На вираже Крыловича продолжение

Война для жителей Осипович началась ранним утром 23 июня 1941 года бомбежкой южной части города. В экстренном порядке под руководством председателя райисполкома Н.Ф. Королёва, был создан штаб обороны. Началась эвакуация людей, материальных ценностей, документов.

Сержант запаса Федор Крылович добровольно явился в военкомат. Однако на фронт не попал. Осиповичская станция, одна из важных железнодорожных магистралей советского времени была перегружена эвакуацией. Работали и день, и ночь, чтобы обеспечить проход составов, ни о какой мобилизации не могло быть и речи.
 
Оперативно осуществить все мероприятия по переводу жизни на военный лад не удалось. Слишком уж быстро всё происходило. Вражеские танки обошли Осиповичи и перерезали путь на Могилев и Бобруйск.
 
30 июня немцы уже были в Осиповичах. Фашисты тут же установили свой «новый порядок». Выявили всех трудоспособных оставшихся в городе, железнодорожников в том числе, и заставили работать на себя. Среди них оказался и Федор Крылович, который был зачислен электромонтером в бригаду станционных электриков.
Из требований рейхсмаршала Г.Геринга к рейхскомиссарам на оккупированной территории:"Вы направлены туда для того, чтобы работать на благосостояние нашего народа, а для этого необходимо забирать всё возможное. При этом мне абсолютно всё равно, если вы мне скажите, что люди оккупированных областей умирают с голода. Пусть умирают. Я сделаю всё - я заставлю выполнять поставки, которые на вас возлагаю, и если вы этого не сможете сделать, тогда я поставлю на ноги органы, которые при любых обстоятельствах вытрясут эти поставки".
 
Драматические испытания выпали на долю наших людей, и требовали от каждого из них что-то преодолеть в себе, и отказаться от повседневного и привычного, и так каждый день.
Так уж устроен человек, ему необходим свет, свет в душе - как правда, как вера, как надежда. И особенно остро дефицит ощущается в сложные периоды жизни, даже если и светит солнце.

От страшной мысли, что армия Вермахта и дальше будет так же успешно наступать, становилось мерзко и тоскливо на душе людей. Но у них была вера, что они не одиноки, что руководство страны не бросит их сам нам с бедой. Вера, и правда, – необыкновенный источник энергии, чтобы выжить человеку в не стандартной ситуации. Но есть и точка не возврата, когда человек начинает ненавидеть в ответ на лицемерие и ложь.
 
За июль-август 1941 года, Осиповичским подпольным райкомом, было организовано порядка 9 диверсионно-разведывательных групп, деятельность которых сразу же ощутили на себе оккупанты. Одну из них возглавил машинист паровозного депо Марк Шведов. В нее вошел и станционный электромонтер Федор Крылович. Подпольщики объявили врагу диверсионную войну с нанесением фашистам реального ущерба в технике и живой силе, заставляя их порой перебрасывать армейские подразделения с фронта на охрану важных коммуникаций. Подпольщики засыпали песок в вагонные буксы, выводили из строя станционное оборудование, повреждали паровозы. Действуя в своих районах, они пользовались поддержкой местных жителей, совершали неожиданные налеты, пополняя собственный арсенал оружием, и истребляли при этом противника.
 
Всевозможными способами, распространяя информацию по разоблачению лживой гитлеровской пропаганды, подпольщики и руководство партизанских отрядов давали возможность людям не потерять веру в справедливость самообороны. Они воевали, за своих детей, за свободу нашей страны.

Реальная жизнь всегда и во все времена побуждает людей к поступкам. При этом, одни остаются всего лишь сторонними наблюдателями и выжидают, когда пройдут тучи. Другие изыскивают личную выгоду из сложившийся, трудной ситуации, используя и левых, и правых, внушая и тем, и другим собственную значимость. Третьи берут на себя ответственность и решают проблемы, какой бы ценой не обернулся для них такой выбор.

Так произошло собственно и с семьей Крыловичей.
Андрей Андреевич Крылович – отец Федора, не был демобилизован на войну по возрасту.
Он обрадовался, когда узнал, что в лесу под руководством Н.Ф. Королева создан и действует партизанский отряд. Долгое время, проработав железнодорожником на Осиповичской станции, Андрей Андреевич хорошо знал людей, знал все ходы и выходы, дороги, леса и тропинки, появляющиеся и также внезапно исчезающие для посторонних глаз. А опыт бывшего революционера дал возможность быстро связаться с подпольщиками. А.А. Крылович стал выполнять их задания. Пользуясь тем, что на стариков немцы обращали меньше внимания, он под различными предлогами зачастил в лес.

Вспоминая о Крыловиче-старшем, один из руководителей Осиповичского подполья Марк Севастьянович Шведов, так охарактеризовал его работу: «Крылович-отец – истинный советский патриот, который с первых дней войны активно включился в борьбу». Его сын Федор, имевший навыки радиолюбителя и армейскую специальность связиста, собрал радиоприемник. В доме Крыловичей подпольщики слушали радиопередачи из Москвы. Отец Андрей Андреевич вел постоянный прием и запись сводок, а Федор и другие подпольщики распространяли их в городе. Часто Андрей Андреевич ходил на связь с партизанами». После диверсии, совершенной на Осиповичской железнодорожной станции его сыном Федором, Крылович вместе со старым коммунистом И.К. Потоцким, отцом подпольщика Николая Потоцкого, ушли в партизанскую бригаду, которой командовал будущий Герой Советского Союза В.И. Ливенцев. В отряд прибыли не с пустыми руками, им удалось доставить около тонны соли и много бумаги, опять же не без помощи железнодорожников. В Осиповичи Андрей Андреевич вернулся уже после освобождения города от фашистов.
 
Старший сын А.А. Крыловича – Алексей, перед самой войной приехал в Осиповичи. В своих исследованиях партизанского движения в Беларуси доктор исторических наук, профессор Литвин Алексей Михайлович пишет, что Алексей Крылович отличился в советско-финляндской войне, имел награды. Вероятнее всего, нашелся «доброжелатель», который донес не него гитлеровцам. Соседи успели предупредить, что приходили люди в штатском, расспрашивали о нем. Алексей скрылся у сестры Софьи, которая жила в деревне Старинки недалеко от Дзержинска. Но и там оставаться было не безопасно, в феврале 1942 Алексей ушел в партизаны. Командовал ротой, возглавлял взвод разведки. В характеристике, подписанной командиром партизанской бригады имени Фрунзе, говорится: «Крылович Алексей Андреевич принимал активное участие во всех боевых операциях. Проявил себя дисциплинированным и смелым разведчиком. 2 января 1944 года группа разведчиков попала под обстрел фашистов на станции Негорелое. В завязавшейся схватке, Алексей погиб».

Софья, сестра Фёдора, со слов внучки Светланы Крылович, погибла также в начале 1944 года. Фашисты убили ее тетю, в ее же доме. Она лишь успела накануне спрятать своих малолетних детишек у соседей. Позже их забрала тетя Софьи – Олимпиада Николаевна Крылович. Софья Андреевна до войны недолго работала в школе в Старинках. Ее муж, председатель Старинковского сельского совета, Александр Александрович Альховик в 1941 году ушёл на войну. Софья чем могла, помогала скрывающимся от гитлеровцев командирам и красноармейцам отступающей армии. Когда был сформирован партизанский отряд имени Фрунзе, стала связной. Много раз совершала Софья Крылович поездки в Минск и Дзержинск. И каждый раз в отряд доставлялись медикаменты, оружие и боеприпасы, а также необходимая информация. Многим советским военнопленным отважная женщина помогла переправиться в партизанские отряды. Не будь доноса, возможно, женщина осталась бы в живых.
 
Извечная дилемма - зависть и амбиции одних, не позволяют нормально жить другим.
Пороки разрушают своих обладателей изнутри, но они и не замечают, что с ними происходит, а то, что от их действий почему-то уже, не хочется петь, думать и размножаться, как поёт Мумий Тролль, им, абсолютно безразлично.


Рецензии