Необыкновенное обыкновенное чудо

МИХАИЛ АБЛАЕВ.  «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»


Передо мной сборник рассказов, представленный в 2021 году издательством АСТ и Благотворительным фондом Константина Хабенского под названием «Необыкновенное обыкновенное чудо».
По идее, я хотел бы прокомментировать лучшее из этой коллективной фотографии современной российской прозы, но передо мной встаёт одна проблема: я  никогда не рассматривал прозу с точки зрения её художественных достоинств и едва ли знаю, о чём здесь писать… Решу  я эту проблему так: арт и духовно-нравственное содержание – вот мои критерии в подходе к художественной прозе как таковой. Я буду выбирать сколько-нибудь или даже более-менее выдающееся и уникальное  и предлагать это вам, мои читатели!
Итак…

Дина Рубина. «Астральные полёт души на уроке физики».

Язык автора довольно неплох. Арт присутствует в отдельных периодических образах,  таких, как «учитель грёб против течения», «лакированные лужи», «пустоты памяти, заполняемые воображением», «просторы ветра». То ли правда, то ли творческая фантазия о себе: но поумневшая в одночасье в столкновении с молодым учителем физики девушка, повзрослев уже, ведёт трагический диалог– диалог о памяти и воображении, с поколением 90х – 2000х, близость к которому была прервана тем самым столкновением.
«Но больше я не летала. Наверное, потому , что с годами стала умнее и печальнее. Я, конечно, не хочу сказать, что ум и печаль – это гири, которые не позволяют нам воспарить над нашей жизнью. Но, видно, это тяжёлое, как ртуть, вещество с годами заполняет пустоты в памяти и в душе.
Те самые пустоты, которые, наполнившись тёплой струёй воображения, могли бы, подобно воздушному шару, унести нас в просторы холодного весеннего ветра».
Она читала на уроках и списывала. И тут – облом. Учитель и Ангел научили её жизни и правде. И вот теперь она, Дина Рубина, завидует молодым расшиздяям двухтысячных, свободным, как «воздушные шары», живущим «надуваниями» своего воображения.
Хорошо ли это? Все «старые» почему-то завидуют теперь этим информатизационным «одуванчикам», пытаясь изобразить из себя «вечных юнцов», забывая о том, что в поручительстве с друзьями-знайками, лгут учителю.

А «холодный весенний ветер»… Вспомните «Пробуждение весны» Ведекинда! Это о юных самоубийцах – сто лет назад!


Жанар Кусаинова. «Обломки настоящей Берлинской стены».

Рассказик хороший. О том, как женщина дарила людям камни и приносила им удачу. Писательница, эта восточная женщина, нашла выход из парадоксальной и, признаться, глупейшей соломоновой притчи о камнях, но сблефовала также по-восточному наивно и непосредственно: она якобы перепутала бетонные обломки с некими камнями, из которых якобы могла быть «сложена» Берлинская стена. Это дёшево, но рассказ всё равно хороший.


Людмила Улицкая. «Бумажная победа».

Рассказ хороший. В нём один небольшой, простой, но структурообразующий символ. Это – фигурки из бумаги, которые делал, дарил и объединял и примерял тем самым детей маргинальный мальчик на празднике. Конечно, фигурки из бумаги – это «бумажные произведения», ставшие прообразами неких книг, должно быть, культурно и духовно объединяющих людей. А сравнивать литературные произведения со скульптурами или тому подобным – это важно и прекрасно!


Не могу не сказать пару слов о рассказе Марины Степновой «МА и БЕ». Написанный, как и большинство других рассказов, в 2020 году, он сполна означен ужасом пандемии, которую Россия пережила вместе со всем миром. Мать больного, не умеющего говорить ребёнка ведёт с ним затворническую, без всякой перспективы, жизнь, но всё равно находит в себе какие-то силы на радость, надежду и волю к жизни и деятельности.


Яна Вагнер. «Некрасивая Соня».

Кто-то называет Вагнер гением. Я не согласен. Да, она гений-словесник. Её язык изящен и уникален. Она гений композиции в  этом рассказе, когда безусловную повествовательную реальность увенчивает абсолютной своей авторской творческой игрой в человека, и не понятно, почему она начинает спорить с «безразличным Провидением»: у них был такой приятный творческий союз! Союз этот двоится до символа – и это поразительно!
Я не могу назвать её гениальным мыслителем в литературе, каких нам так уже хватает! (разумеющий да поймёт). Гениальный мыслитель не может узаконивать блуд, в том числе и в браке. Он не может считать нормой (пусть даже и советско-постсоветской) закомплексованную в случае девочки и позитивистскую в случае мальчика неспособность любить и вообще свободно сознавать, и напрасно берёт она в союзники Провидение!
Яна Вагнер живёт под хрустальным куполом современной российской действительности, и встаёт важный для нас вопрос: любит ли она человека как литератор, если угодно – как поэт?


Рассказы подопечных Фонда Хабенского.

Больные дети пишут прозу:

Кристина Баркина, 8 лет. «Рыжик».
Рассказ прекрасный! Только вот в «морали», которой научили девочку снабжать рассказы, она ошибается до наоборот. Чудо своими руками совершает не она с мамой, создавая котёнка, а Ангел, «теряющий» игрушку, наводящий на неё соседку и показывающий сон Кристине. Деточка ошиблась в своём великом произведении! Здоровья и жизни ей, большой жизни!

Лиза Батуева, 10 лет. «Моя жизнь – это чудо!».
Рассказ не отличается художественностью, автобиографически-конкретен и, признаться, вызывает слёзы сострадания с больным ребёнком. Рассказ тем и прекрасен, что сама жизнь с её чудом исцеления вторгается в душу читателя. Лиза в заключении поднимает важнейший вопрос, который можно обозначить так: «Любить – значит делиться жизнью». Своё спасение от болезни в результате рождения сестры она связывает вполне по Божьи с любовью, взаимной, множественной, видя в этом чудо жизни. Она прекрасна!


Олег Георгица, 11 лет. «Андрюшка».
Я прочёл прекрасный рассказ о мальчике, который бодростью и шуткой победил раковую болезнь. Такие веселые, умные, верующие дети – воистину соль земли! Это же можно сказать об этом великом ребёнке – авторе рассказа!


Айым Джаилканова, 8 лет. «Смайлики».
Мусульманская девочка-вундеркинд написала поразительный рассказ, удивительно объединив искусство, сон, игру, автобиографическую действительность. Будет ли она писательницей, несомненно великой, но – будет ли? – неизвестно. Счастья тебе, Айым!


Арина Иголкина, 10 лет. «Необыкновенное обыкновенное чудо».
Передо мной настоящее чудо – десятилетний прозаик, и, несмотря на композиционное несовершенство, её рассказ вполне в праве был дать название этому сборнику. Этот человек несомненно будет писать, его будут издавать и читать. В добрый путь!


Диана Кирлик, 17 лет. «Девушка с обложки журнала».
Автор этого рассказа о себе явно «засветилась» в автобиографическом жанре литературы. Её рассказ особо трогателен вот по какой причине: в нём говорит любящая себя красота и юность, красота юности, и в истории девочки отражается то, что люди и общество в ярких своих проявлениях любят такую красоту и милосердны к несчастным. Это  - не показуха, это - реальные дела и реальные условия здоровой экологии общества!


Настя Конина, 14 лет. «Моё чудо!».
Рассказ написан хорошим литературным языком, хотя на звание писателя Настя не претендует: она просто рассказывает о своей жизни и любви к животному, раскрывая заданную тему. К сожалению, девочка не говорит главного – того, что собственно «чудо» свершилось добротой, отзывчивостью и милосердием людей. Хотя несомненным чудом можно назвать исцеление от рака, в том числе – с помощью врачей, медицины.


Абильмансур Макыпбек, 9 лет. «Настоящее чудо».
Этот мальчик едва ли не первый говорит именно о настоящем, в буквальном смысле,  чуде исцеления Свыше. Молодец!

Владислав Наумов, 17 лет. «Взгляд вслепую».
Этот юноша – состоявшийся писатель, название рассказа особо удачно: оно обозначает сильную волю и радость жизни несмотря на тяжкую, горькую болезнь. Но Владе я скажу правду: ты сам, а может кто-то ещё испортил рассказ последним абзацем пресловутой «морали». Нужно было остановиться на предпоследнем, и тогда бы ты отличился безусловным юным шедевром. Всего доброго тебе!


Елизавета Ревякина, 13 лет. «Дружба».
Девочка хочет быть писателем и будет им, нужно только преодолеть бремя условности, налагаемое школьным образованием. И все получится!


Евгений  Сафонов, 13 лет. «И будет чудо».
Перед нами великий маленький писатель - философ и поэт-прозаик. Я не шучу! Я могу подписаться под этим прекрасным рассказом. Я с удовольствием куплю книги Жени Сафонова!


Вместо послесловия.

Такой вот обзор «по случаю» (весьма доброму и благодарному) может оставить впечатление, что современная российская литература – это «бабье царство». Есть такое свойство: постсоветские женщины явно поумнели и возросли духовно. Везде ли в мире такая феминизация или это исключительно российское «обыкновенное чудо»? Такой параллели с названием и темой книги можно улыбнуться, но я скажу вот что: женщина – созидательница и хранительница культуры и красоты, как поёт в своей великой песне «Белый лебедь» Михаил Борзыкин. Для  России, по новому созидающей  основы и возрождающей жизнь, такая странная статистика имеет оптимистическую перспективу.

А. Михаил. 24 февраля 2022 года.


Рецензии