Древняя и современная Югра. 5 часть

     Расскажу о Белоярском.

     Всмотритесь в фотографию! Правда, необычен этот мистический, словно растворяющийся в дымке тумана город, окружённый тайгой и рекой Казым, притоком великой Оби?
     О нём - проникновенные стихи Светланы Петровской:

По тайге петляет речка,
Словно синий поясок,
Там плывет с луною-свечкой,
Охраняя мир извечный,
Деревянный обласок.

И, держа рогами небо,
Лоси звезды пьют в реке.
Жизни быль и сказки небыль
Здесь дано тебе изведать,
След оставить на песке.

Север, север, север, север…
По течению -  года…
Если ты в него поверил
И себя к нему примерил –
Это значит навсегда!

С высоты, из самолета
Не увидишь здесь дорог.
Лишь тайга, река, болота
Да заката позолота…
Город – малый островок.

Видишь, светятся окошки?
Слышишь звон колоколов?
Город дремлет, словно кошка.
Бог накрыл его ладошкой –
Бережет от злых ветров.

Север, север, север, север…
По течению -  года…
Если ты в него поверил
И себя к нему примерил –
Это значит навсегда!

     Он очень молод! В 1969-м году с небольшого катерка на песчаный берег реки Казым высадился отряд геологов. Так началась славная история моего любимого города, история строительства газокомпрессорных станций и трубопроводов для транспортировки газа с месторождений Севера в Центральные части России.

    Но кроме этого и, что особенно важно, - история Белоярского включает новое:  любовно-бережное отношение его жителей к природе края, к экологии и к малым коренным народам Севера. Конечно, человеческий фактор в этих изменениях - на первом месте! 

       Наши национальные посёлки за последние годы, благодаря мудрости и энергии главы Белоярского района Сергея Петровича Маненкова, буквально преобразились.

      Историко-краеведческий музей Белоярского уже в первой экспозиции 1998 года с любовью рассказывал о природе района, о быте и традиционных промыслах коренного населения.

      В сентябре 2010 года музей переехал в новое здание — «Нуви-Ат» («Белая ночь» в переводе с  хантыйского). Теперь это – «Этнокультурный центр Белоярского района».

    Много сил и энергии отдал музею заведующий Выставочным залом, замечательный художник Владислав Саввович Белых, удостоенный звания «Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры».
   
       Поднимаясь по ступеням «Нуви-Ат», познакомьтесь с представлениями обских угров о мире и человеке. Здесь национальная одежда, предметы быта и религиозного культа, украшения, кухонная утварь.

     На сайте «Этнокультурный центр» вы найдёте материал об уникальных талантах национальных умельцев, заслуживших звание «Народный мастер России», увидите их фотографии. Работы мастеров заслужили уважение не только у россиян, но и у зарубежных знатоков.

       Вот как рассказано о Римме Слепенковой:
    «Она вяжет, шьет, плетет из бисера, занимается берестой, а когда ей хочется чего-нибудь эдакого - берет увесистую рыбу. Из ее кожи, оказывается, можно много чего сделать. Сегодня она приобретает все большую популярность в мире, наравне с крокодиловой и змеиной.
    Из рыбьих шкурок шьют одежду, аксессуары (вроде кошельков, украшений для волос, сумочек) и даже обувь. Рыбья кожа очень практична. Она легкая, прочная, сохраняет тепло и не промокает. С незапамятных времен это знали и использовали в повседневной жизни.
   Чаще всего в этом виде ремесла местные умельцы используют щуку (у нее красивый рисунок кожи) или налима (его шкура отличается особой прочностью)».
   
        Ещё одно удивительное учреждение города – Центр культуры национального творчества (ЦКНТ) - открылось оно в сентябре 1991 года. Его цель - сохранение и развитие национальной культуры обских, и казымских ханты, лесных ненцев, проживающих на территории Белоярского района.

    Здесь проводят мастер-классы и выставки, национальные праздники.
    Изюминка Центра - самобытный коллектив «Увас хурамат»  («Северные просторы»).  Песни на родном языке звучат под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов (тумран, бубен, нарсъюх), сопровождая яркие сюжетные танцы о жизни  ханты и манси.

   Не скрою восхищения, рассказывая о «Центре историко-культурного наследия "Касум-ёх" в селе Казым. Уникальность его в том, что на площади 75 тысяч квадратных метров показан быт коренных народов в условиях естественного природного окружения.
   
        Вы увидите открытые площадки: «Стойбище оленеводов», «Стойбище рыбака-охотника (северные ханты)», «Тропа охотника».  Для стрельбы из лука  - игровая площадка, и специальные площадки - для проведения спортивных состязаний: прыжков через нарты, метания тынзяна на хорей.

   Здесь проводятся исконно народные праздники: День оленевода и День рыбака, Медвежьи игрища, Вороний день, Праздник хлеба…
 
     А вот и последние новости, о них прочитала в февральском номере газеты «Белоярские вести».
    В маленьком национальном  селе Полноват состоялся праздник «Нарождение Луны» («Тылащ пори»). Он символизирует у ханты и манси начало Нового года.

    Днём хозяйки стряпали печенье в виде фигурок домашних животных. С наступлением сумерек жители собрались у снежного стола. По обряду, на нём должно стоять не менее семи разных блюд.

    Печенье лежит на специальной деревянной лопате. После молитвы (обращаясь к Луне, просили, чтобы всего было в изобилии: рыбы, зверя, грибов, ягод, кедровых орехов) мужчины ножом отрубают головы испечённым фигуркам,  и все  бросают эти головки вверх, символически приносят жертву Луне.

   Остальные части выпечки раздают участникам, желая благоденствия в новом году. А в древности, естественно, вместо выпечки приносили в жертву животное.
 
    В День оленевода обязательны гонки на оленях. В далёком 1946 году  этим состязаниям придали спортивный характер. В первый послевоенный год соревновались между собой всего две команды из национальных округов: Югра и Ямал. 

     В 2018 году и в нашем Белоярском прошёл Чемпионат России по северному многоборью -  по пяти национальным видам спорта: тройной национальный прыжок, бег с палкой, метание топорика на дальность, метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты.
     Участие в спортивных испытаниях принимали восемь команд: Республика Саха – Якутия, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Эвенкия, Красноярский край, Тюменская и Магаданская области.

     Югорчанин Александр Тасьманов  - рекордсмен северного многоборья, включенный в Книгу рекордов Гиннесса: в 1990-м году на чемпионате России в Дудинке перепрыгнул 820 нарт.

       На территории Белоярского района расположен уникальный природный парк «Нумто», особо охраняемая территория площадью 556 664 гектаров, где охрана осуществляется с учетом нужд коренного населения.

     Крупнейшее святилище народов Обского Севера - озеро Нумто - считается олицетворением верховного небесного божества. Основное культовое место - остров в центре озера, там выполняются особые обряды, в том числе жертвоприношения.
   
    Постоянно здесь живут около 250 лесных ненцев и казымских ханты, сохранивших и по сей день свой язык, культуру и самобытный уклад жизни. Основные виды их традиционного хозяйствования – оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов.

    В феврале 2022 года деревне Нумто исполнилось 420 лет. Солидный возраст! В поздравлении Сергея Петровича Маненкова, главы Белоярского района, читаем искренние, идущие от сердца слова благодарности всем жителям деревни Нумто за любовь и бережное отношение к своей территории и к традициям малых народов.

     Международный День коренных народов мира для многонационального Белоярского района – это  День глубокого уважения культур, языков, обычаев и духовных традиций. Вы увидите игровые и фольклорные концертные программы, театральные постановки, выставки, а если захотите, то примете участие в национальных играх, мастер-классах народных умельцев…

    Два года назад (в 2020 году) на берегу Казыма открыта новая Зона отдыха – набережная «Сэй Пан» (по-хантыйски «Песчаный берег»). Проект стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

    Нет-нет, не множеством привычных аттракционов (хотя это всё здесь в изобилии!) - набережная особенно привлекает внимание, но тем, что древние традиции, легенды и культура коренных народов стали посылом благоустройства песчаного берега.

     Большая сцена - в форме шаманского бубна. Дорожки – извилистые северные реки.  Арт-объекты рассказывают о древних легендах.

   Историко-этнографическая часть набережной – это этнодеревня, где экспонаты – своеобразный музей под открытым небом.  И мы воочию видим, что, вопреки неумолимому времени, вопреки всем суровым испытаниям, духовная память древних коренных народов, истинных хозяев загадочной Югры, жива!

   Мы видим её и в искренних стихах самобытного национального поэта ханты Владислава Молданова, уроженца маленькой деревни Ванзеват:

 Пишу стихи я о природе,
О нашей северной земле,
О малом  коренном народе,
Его укладе и судьбе.

О нежно-ласковых  мелодиях нарсъюха,
Что подсказала Мастеру тайга.
В них слышится печаль, любовь, разлука,
Воспета в них народная судьба.

Род Гришкиных прославил нашу землю,
Оставив вековечный добрый след.
Картины самородков – гимн Природе,
Неиссякаемо-проникновенный свет.

Ещё хочу я рассказать  о том,
Что в каждой деревеньке и в селе
Гордиться можем мы охотником и рыбаком
Или  умельцем  деревянных дел.

 Калданку-лодку изготовить сможет,
Поставить чум  или избу срубить,
Спеть,  станцевать на игрищах Медвежьих –
Сумеют ханты  мир искусством удивить!

Народ наш мал,  и много в жизни
Несправедливости,  лишений испытал.
Как часто подрубали его корни!
Но  выжил он, окреп и вновь на ноги встал.

    Югра действительно преобразилась! Ушли в прошлое  нищета и лихолетье, варварски жестокое отношение «завоевателей» к уникальной  природе и местным народам.
    Утвердились - и надеюсь, надолго, на века! - историческая память и уважение к культурным ценностям и талантам тех малых национальностей, чьи предки издавна жили на этой славной, щедрой и доброй земле, которую мы называем Югрой.


Рецензии
"Крупнейшее святилище народов Обского Севера - озеро Нумто - считается олицетворением верховного небесного божества. Основное культовое место - остров в центре озера, там выполняются особые обряды, в том числе жертвоприношения" - ой, кого же они там в жертву приносят?
В нашем краю тоже были проблемы у коренных малочисленных народов - шорцев, алеутов. Теперь эти проблемы в прошлом, но и самим народам надо бы стремиться к сохранению своей самобытности. Многие стали рафинированными, привыкли к городскому образу жизни среди русскоязычного населения и не стремятся изучать и сохранять родной язык, хотя все условия есть для этого: письменность,словари,этнические издания, история жизни и развития издана образованными представителями старшего поколения этих народов, выдающиеся художники, поэты, исследователи и путешественники.
У народов Крайнего Севера сохранились традиционные виды деятельности. Это и спасает их самобытность.
Спасибо, Элла! Очень интересно, познавательно и пробуждает желание увидеть собственными глазами.
С уважением и теплом,



Наталья Генералова 2   23.11.2023 11:06     Заявить о нарушении
Соглашаюсь с вами полностью, Наташа!
У северных малых народов одинаковые проблемы.
С улыбкой,

Элла Лякишева   24.11.2023 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.