Гроссмейстер

 
Гроссмейстер  (нем. Grossmeister «большой мастер») — высшее шахматное звание. В начале XX века гроссмейстерами или вельтмейстерами (нем. Weltmeister «чемпион мира») называли наиболее выдающихся шахматистов того времени — победителей крупных международных соревнований.
(Википедия)

1.
Шахматы он полюбил с детства... С тех пор, как отец показал ему Фигуры и пояснил суть игры, сыграв с сыном несколько пробных партий. Рощин-старший был неплохим игроком, и для 8-летнего Вадима его уровень игры казался недосягаемым.
Однако, с ранних лет отличаясь упорством характера в достижении цели, Рощин-младший стал изучать шахматную науку по книгам, которые вместе с шахматами ему подарил отец.
Читал он много... А книгу  "Комбинации и ловушки в дебюте" зачитал до дыр...
Результат не заставил себя ждать. Освоив несколько классических дебютных комбинаций, Вадим теперь легко обыгрывал отца, а годом позже и своего деда, который считался еще более сильным игроком.
В 11 лет он был уже признанным Чемпионом школы.
Через два года, участвуя в газетных и журнальных конкурсах по решению шахматных задач, последовательно выполнил нормативы IV и III шахматных разрядов.
Окрылённый успехом, Рощин пришёл в шахматную школу при Дворце Пионеров, где его приветливо встретил тренер. Посмотрев удостоверения Вадима о присвоении спортивных разрядов, он решил проверить уровень его игры на практике и расставил фигуры на доске.
Рощин знал, что перед ним заслуженный мастер спорта и чемпион Москвы. Но, тем не менее, попытался перехватить инициативу лихим наступлением коней и белопольного слона, разыгрывая любимый дебют с матом Легаля. Однако, мудрый наставник юных дарований лишь снисходительно улыбнулся, перейдя к защите Фелидора, в которой, как оказалось впоследствии, ему было мало равных.
Конечно, исход партии был заранее предрешён - слишком разный уровень мастерства игры в шахматы...что поделать?
Но что-то в новичке понравилось тренеру, и он принял Рощина в секцию.
Два раза в неделю, после уроков в школе, Вадим приходил во Дворец пионеров, где разбирал матчи известнейших игроков в шахматы под руководством наставника, повышая личное мастерство и готовясь к межрайонному турниру. Наблюдая за игрой Рощина, тот подсказывал:
-Вадим, не спеши... Торопливость - враг успеха... Ты по натуре горяч, часто идёшь на обострение ситуации на доске и необоснованный размен фигурами, из-за чего в итоге проигрываешь. Твоя манера игры мне импонирует, ты любишь риск и импровизируешь на ходу, но умей выждать удобный момент. Сумеешь изменить себя - в этом твой успех... Причём, не только в шахматах, но и в Жизни. И запомни, в шахматах выигрывают все. Надо получать удовольствие от игры - это главное. Даже поражение не страшно.
Время бежало... В возрасте 15 лет в межрайонном шахматном турнире Рощин смог победить двух соперников, имеющих II разряд и, согласно регламенту, поднялся ещё на одну ступеньку спортивной лестницы, уже во II разряде.
Но Судьба всегда заставляет делать выбор. Пришло время Вадиму попрощаться с шахматами. Начиналась взрослая жизнь. Нужно было выбирать в ней дорогу и получать профессию.

2.
Он выбрал медицину, последовательно пройдя путь от санитара больницы до врача-уролога, кандидата медицинских наук, доцента кафедры.
Однажды в дверь его кабинета в поликлинике постучали и вошёл внешне ничем особо не примечательный старик...
-Здравствуйте, Вадим Владимирович... Моя фамилия Берштейн... Амбулаторная карта должна уже быть у вас. Так мне сказали в регистратуре.
Медицинская карта пациента, действительно, лежала у врача на столе.
-Берштейн Давид Иосифович, пенсионер... Москва... Домашний адрес, телефон...
Прочёл Рощин на её титульном листе и внимательно вгляделся в пациента...
-Давид Иосифович? Берштейн? Простите, не вы ли тот самый гроссмейстер, партии которого я изучал в шахматной школе? Ваши поединки с Ботвинником за звание Чемпиона мира? У вас же тогда в 24 партиях была ничья  - 12:12. И только регламент ФИДЕ, гласивший, что при ничейном результате чемпионский титул остаётся за существующим чемпионом, а не за претендентом, позволило Ботвиннику его сохранить?
-Да, Вадим Владимирович, все так и было. Вы прекрасно осведомлены...
-Ещё бы, уважаемый Давид Иосифович, я же учился по вашим книгам. Получается, я - один из ваших учеников. Хотя и в заочном формате обучения. Правда, пожертвовал шахматной карьерой ради медицины. Но II разряд в юности когда-то честно заслужил.
Лицо старика разгладилось в улыбке...
-Приятно слышать... Рад, что был вам хоть чем-то полезен.
Рощин не переставал удивляться...
-Бывают же встречи, Давид Иосифович? Вот никогда бы не подумал, что с вами встречусь. Так что вас, уважаемый Мастер, привело ко мне?
-Здоровье, доктор... Точнее, что от него осталось. Возраст, что поделать? Ваш коллега меня раньше наблюдал и лечил. И, надо сказать, не без эффекта. Но сейчас он уволился, и вот теперь вместо него вы... Хотелось бы продолжить лечение. Ведь у меня жена молодая. Ну, вы понимаете...
-Конечно, Давид Иосифович... Сейчас посмотрим вашу медкарту и определимся. Так-так... Вижу, мой коллега в течение последних лет проводил вам курсы массажей простаты. И вы говорите, эффект есть? Хотите повторить?
-Вадим Владимирович, может, курс лазерной терапии проведём? Мне в регистратуре сказали, что сейчас в поликлинике имеется несколько таких аппаратов. Есть ли возможность провести мне лечение простатита лазером?
-Уважаемый Давид Иосифович, лазерные аппараты в поликлинике, действительно, есть. Но, по причине возраста и риска малигнизации, я их вам не рекомендую. Мой коллега избрал для вас абсолютно верную тактику. И я советую от неё не отступать... Ну, что скажете? Начнём лечение?
-А можно как-то без этих массажей обойтись, Вадим Владимирович? Ведь, скажем прямо - процедура малоприятная во всех отношениях. Хотя, по-большей части, эффективная...
-Давид Иосифович, это, безусловно, возможно...
Что ж, давайте попробуем избрать другой путь. Я вам, пожалуй, назначу терапию фитопрепаратами. В подобных случаях они тоже - неплохой вариант. У меня есть опыт их применения. Будем надеяться на хороший эффект. Вот, возьмите рецепты...

3.
Через месяц их встреча вновь состоялась... В отличие от прошлого визита, знаменитый шахматист выглядел более свежим и бодрым.
-Здравствуйте, Вадим Владимирович... А я снова к вам... Притом, не с пустыми руками...
Берштейн вытащил из пакета бутылку армянского коньяка и поставил на стол врача.
-Вот, благодаря вам, опять "в строю". Надо сказать, вы прописали прекрасные препараты. Чувствую себя, как в 40, на худой конец, как в 50 и не более...
-Рад за вас, Давид Иосифович... Так держать...
-Вашими молитвами, доктор, вашими молитвами... А, знаете, может, в Память о нашей встрече сыграем партию в шахматы? Найдутся в поликлинике шахматы?
-Давид Иосифович, мне, конечно, льстит такое предложение. Но, безмерно уважая ваш талант, пробовать играть с вами не берусь. Будем считать, что Победа всегда остаётся за Мастером. Тут я бесспорно признаю ваш приоритет.
-Ну, как знаете, доктор... Вообще, я считаю, каждый должен быть Мастером в своём деле. Вы, например, тоже Мастер... В своём... А если принять во внимание мой возраст и быстро достигнутый эффект от лечения, то здесь вы, доктор, продемонстрировали прекрасный Эндшпиль. Потому эта Партия, Мастер, с позволения сказать, за Вами... Чрезвычайно вам благодарен...


*Рассказ основан на реальных событиях. Имена и фамилии всех действующих лиц в рассказе изменены. Все совпадения случайны.


Рецензии