Наставничество и Интроекция

Дорогой мой друг, Лисий Нос, сегодня я расскажу тебе про интроекцию. Интроекция, ее влияние на упадок мотивации и интеллектуального развития современного общества. Последствия интеллектуальной обработки сознания, как следствие интеллектуальной обработки сознания после продолжительного периода диктатуры в СССР. Влияние интроекции на упадок института наставничества, и стремительное падение нравственности в РФ. Предпосылки и причины распространения этого явления. Внедрение на государственных предприятиях двухсторонней модели развития наставнического потенциала, на основе методик Транзактного анализа, как инструмента борьбы с интроекцией.
Я хочу начать с того, что задумываться об этом вопросе, теперь очень важном вопросе, я стала в процессе работы над диссертацией. Тему диссертации: «Социально-психологическая технология формирования позиции наставничества у лиц предпенсионного возраста», мне дала декан нашего факультета психологии, а так как я сама не знала о чем мне писать работу, я просто согласилась. Изначально эта тема мне показалась абсолютно неинтересной, работа над ней шла с большим трудом. Исследований на эту тему не много, и по сути методики для развития качеств наставника не работают на глобальном уровне, в отличие от стран Европы и Азии, или Америки. Наста;вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Сама система наставничества - менторства относится еще к средневековью. В Английских элитных университетах эта система работала многие годы, и дошла до наших дней, получив целый сегмент в образовательных учреждениях.  В нашей стране изначально в СССР, а потом уже в Российской Федерации институт наставничества перенес период кризиса и распада. То есть в условиях упадка промышленного производства, а также «преобразованиях» системы образования в 1990-х лихих годах, он оказался невостребованным. В итоге, несмотря на то, что в СССР с 50х годов наставничество получило массовое распространение в системе профессионально-технического образования, мы вынуждены заимствовать опыт зарубежных коллег, так как собственный просто исчез куда-то.  В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции. И вот только 2019 году в системе образования  утвердили методологическую программу, которая на данный момент работает лишь в нескольких субъектах РФ. В 2020м году  Минздравом  был предоставлен проект, в документах которого, наставничество касалось только молодых специалистов, а остальные остаются без помощи наставников, хотя им также нужна помощь наставников. Вот так, хочу заметить, что это только проект. Но многие российские не государственные предприятия используют эту модель адаптации, с учетом западного опыта и программ. Но так как все меняется, наставничество эволюционировало до баддинга и коучинга. Так вот я, собирая материал по этой теме, нашла методики и технологии и попыталась провести исследование, направленное на выявление наставников, а также необходимых им качеств. Но наставники практически отсутствовали среди испытуемых.  Выборка была 400 человек.  Медработники  различных должностей,  от руководящих,  до младшего медперсонала в предпенсионном  возрасте. В качестве инструмента для выявления определенных критериев были использованы различные тесты и опросники. В перспективе, после прохождения тестов и тому подобного, нужно было разработать тренинг или технологию, которая повышала бы данные критерии. Но при выявлении этих качеств потенциального наставника, я столкнулась с абсолютно другим психологическим «феноменом», а именно интроекцией. Интроекция — мысли, представления, принципы, высказывания других «заглатываются» человеком без самостоятельной переработки и «примеривания» на себя (подходит мне это или нет), т.е. принимаются «на веру». То есть это то, что в раннем возрасте говорят ребенку люди старшего возраста (это могу быть родители, соседи, и т д), и он эти слова, принимает, не подвергая сомнениям и критике. И в итоге получается так, что многие из нас живут с мировоззрением, основанном в лучшем случае на чужом мнении, а в худшем на стереотипах. Отсюда возникают верования и убеждения. Интроекты звучат как приказ: «Я должен», «нужно», » так полагается», «нельзя»…»Я не должен злиться» «Мужчины не плачут» «Я должен все знать, если я учитель». Интроекция несет в себе и здоровое зерно: именно механизм интроекции позволяет человеку усвоить правила общества, в котором он живет.
Без интроекции не существовало бы и системы образования: как и психотерапевты, преподаватели предлагают ученикам набор стратегий, в основе которых лежит опыт предыдущих поколений, и мы пользуемся этими стратегиями, пока не научились вырабатывать собственные. Интроекция лежит в основе большинства привычных  для человека способов прерывания контакта. Первые послания-интроекты ребенок получает от родителей: «Не играй возле водоема!» или «Возвращайся домой до того, как стемнеет!», «Нельзя висеть на шее у других!» или «Тебе никогда не добиться успеха!». Механизмом развития интроекции является прямое восприятия этих установок, то есть, нет периода рефлексии и переваривания, как в сознательном возрасте, хотя и в сознательном возрасте, ее можно получить также. Интроект не имеет возможности развиваться, т.к. все силы уходят на удержание чуждых элементов в своей системе. Авторитетный человек говорит, и многие из нас не подвергают это критическому взгляду. И если мы сталкиваемся с таким явление, проживая в столице нашей Родины, то, что можно сказать о регионах. И в итоге, вместо наставников, мы получаем целое поколение людей, которое живет не то, чтобы не своим мнением, а навязанными стереотипами и страхами.  И вот именно таким образом мы передаем это искаженное мировоззрение из поколения в поколение. Ну и что же мне делать?? Я зашла в тупик. Мои испытуемые вообще не обладали нужными критериями, даже среди моих ровесников (35+-) найдется больше наставников, чем в предпенсионном возрасте. При попытке выявления этих качеств, стало понятно, что является началом этой цепи заражения интроектами. Я пришла к выводу, что на массовое развитие этого явления в нашей стране, очень сильно повлияла интеллектуальная обработка сознания, которой население нашей страны подверглось после длительного тоталитарного режима. Еще один фактор- это последствия перестройки и распада СССР. То есть мы жили по определенным моральным устоям, и даже если я буду вспоминать свое детство, то мой Букварь был с «Дедушкой Лениным» на обложке. Меня с детства учили считать Вождей Народа, чуть ли не богами, а потом все изменилось, и история исказилась вновь. Историю пишут так, как это удобно. Я согласна с тем, что  в Советах, то есть в этом режиме, в особенности в том режиме, который начал Коба, есть очень много нюансов и спорных вопросов. Такие люди, которые готовы ради высшей идеи изменения общества, не бывают безгрешны. Чтобы поднять наше Государство после мещанско-буржуазной революции, других мер, скорее всего, было не принять. Не уверена, что была бы наша Страна, если бы не Он. Сам режим был направлен на конформизм, интеллектуальную и идейную обработку сознания, создание общей массы. Но в то время, можно сказать уже после Кобы, это было удобно и необходимо для создания коммунистического общества. Один за всех, ну или против….При том режиме из плюсов, было то, что государство заботилось и гражданине, и можно было и не думать что и как, если ты подчиняешься правилам - интроектам. Другое дело, если нет. Но теперь, данное мировоззрение очень вредит развитию нового курса в нашей Стране. Теперь нужно быть сильным и предприимчивым человеком. Уметь постоять за себя. Иметь осознание того, что так как все работало при Советах, а именно по большей части по принципу если говорят, то так и надо, гне получится. И вот вместо наставников мы получаем просто демотиваторов и разносчиков пропаганды страха и безвыходности. Я задумалась о себе в тот момент, тот есть, меня всегда учили быть удобной, всем помогать, а если ты любишь себя, то это грех и гордыня. Мне всегда говорили, что необходимо, прежде всего, думать о других, а уж потом о себе. Вот жила я так, с пониженной самооценкой, во множестве треугольников Карпмана, в течение 36 лет. Так и жила бы в собственном микромире стереотипов, если бы не эта тема для моей диссертации, которую я взяла по такому же принципу, что кто-то старший знает лучше меня, что мне надо. А так жить то очень удобно, ну и в итоге дни превращаются в недели, месяцы и годы. Это как будто ты наблюдаешь за своей жизнью, как за фильмом, его показывают без твоего участия и осознанности. И я стала думать о том, как можно было-бы все изменить, ну хотя бы получить эффект «взмаха крыла бабочки», и пришла к выбору двусторонней модели развития наставнического потенциала, на основе групповых методик ТА, как инструмента борьбы с интроекцией. Суть в том, что тренинги необходимо проводить среди сотрудников, как молодого возраста, так и предпенсионного, как молодым специалистам, так и опытным. Необходим пересмотр кадровой политики в госструктурах, введение HR, коучинга, менторов, потому что на данный момент практически все кадры, которые мне известны, занимаются выдачей заведомо ложной информации о работе, и сокрытии коррупции, они преднамеренно не объясняют приказы и законы, работая не для работников. Хотя ТКРФ был написан, чтобы защитить права трудящихся, смешно теперь.  А также использовать просвещение в области психологических познаний, и обязательно восстановить ставки психологов в государственных структурах, хотя я думаю, что они есть, и по большей части идут в фонд экономии заработной платы, как и все остальное. Пусть среди 100 человек, хотя бы один что-то поймет для себя, прервет этот сценарий, и изменит свою жизнь, значит, цель достигнута, и мы получим ураган на другом конце планеты.
Про методики рассказать могу вкратце, они есть, и это достаточно обширный материал, по длительности не один день. Это целая система. Вот так вот милый друг, Лисий Нос.
                FIN?


Рецензии