском саду. Давайте иначе расставим акценты. К примеру, так: это ответственная и довольно нервная работа. Особенно когда работаешь в Арктике, в суровых для коптеров климатических и магнитных условиях. Каждый полёт — большой риск, на который постоянно идёшь, сжав зубы, ради уникальных кадров или просто потому, что надо. Экстремальные ситуации случаются регулярно: то ветром снесло аппарат, то надо выполнить посадку на движущееся судно, то руки замёрзли так, что ты теряешь контроль над ними и не можешь управлять джойстиками, то какой-нибудь "баг" в коптере, и он перестаёт слушаться. Иногда резко спускается туман, перекрывающий связь между пультом и дроном. И многое другое. Однажды я стояла за пультом голодная, замёрзшая, уставшая после ночной работы, а тут ещё и с коптером в полёте случились проблемы, и надо было срочно возвращать его из моря, сажать на палубу. Я разволновалась, даже стала падать в обморок. Помню, что отключился слух, почти полная темнота в глазах, но джойстики я чувствовала и продолжала лететь. Всё закончилось хорошо, но больше я в плохом самочувствии стараюсь не выходить на полёт.

— А были ли какие-то забавные, весёлые случаи?
— У каждого беспилотника — свой характер. Не смейтесь, так говорят даже настоящие лётчики пилотируемых аппаратов. Так вот, был у меня один коптер — типичная девочка, вся такая нежная, чувствительная, впечатлительная. Однажды она выполняла автоматическую миссию над водой. Не было вообще никаких проблем и помех, но тут под ней вынырнула нерпа, и моя девочка зависла над этим местом, залюбовалась. Ещё был забавным один из страшных случаев. Коптер возвращался с миссии на точку старта, не справился с ветром и разрядился почти в километре от меня. Я в ужасе пошла искать его. Дело было на побережье, и он легко мог сесть в воду и утонуть. Но я нашла его в чужом саду, за забором, мастерски выполнившим "посадку среди посадок" и даже натянутых бельевых верёвок. Хозяев не было, мне пришлось делать подкоп, чтобы забрать своего беднягу. К счастью, забор был просто из сетки и утыкался в галечный пляж, который рыть было легко. После себя я всё поправила! Ещё однажды мы близко подлетели к медвежонку. Он стал купаться в воздушной струе от пропеллеров, валялся на спине и подставлял пузо.

— Есть ли у специалистов по работе с коптерами какие-то приметы, традиции, ритуалы?
— Имена даём, разговариваем, гладим, похлопываем дружески, извиняемся, хвалим. Всё — как с любыми другими машинами, я думаю. Люди склонны одушевлять роботов, особенно тех, кто помогает и считается коллегой. Все остальные традиции я назвала бы железными правилами: не летай на холодном аккумуляторе, лишний раз не рискуй, проверь наличие флешки перед взлётом и тому подобное.
— Почему вы выбрали именно это, такое романтичное направление научных исследований?
— Я мультипотенциал — человек разносторонних интересов. И мне кажется, что мои хобби, перерастающие потом в работы, выбирают меня, а я их с готовностью принимаю. Коптеры — это не направление научных исследований, это — метод, один из инструментов познания нашей планеты. Шесть лет назад так получилось, что я оказалась в экспедиции с коптером, а летать на нём никто не умел. Я стала учиться сама, почувствовала огромный потенциал этого метода и новые горизонты, которые он открывает. Это меня очень сильно увлекло, и я не захотела останавливаться. Стала использовать беспилотник в разных направлениях научных исследований, в художественных съёмках, в преподавании. Сначала это было просто научное хобби, выступления на конференциях, потом появился первый заказ от Института океанологии РАН, потом мы в Центре морских исследований МГУ открыли отдел беспилотных летательных аппаратов, стали выполнять коммерческие заказы, идти на риски, быть в чём-то пионерами, снимать для федеральных каналов.

— Как стать специалистом по работе с коптером, какие советы можете дать юным географам, которые захотят пойти по вашим следам?
— Советы, как быть счастливым пилотом, делать прорывы в науке, чувствовать себя реализованным, дать трудно. Это такие сложные вопросы! Советы должны быть такими персонализированными, что я даже не буду пытаться. Как стать специалистом в чём-либо? Брать и делать! Учиться, ошибаться, снова делать. Эффективнее получится, если делать всё это из интереса и из любви к делу. Не ходите по моим следам, топчите свои тропинки, это гораздо увлекательнее! Но если есть конкретные вопросы, можно найти меня в Центре морских исследований МГУ.
 https://www.rgo.ru/ru
***********
3.ПО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Чеченская Республика сохраняет традиции прошлого, одновременно поражая туристов современными городскими решениями. Столица, Грозный, — это чётко расчерченные бульвары и скверы, стрелы небоскрёбов и минареты мечети "Сердце Чечни", соперничающие с ними по высоте. Но люди за городской чертой живут так, как жили их деды и прадеды: ездят по серпантинам горных дорог, пасут лошадей на живописных склонах, заваривают чай из местных трав.

Три дня контрастов — от небоскрёбов к горным перевалам, от огромных мечетей к башням, зажатым в тиски камня и времени. Это будет комфортная, безопасная и насыщенная поездка от модных современных бульваров Грозного к старинным чеченским аулам. Туристы погрузятся в местный быт, попробуют традиционные блюда и отдохнут на знаменитом высокогорном озере.
Тур разработан Фондом "ПосетиКавказ".
День 1.
Исследование Грозного
Прибытие в аэропорт Грозный. Отправление на экскурсию "Грозный: от истории к будущему". Гостей ждёт история города, улиц и проспектов, памятники, парки, места отдыха, удивительный колорит, гостеприимство и неповторимая кавказская кухня. Посещение небоскрёбов Грозный-Сити, Цветочного парка, церкви Архангела Михаила, мечети "Сердце Чечни" имени Ахмата Кадырова. Обед в г. Грозный. Ознакомительная экскурсия в Российский университет спецназа (факультативно) — первое и на данный момент единственное частное учебное заведение в Российской Федерации для обеспечения профессиональной подготовки специальных подразделений. Здесь можно совершить полёт в аэротрубе, испытать на прочность багги, попробовать тактическую стрельбу или спортинг. Трансфер в Ведучи (100 км). Размещение в отеле, ужин. Свободное время.
День 2.
Аргунское ущелье.
Завтрак в отеле. Ознакомительная экскурсия по всесезонному комплексу "Ведучи". Полное строительство курорта завершится в 2025 году, когда на ВТРК "Ведучи" будет построена вся запланированная инфраструктура: 15 горнолыжных трасс протяжённостью 16,5 км, семь подъёмников, гостиничный комплекс и посёлок шале, сервисные центры, рестораны и кафе. Ежедневно курорт сможет принимать до 4800 гостей. Экскурсия в Краеведческий музей им. Х. Исаева. Краеведческий музей имени Хусейна Исаева расположен в удивительно красивом месте, в самом сердце горного Итум-Калинского района Чечни. Воссоздан на базе средневекового историко-архитектурного комплекса XI–XV веков Пхакоч (поселение верхнего края). Экскурсия в Аргунское ущелье. Часть этой экскурсии проходит по маршруту всесоюзного значения. Старинная дорога ведёт вверх по ущелью бурного Чанты-Аргуна через перевалы в Хевсуретию,затем в Грузию. Дорога в Итум-Кале вырублена в известняковых скалах. Она поражает туристов своим величием и красотой. Природа здесь дикая, нетронутая, сохранившая черты первобытности. Остановка у Нихалойских водопадов. В Ушкалое предстоит увидеть знаменитые Ушкалойские башни, которые были отреставрированы в 2011 году. Обед. Трансфер на оз. Кезеной-Ам (110 км). Размещение в отеле, ужин. Свободное время.
День 3.
Озеро Кезеной-Ам.
Завтрак в отеле. Освобождение номеров. Экскурсия по озеру Кезеной-Ам — самому крупному высокогорному озеру не только в Чеченской Республике, но и на всём Северном Кавказе. В древние времена, когда горный обвал запрудил ущелья двух небольших речек — Хорсум и Каухи — ниже места их слияния, за гигантской плотиной высотой более 100 км и разлилось озеро. Посещение селения стражников Хой. От западного залива озера Кезеной-Ам всего лишь 2 км до укреплённого города-крепости Хой. Его боевые и сигнальные башни нависли над глубоким ущельем. Склоны гор здесь изборождены десятками древних искусственных террас для земледелия. Переезд в Шали (70 км). Посещение мечети "Гордость мусульман" имени Пророка Мухаммада. Посещение архитектурно-этнографического музея "Шира-Юрт" (переводится с чеченского как "старое поселение"). Это точная копия традиционного чеченского аула, в котором жили предки вайнахов на протяжении многих веков. Обед в ауле Герменчук. Трансфер в аэропорт Грозный (40 км). Завершение программы.
https://www.rgo.ru/ru
***************
4.КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКТИКУ:
 СНИМИ СОБСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ С РГО

Если вы всегда хотели снять собственный документальный фильм о красоте российской природы, отправиться с рюкзаком на поиски самых интересных мест и людей, ночевать в палатках и бороздить просторы морей на большом десантном корабле, это время пришло! Русское географическое общество вместе с известными отечественными документалистами поможет воплотить ваши мечты в жизнь и приглашает вас участвовать в уникальном проекте "Экспедиция DOK.Лаборатория неигрового кино".
В рамках проекта вы пройдёте трёхмесячный курс по подготовке операторов, режиссёров, продюсеров неигрового кино и блогеров-путешественников. Обучать премудростям полевой жизни участников программы будут специалисты Центра содействия экспедиционной деятельности. Вас ждёт множество интересных встреч и знакомств, проверка своих навыков, повышение профессионального уровня в компании людей, которые имеют богатый опыт экспедиций и готовы им поделиться.
После теоретической подготовки и проверки полученных навыков в настоящем полевом выходе участники программы смогут стать медиаволонтёрами и снять свой фильм в соответствии с планом экспедиций РГО. Отчётную документальную ленту длительностью 5–20 минут можно сделать в одном из предложенных жанров: науч-поп, исследовательский, дневник путешественника, историческая зарисовка.
В декабре 2022 года в медиастудии Русского географического общества все работы участников "Экспедиции DOK.Лаборатория неигрового кино" оценит авторитетная комиссия. Каждый автор фильма станет обладателем специального сертификата, а главным бонусом будет возможность присоединиться к грандиозному документальному проекту по исследованию Арктики вместе с российским путешественником Леонидом Кругловым.
"Основная задача курса — рассказать о технологиях производства документального кино. С чего оно начинается и чем заканчивается. Оператор, режиссёр, продюсер, звукорежиссёр и сценарист — всем этим функционалом должен обладать один человек. Иными словами, современный кинодокументалист представляет собой человека-киностудию", — подчёркивает Леонид Круглов.
Старт программы — первая половина марта 2022 года. К участию приглашаются все желающие в возрасте от 18 до 35 лет. Окончание теоретических семинаров запланировано на середину мая. Тогда же группа отправится в девятичасовой радиальный выход в радиусе 100 километров от Москвы.
Заявки принимаются по почте: expedition_dok_lab@mail.ru. Номер для связи: 89250758563. Подробно познакомиться с проектом можно на сайте "Экспедиция DOK.Лаборатория неигрового кино". Стоимость участия в нём — 55 000 рублей в месяц (165 000 рублей за три месяца) с возможностью рассрочки.
https://www.rgo.ru/ru
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 февраля 2022 года.


Рецензии