Не договорились. Война...

Вчера с утра дочка (10 лет) услышала разговоры о том, что отменили рейсы и что-то происходит тревожное, спросила: "Папа, что случилось?"

Как ответить на этот вопрос? Война? Военный конфликт? Я не политик, не военный. У меня нет всей информации о том, какие истинные мотивы стоят за каждой из сторон. Я не принимал решений о том, чтобы начать конфликт или его остановить. Как отделить пропаганду от того, что реально происходит. Как отделить ложь, от правды. Есть ли вообще такая возможность. Все смешалось.

С разных сторон люди с разными эмоциями и судьбами. Одни в ярости, другие в растерянности, третьи в тревоге… Страх, вина, стыд, бессилие. Все смешалось.

Какой я во всем этом? Как мне быть в этом? В чем я бессилен, а что я могу? Что я чувствую? Где от меня ничего не зависит, а где моя ответственность?

Я человек, который не хочет войны. Не хочет смертей и боли. Я за мир. Мне горько смотреть на то, что происходит. Война приносит смерть и разрушения, горе, тревогу, страх, травмирует психику.

Ответил дочке в общих словах, что идет военный конфликт. Она посмотрела на меня: «Зачем? Можно же было договориться?…»

Не договорились…

Когда конфликтуют люди в кабинете психолога, то я не ищу виноватого или того, кто первый начал. Чтобы конфликт разрешился, нужно понять, как он работает и чтобы стороны конфликта услышали друг друга. Чем больше подробностей выясняется в ходе работы, тем больше становится понятна реальная картина происходящего, что конфликт не сводится к тому, что один из партнеров поступает плохо, а другой хорошо.

Чем больше проясняешь конфликт, тем больше становится понятно, что все совсем не так, как кажется на первый взгляд. Что каждый вносит свой вклад в происходящее.

Разрешить конфликт двух людей - это не простая задача. Он разрешается, когда каждый начинает видеть другого, когда перестают искать виноватого. А что говорить, если в нем двое, трое или десять участников и какие у каждого из них задачи, мотивы и выгоды. Сейчас для ясности у меня точно нет и 1% информации о том, что реально происходит, а не то, что я вижу снаружи. В этом смысле трудно сориентироваться и на что-то опереться.

Мне ясно только то, что война приносит много боли всем, но при этом войны на планете земля продолжаются. Возможно, что придет время, когда конфликты будут решаться без смертей, горя и разрушений. Получается ведь в терапии конфликт интересов сделать процессом познания и сближения, а не процессом разрушения отношений и физического насилия. Сейчас же реальность такова, что идут военные действия.

Что же делать?

Оставаться человеком. Искать твердые опоры, там где для меня есть ясность. Если это возможно, то дать себе время там, где нет ясности. Поддерживать людей, которые мне дороги с какой бы стороны они не находились. Не делить людей по национальным или политическим пристрастиям. Видеть других, понимая их переживания. Продолжать делать свое дело. Ценить жизнь.

Мира нам всем.

(Михаил Гаврилов - мой сын)
----------------------
1. Любая война закончится.
2. Каждый народ состоит из разных людей. Не все участвуют в войне — не стоит оскорблять всех подряд.
3. Политики договорятся, а ты останешься с теми помоями, которыми ты обливал «своих идеологических противников».
4. Во время войны врут ВСЕ. Не распространяй информацию, в истинности которой не уверен на 101% (или не можешь проверить). Если хочешь что-то написать, пиши только о том, что видел своими глазами. Это честно. Остальное — участие во вранье.


Рецензии