31. 25. Пушкин Сестра О. и брат А. Пушкины

 Сестра О. и брат А. Пушкины
 Чему учились и чем увлекались в детстве и потом

1) Д.Н. Бантыш-Каменский

в «Словаре достопамятных людей Русской земли» со слов отца поэта А.С. Пушкина зафиксировал его учебу в доме родителей:
- французскому языку – у гувернера  г. Русело
- латинскому языку – у того же гувернера
- английскому языку – у г-жи Белли
- немецкому – у г-жи Лорж
- отечественный язык – у двух священников
- закон – у тех же клириков

2) Отец поэта С.Л. Пушкин

в «Замечаниях на так называемую биографию А.С. Пушки, помещенную в «Портретной и биографической галерее» (Сенковский, 1841), исправляя сведения о том, что сын его в Лицее  «мало читал», указал отечески дуремарам: « Совсем напротив! Он там  изучил чтением всех лучших современных и прежних писателей как иностранных, так и русских» (в галерее сказано: из языков он тогда знал тогда один только французский и, весьма слабо, латинский: после уже, в зрелом возрасте, выучился по-итальянски, по–английски и по-польски, и то в той степени, в какой это знание необходимо для чтения великих образцов поэзии и литературы = мнение Сенковского достаточно объективно = Совр , 1838, т.10,с 30). Вступив в лицей он уже этот язык /English/ знал, как знают все дети, с которыми  дома говорят на этом языке. Выучился в зрелости по-испански.

3) Племянник поэта Лев Павлищев

вспоминал об образовании его матери – ст. сестры поэта Ольги: « …отец ограничивался тем, что по вечерам занимал ее мастерским чтением французских классиков; обширная библиотека его открыта была настежь и пищею для любознательности матери моей послужили сочинения Декарта, Спинозы, Галля, Лафатера, Локка, Гельвеция, Вольфа, Канта, Вольтера, Руссо, Дидро и пр.; этой библиотеке мать обязана приобретением познаний в астрономии, зоологии, ботанике, истории, а также основательным изучением французских, английских и итальянских классиков.

4) Лев Павлищев

также указал в «Воспоминаниях об А.С. Пушкине», что «…одним из любимых занятий Ольги Сергеевны… было изучение физиогномистики и френологии, так что сочинения Лафатера и Галля сделались ее настольными книгами, с помощью которых она, как говорила, безошибочно распознавала характер людей. Занялась она… и хиромантией, сама иногда изумлялась своим предсказаниям


Рецензии