Анатомия страстей

Шульгин Михаил Васильевич. Размышления о последствиях страсти.-
Иркутск

Эпиграф:

Люблю я ясное мышление, когда не пыл воображенья
приводит к ясности души

ОТЧУЖДЕНЬЕ

Что если отчужденье легкой зыбью,
туманом незаметным в светлый день
скользнет по Вам и плавью рыбьей
и телом дьявольским набросит тень.

И как-то враз Вас напугает звуком,
что трение солей от ранних слез.
И сердце ранит монотонным стуком,
и мысли растворит как трепет грез.

Тогда-то в вас любви кукушка
бескрылой птицей жалко закричит.
А было то, что жизни всей пастушка –
спокойствие и радость улетит.

Дрожащими зовущими губами
поймать все то попробуешь чудак.
Но толку что, уже махать руками
вернуть все то, что отдал просто так.

Не верится, да это было счастье.
Все ждешь, придет ли вновь оно.
Открыты ставни, но давно ненастье
стучится ночью тихо к Вам в окно.


РАЗМЫШЛЕНИЯ

Бесстрастным быть –
то слабости удел и ноша грешных,
при жизни словно бы умерших.

Если себя перестанешь любить –
в пропасть бездушную можешь уплыть.

Угрюмостью, суровостью, отказом
гордыней, важностью, игрой
подписываем преднамеренно мы сразу
себе венок неприязни людской.

Не было дождей, а ты была.
Не было дорог в сплошной пыли.
Не было чудес, лишь ты цвела
вересом любви в моей груди.

Миллионы душ в тебя вложил
верных и спокойных как земля.
И когда их всех соединил –
выползла тогда на свет змея.

Красноречивее поэта
лишь только месяц над водой,
лишь только башни золотые
и запах дымки над рекой.

Опять пришла ты на мое крыльцо,
опять легла у самой моей двери,
опять глядишь ты на мое лицо –
но что узреешь в нем за верностью в неделю.

Все жалкий лепет эти грёзы –
гармоний звуки, нежность розы.
Но жить без них такая скука
и тянем мы к тенётам руки.

СТЫД НАМЕРЕНИЙ

Жизнь как она длинна о если,
поет ей вечер красной песней,
бездушный ветер песню гонит –
при этом сердце слезно стонет.

Приди ко мне, найди меня
я здесь всегда, меня узнаешь.
Во всем виной беда, а я
встать не могу, ты понимаешь?

А я тебя определю
по скрипу шаткой половицы.
И чем смогу, тем наделю,
чем может наградить девица.

Хотя бы раз, один всего
не надо мне большого счастья.
- А может вам не до того
- я вся для вас, я в вашей власти.

Придет, войдет, меня найдет -
ему я верно не понравлюсь.
О стыд, холодный синий лед
и с ним я не за что не справлюсь.

Неужто вечно так всегда
одной и быть? - я поседею.
Уделом стало быть беда
и думать я о нем не смею.

Нет, нет - так дольше не смогу,
сейчас привстану – нет, не в силах.
У Бога видно я в долгу –
и птицей бьется кровь по жилам.

Спасенье от скуки

Если грустно тебе
после радостных дней
если скука.
Если холод в груди
зной горячих ночей догорел.
Если люд надоел
своим ноем мирским и бездушьем.
Если ты на скаку
на полнейшем ходу вниз слетел.
Если сил никаких
не осталось в тебе
лишь смятение.
Отдышись вниз лицом
отлежись на груди, отоспись.
Не терзай сам себя
не ругой целый мир –
слюней полно.
Радости на киселе,
на мокроте своей не взрастишь.

СТРАСТЬ

Порывы страсти ожиданье

Как трудно ждать, еще горшее знать
о тщетности своей затеи.
Дождаться можно, только что сказать –
Не будешь ль, выглядеть при том глупее.

Поддавшись чувству явно знаешь,
что грех куешь и что пытаешь
себя при этом и что ты
отдался прелестям мечты.

И истину земную это
сомненье крутит как монету
Забыть нам хочется о ней –
но неуемен лик страстей.

Но что за страсть, когда в бреду
в тоске безропотной томишься
и как щенок на поводу
вслед за утехой волочишься.

СКАЗКА НОЧЕЙ

Не хватает мне тебя Элина
бурь моих душевных рулевой.
Обними меня, душа пустынна
рядом будь, воздай душе покой.

Посидеть с тобой - о «нега»,
на диване стареньком вдвоем.
Тишину стеречь, любуясь Вегой
трогать тени ласково рукой.

Сон любви блаженно утешает
Песня биотоков веселит
Дум счастливых ласточки витают
Факелом забвенья все горит.

Совершенней нет, однако ласки
Свадебного трепета ужей.
Рядом нет со мной счастливой сказки
Благотворной золушки ночей.

Я усну ко мне приблизься смело
В сон войди, ресницы разведя
И ничуть ты мне не надоела
Рулевой мой – так иди ведя.

В ПОЕЗДЕ

Распростившись с тобой
уношу чистый взгляд.
Мне он стал дорогой –
жду дороги назад.

В чистом поезде мне
не сыскать наш уют.
Думы лишь о тебе
мозг жуют, время трут.

День за днем стук да стук
от него устаю, устаю от разлук.

Чтоб не видел в пути
и кого б не встречал
лучше мне не найти –
я пол жизни искал.

ПАСТУШКА ЖИЗНИ

Надежда всякой жизни повелитель,
пастушка незаметная моя.
От бед, тревог и страхов избавитель
и искуситель нового друзья.

Игрушка жизни ты на диво
призывна, ласкова, мила.
Так утешительна и льстива
желанна всем, ко всем добра.

Ты пробуждаешь радость при тревоге,
рвешь покрывало серости, обид.
Меняешь их на скатерти дороги
которая по жизни волочит.

Тебя она не раз обманет,
не раз не два улыбкой поманит.
При случае с вершин мечты повалит,
возможно никогда не наградит.

Ты ей живешь, ей отдан самовольно.
Ее растишь, успехами полня.
Размякнув скажешь, «мне с неё довольно»,
исчерпаешь любовь – в себя уйдя.


ПОЛОВИНА ЖИЗНИ

Прости любимая моя,
что пол жизни был в дали я от тебя.
Лишь однажды, на рассвете
вспомнил вновь я про тебя.

Я жил глухим к тебе всегда
не хватало мне свободы никогда.
И бывал порой я грубым
и не сносным был тогда.

Моя веселость на тебя
давила раздражительно и больно
Игривая беспечность, хладнокровье
сгубили все и отняли тебя.

Прости любимая моя
что так долго был вдали я от тебя
Что любил тебя не очень
и не верил я в тебя.

ЗАПОЗДАЛОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

Ты пришла ко мне, да поздно уже видно
ведь томился я тобой дурак
Как тебе вернуться вновь не стыдно
той, увлекся кем я натощак.
   
Другая может похуже одета
и мордашкой не вышла как ты,
но зато не таскается где-то
и не рвет с чужой клумбы цветы.

ПОИСК ЛЮБВИ

Ты не бойся меня полюбить
и не бойся сближенья со мною.
Полюбив, можешь ты разлюбить
и остаться все так же, собою.

И не трудно, когда те года
разыграли с тобой злую шутку
вновь вспорхнуть, как порой иногда
забалует игриво малютка.

Сбросить спешно с себя слепоту
лет проживших вне радости дрема
Окунуться вдвоем в теплоту
очутившись однажды вне дома.

Иль не в силах зажечь на года
пламя затхлого грустью пожара
Убежать от него навсегда
излечиться от смрада угара.

Что для этого надо тебе –
веры разве в меня не достало.
Окунуться в святой бы воде –
только видно и этого мало.

И сидим мы на твердой доске
щека щеку мокро подпирает
Ты в слезах, я в зеленой тоске,
а в груди огонек догорает.

РАДОСТЬ ВОСПОМИНАНИЙ

Моя единственная радость
утеха всех моих ночей.
Надежда грез земных и слабость
- есть разве кто тебя родней.

И помню ты переходила
дороги белую черту,
и ликом дивным походила
на восходящую луну.

Блаженно, радостно, особо
без скупости в движеньях, ново,
так непривычно взгляду шла –
«ну словом стих в глазах несла».

Счастливый миг, он жив во мне
и в час мечтаний при луне,
и в неге сонного блаженства –
вершины милой совершенство.


НЕ РОБЩИ

Да, доброта проста на удивление
доверием она так сладко подкупает,
но а потом приходит пробуждение –
и слабости обмана завывают.
 
Но если ты пошел за ней стыдливо –
поддался искушению природы,
то не грусти, не ерзай сиротливо –
прими как следует, дары свободы.

И пусть в биотоках кручения,
прошлое вихрем промчится.
Жизнь пред тобой, а сомнения,
разве для тех, кто боится.

Смахни же рутину сомнения,
в пору ль бояться тумана.
Жизнь пред тобой, а сомнения –
жалкая правда обмана.

МИР В РУКЕ

Я сижу в уединенье
Размышляю без воззрений –
мир в руке.
Солнце мне глаза ласкает
о тебе напоминает, о тебе.
О тебе с которой рядом,
шел любуясь майским садом –
о любовь.
И былинки наклонялись
в миг когда мы целовались,
вновь и вновь.
И где знать, что до рассвета
расставанье дремлет светом –
холодно.
Рукой синею обнимет
и любовь у нас отнимет –
солоно.
Опустив головки нежно
цветы яблоньки с надеждой –
ждали нас
Остановимся ль у цвета –
иль пройдет погаснув лето
уж без нас.
Скоро ли опять мы вместе
В унисон сольемся с песней
Заискримся, запылаем
Тайной жизни смысл познаем.

ТУМАНЫ

Если туманы над милой сгущаются,
если в закатах не с нею купаешься
если не вам, а другим улыбаются –
давит злословье тогда.
Если в груди все у вас надрывается.
Парни не любят, они вас стесняются
И «как живешь?», говорят –
к тем, кто моложе и проще спешат.

Как болячка, как гной прорывает
это гнусное шиканье тактности.
Так изящной гадючьей поджаростью
огорченье сменяется радостью.

БЛАЖЕНСТВО

И нежность, и любовь –
суть радости мгновенья.
Вы все сердца и души
земное утешение.
В блаженство воплотясь,
сижу в вагоне чинно.
На снег, на лес дивясь,
на след дороги длинной.
На дымку из окна
в ней солнце красовалось.
И радости волна
по телу разливалась.
Столбы, кусты, дома –
природа в вожделении
Осталась ты одна,
а я опять в движении.
Багряный солнца круг
спускается за плечи.
Нет счастья без подруг
а радости без встречи.


ТАЙНА БАЙКАЛА

Молочною дымкой по глади шелковой
раскинулся взгляду мудреный Байкал.
То свет чудо действа, прозрачный, веселый
манил вожделея прибой среди скал.
И толща воды показалась что пленкой
под коей так видно глубокое дно.
Вскружила меня своей песнею звонкой
к которой как видно лелеял давно.
В неё я вбегаю, блаженный, беспечный -
и вмиг обжигает водой ледяной.
То времени бег прерывается вечный
от трепета нервов и силы земной.


СИЛА ЛЮБВИ

Любовь - это радость трепещущих душ,
что рвутся к слиянию и страсти.
И это торжественный радостный туш,
полета безудержность к счастью.

Любовь – это ревность и благодать,
щемление нервов и плоти.
Готовность себя до икоты отдать,
и счастье снискать в заботе.

И это спокойная дрема в груди
беспечная нега разрядки.
И это сомненья, когда позади,
и горечь прошедшего сладка.

Любовь – это скрежет и это стук,
что вызваны болью страданий.
И нежные слезы, и стоны подруг,
трагедии по расставанью.

И это надежды твоей торжество,
что все неизменным станется.
И в милых иконных глазах божество,
что трепетно шепчут и каются.

И это восходы и это закат,
и солнца сиянья и грозы,
и сердцем, когда бескорыстно богат,
и если в том сердце розы.

Любовь – это нервов блаженный уют,
и их закипание с желаньем.
И это когда биотоки поют.
Любовь – это душ терзанье.

Любовь – это тяжелый порою труд,
и крылья, когда озаренья
все нарастают и к звездам несут,
вселяют в нас вдохновенье.





Михаил Шульгин, Иркутск, Институт земной коры.
Написано в 1980-е годы, переработано в 2021 г


Рецензии