Рамки понятия

Так называемый основной вопрос философии, как он трактуется В.И. Лениным в его философском труде 1908 года, имеет границы применимости, преодоление которых чревато огромными опасностями, которые Ленин, видимо, связал с ошибочным толкованием марксизма эмпириокритиками.

Основной вопрос философии трактовался С.Л. Рубинштейном, и, видимо, сузил рамки, которые видел Ленин. Рубинштейн дополнил познаваемость истины управлением познания. То есть мир не только познаваем, но и управляем, с точки зрения Рубинштейна. Не ясно, имел ли в виду границы применимости основного вопроса философии Рубинштейн. Видимо, он обязан был давать в этом себе отчёт. Во всяком случае, успехи применения понятия должны были быть связаны с деятельностью обоих мыслителей после появления трактата «Материализм и эмпириокритицизм».

Сегодня вопрос о рамках понятия остаётся актуальным, и, несмотря на трудности, испытанные путём строительства коммунизма в СССР, речь должна идти о перспективах теории общества с учётом опыта всего мира, а не только в СССР, в котором упомянутые рамки  имеют место быть.

Итак, ниже мы будем говорить о рамках понятия в гносеологии и следствиях ограничений для онтологии человека.

Мы отдаём себе отчёт в том, что касаемся вечного вопроса о новом человеке, который покрывался тенью отрицательных последствий практического опыта воспитания человека будущего.

Несмотря на рамки, понятие может использоваться вне рамок, но при этом следует особо заботиться о риске, который имеется в такой свободе. Мы обязаны будем вне рамок избегать путаницы, хаоса в строе мышления о перспективной теории общества. Иначе, возникает проблема войны, которая уводит нас из сферы философии и психологии в сферу метафизики, в которой проблема не разрешима.

Будущее, о котором мы заботимся, не в бесконечности, поэтому мы говорим не о новой утопии, как наши социалисты, а об истине, которая познаваема и управляема в процесс своего познания. До сих пор ещё человек не настаивал аргументировано на том, что основной вопрос философии положительно разрешим. Ленин признавал, что основной вопрос философии не разрешим, ибо Ленин свидетельствует о том, что в конце пути познания вопрос остаётся открытым.

Таким образом, сегодня основной вопрос философии поставлен нами ребром, из которого Господь может дать человеку новую жизнь. Аминь.

24.02.2022 Дубна, брат Леонид, с уважением


Рецензии