Десять заповедей Десяти негритят!

(О чём в действительности роман Агаты Кристи? Проводим параллели с Библией).

"Блюди себя, молись, – сказал старый моряк. – Судный день грядёт".

Роман о возмездии, о каре преступников, о восстановлении справедливости... Несёт в себе глубокий, но вроде бы очевидный смысл. Но находятся и те, кто не видят даже очевидного. В лучшем случае считают закрученный сюжет интересной головоломкой.

Но так ли проста структура книги, нет ли в ней некоторых аллюзий и реминисценций на известные (а иногда и очень известные) произведения? Я уверена, что есть. Как-то меня покоробил один отзыв на этот роман. Среди прочего в нём говорилось "Книга "10 негритят", как и все остальные произведения Агаты Кристи, не несёт никакого смысла. Это просто занимательное чтиво". С этим я ни за что не могла согласиться! Умная, образованная, разносторонняя женщина с твёрдыми нравственными убеждениями пишет бессмысленные бульварные книжонки?! Сама Кристи делилась, что писала "10 негритят" после долгой тщательной проработки.

"Человеком, который был действительно доволен книгой, была я сама, потому что я лучше, чем любой критик, знала, насколько это было трудно".

Но вот желание провести параллель между романом А. Кристи и данными Богом законами возникло не только из-за внешнего сходства и схематизма этих творений (И там и там фигурирует число "10", а весь параллелизм считалки из десяти пунктов напоминает десять пунктов Божьих заповедей). А также благодаря небезызвестной религиозности леди Агаты. Возможно, она и не была примерной и ярой христианкой, а её убеждения в целом обусловлены временем, в котором она родилась и росла, но сама леди Агата принадлежала к англиканской церкви и имела определённые принципы. Например, как протестантка не одобряла разводов (эта тема в её романах тоже не раз поднималась). И больше всего сожалела, что согласилась расстаться со своим первым мужем. Хотя её второй брак с Максом Маллоуэном был счастливым и очень удачным.

Своими религиозными воззрениями леди Агата была "обязана Няне, которая была библейской христианкой. Она не ходила в церковь, но читала Библию дома". А одной из любимых книг маленькой Агаты был именно Ветхий Завет, которым девочка "наслаждалась с сaмых ранних лет своей жизни", да и "поход в церковь был одним из сaмыx радостных событий".

Именно о Ветхом Завете, а точнее об Исходе или Второй книге Моисея из древнейшей части христианской Библии и пойдёт речь.

Возможно, мои сравнения покажутся кому-то притянутыми за уши, местами мне и самой было непросто, и всё же у меня получилось, и довольно логично, обнаружить основные постулаты христианской веры в пусть и не рядовом, но всё же детективе, который относится, в первую очередь, к развлекательному жанру. А ведь Агата Кристи никогда не писала лишь бы пощекотать нервишки.

Итак, начнём сравнение Библии и самого известного романа Королевы Детективов! П. с. Для не читавших книгу и не смотревших фильм: будет много спойлеров!!! Вот да - прямо убийцу скажу, и раз десять! Поэтому не обессудьте в случае чего.

Общие сведения. Предыстория

Бог дал Моисею 10 заповедей, а заповедь - это не просто религиозно-нравственное предписание, но и строго обязательное правило поведения. Закон, который лежит в основе гармоничного и процветающего общества. При условии, что каждый член этого общества будет соблюдать эти самые законы. Законы идут от противного. Не обязательно что-то делать, главное, кое-чего не делать. По сути, большинство заповедей - это запреты. Естественное ограничение свободы (в данном случае вседозволенности), которая заканчивается там, где начинается свобода другого. Это заповеди с частицей "НЕ". Их целых восемь.

Важно, что это именно ветхозаветные заповеди, данные злым и грубым людям, чтобы уберечь их от зла. Это не заповеди блаженства, что дал Иисус христианам дабы обрести святость и приблизиться к Богу. Агата Кристи мыслила трезво и была невысокого мнения о нравах современного ей общества. До "блаженства" и Бога им ещё было далеко. Ведь "все они [люди, герои книги] постепенно теряли человеческий облик. Возвращались в первобытное, звериное состояние".
Заповеди в виде двух каменных скрижалей вручены Моисею на горе Синай в пустыне самим Господом. Гора в пустыне - это Негритянский остров в океане. Любопытно описание этого острова:

"Из моря круто вздымалась скала, чьи очертания отдалённо напоминали гигантскую голову негра. В ней было что-то жутковатое <...>. Деревьев на острове не было, даже трава и та почти не росла"!

Гигантская голова - как метафора Бога. Как же описывают остров "негритята"? "Вонючая скала, засиженная чайками," - мнение У. Блора, одного из "грешников". Генералу Макартуру было не по себе. «Странное место, что ни говори». Доктор Армстронг в самом слове «остров» видел "магическую притягательную силу". "Живя на острове, теряешь связь с миром; остров - это самостоятельный мир, - говорил он. - Мир, из которого можно и не вернуться". "Ты словно на краю света..." То есть идёт ассоциация и с миром потусторонним. Судья Уоргрейв: «Недаром этот остров называют Негритянским, — подумал он, — тут дело и впрямь тёмное». Да и прислуга на этом острове напоминала "призрака": "Бледная, бескровная — ни дать ни взять привидение!"

Любопытна схожесть не только самого острова в море у Кристи с Синайской горой в пустыне из Библии, но и обстоятельств прихода к назначенному месту. В Библии Моисей сначала провёл своих людей невредимыми через Чермное море, что разомкнулось перед ними (как и "негритята" оказались на острове, "пройдя" морем). Предшествовали Исходу евреев 10 казней египетских. Предшествовали приезду на остров англичан 10 злодеяний, совершённых этими людьми. Также нелишне провести параллель погоды. В начале романа описывается немыслимая жара: "Ужасно жарко сегодня в поезде!", "она перебралась в Сирию, где собиралась греться под ещё более жарким солнцем и общаться с природой и бедуинами"; "безоблачно-голубое небо", "Он, пожалуй, выпьет джину с имбирным лимонадом. Жара просто невыносимая!". Евреи же спустя 3 месяца исхода из Египта прошли через пустыни Сур и Сим, где тоже было очень жарко, не хватало воды, мучила жажда.

Появление ос ("Этим летом такое множество ос") также может символизировать насекомых, ставших напастью для египтян: это и пёсьи мухи, и кровососущие насекомые, и саранча.

Затем евреи вышли и расположились станом в пустыне напротив Синайской горы. Там "было вдоволь воды, росли финиковые пальмы и деревья". Когда 10 путников прибыли к рыбачьей деревушке Стиклхэвн, описание тоже меняется: "А здесь очень красиво. Холмы, рыжая земля, всё цветет и трава такая густая".

Примечателен факт, что простой лодочник Фред Нарракотт считал подобравшуюся компанию "довольно чудной". "Он совсем иначе представлял себе гостей мистера Онима. Куда шикарнее". Если рассматривать это как метафору, то да - гости мистера Онима, хозяина острова (получается, самого карающего Бога), должны выглядеть в представлении обывателей не так, как простые смертные, а "шикарно", "статно", раз им позволено взойти во владения Всевышнего.

Сам же Моисей вёл народ Израиля из египетского ПЛЕНА в землю обетованную, и вёл их 40 лет, ведь они роптали на Бога, нарушали его заповеди. 10 англичан у Кристи оказываются в ПЛЕНУ на Негритянском острове, и, чтобы вернуться в "землю обетованную", т. е. к своей нормальной жизни, они также должны быть чисты перед Богом. Но, как все мы помним, "10 негритят" далеко не безвинные овечки, а повинны в гибели других людей. Ни один из них не задумывается о раскаянии. Все мысли у них о том, как бы спасти свою шкуру.

И в Исходе, и в романе Кристи погода резко меняется, когда к людям нисходит Некая Сила. В Книге Исход, Гл. 19, когда Господь собрался сойти "пред глазами всего народа на гору Синай", находим:

"На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный…"

На острове погода также меняется после первого убийства. В первую ночь: "море грозно шумело, поднимался ветер", во второй день:

"И тут раздался вой и свист ветра – на крышу дома обрушились потоки воды", "Потоки ливня, с шумом обрушивавшиеся на остров" и т. д.

Так что же это за Сила, и как именно она предстаёт "грешникам"?

Во время ужина англичанам из романа открывается некий ГОЛОС (с граммофонной пластинки*), который и произносит обвинения. Создаётся впечатление, что обвиняет не человек, а само Провидение, Бог. И действительно, голос "грозный, НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, леденящий душу."

В Библии похожая ситуация: "Моисей взошёл к Богу, и воззвал к нему Господь с горы, говоря:...вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым...". Но сказали сыны Моисею: "говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть!" Интересно, что Бог говорит не с самими Израильтянами, а с посредником - Моисеем. Через него он доносит свои заветы до простых людей. То же и в романе: Справедливость и Возмездие говорят с преступниками посредством одного человека - судьи Уоргрейва, через него же и осуществляются расправы. Островом же владеет А. Н. Оним, то есть Аноним. Неизвестно кто. Некто безликий. Как и Господь не явился Моисею лично, а предстал в виде разбушевавшейся стихии и Голоса. Никто не видел облик Господа, но устрашился, ведь познал его могущество.

"Провидение предоставляет карать злодеев нам, смертным" - это реплика самого Уоргрейва.

*Пластинка называется «Лебединая песня». Это не только намёк на печальную участь приговорённых, ведь лебеди, согласно поверью, поют перед смертью, но и указание на основное значение фразеологизма - «последнее проявление таланта, шедевр, вершина творчества, яркий, значимый поступок, совершённый в конце профессиональной карьеры». Это ещё одна отсылка к убийце. Ведь то, что произошло на острове, - это вершина карьеры именно судьи. Правосудие поднялось на свою высочайшую ступень. Идеальное преступление, венец карьеры "художника".

Интересно и то, что Господь сказал: "И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти!" То есть каждый, кто окажется на горе [Негритянской скале], - умрёт! "И никого не стало!" - кара настигла всех. (Мальчик Сирил также погиб, когда поплыл к скале. Скала становится метафорическим образом Синайской горы, заповедной для всякого смертного).

Указано и как это произойдёт: "Рука да не прикоснется к нему [чтобы не оскверниться], а пусть побьют его камнями (генерал, слуга и Блор), или застрелят стрелою (судья, Ломбард); скот ли то, или человек, да не останется в живых". *Ещё один негритёнок повесится, о двое других (даже трое, если считать Айзека Морриса) отравятся. Кара совершится на расстоянии.

Любопытно, что последним пристанищем перед отправкой на остров стала гостиница "7 звёзд".

"Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его, как солнце, сияющее" в силе своей. (Откровение Иоанна 1:16 )
Так толковал это место церковный писатель Апрингий: "Острый меч, который есть власть закона и строгость Судящего. Он сохраняет острие для правосудия, чтобы все разделять и полагать предел деяниям каждого".

К тому же, может быть и более прямая отсылка к деревушке Стиклхэвн (Sticklehaven), последнем пристанище перед отплытием на остров. Stick - это и палка, и нечто, чем можно заколоть, зарубить (как колышек). Звучит этот предмет и в считалке:

"Seven little nigger boys chopping up sticks; One chopped himself in halves and then there were Six". - Это куплет ознаменовал смерть Роджерса от удара топором. Да и сам остров словно разделён надвое: "Южная сторона острова в отличие от северной отлого спускалась к морю".

"Также "семь звёзд" намекают на тайну, что есть у каждого прибывшего на остров, и на главную тайну - кто же преступник: "Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей<...> есть сия..." (Откровение 1:20)

Перейдём же к самим заповедям. (Заповеди рассмотрены в произвольном порядке).

Заповедь Четвёртая. Помни день субботний.
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а день седьмой – Суббота - есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Эту заповедь нарушил Эдуард Джордж Армстронг, ответственный за смерть Луизы Мэри Клиис, последовавшую 14 марта 1925 года. Во-первых, помним, что доктор очень много работал. "Дни его были расписаны по минутам. У него не оставалось времени на отдых", "ему бы хотелось отдохнуть подольше, но этого он, увы, не мог себе позволить".

Армстронг провёл операцию будучи пьяным и погубил пациентку. Но пить нельзя во время работы, пьют обычно во время отдыха и праздности. Не нужно смешивать одно с другим. "Не нарушай день субботний", то есть, коль отдыхаешь, так отдыхай, а не работай! (Сюда же из нашего времени можно отнести: "Выпил - не садись за руль!").

Опять же поражает и другое сходство! 14.03.1925 - это именно суббота, и ни одно из других преступлений больше не выпадает на этот день недели.

Заповедь Третья. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

"Эмили Каролина Брент виновна в смерти Беатрисы Тейлор, последовавшей 5 ноября 1931 года". Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Мисс Брент набожной была только на словах. Внутри же чёрствая, жестокая, равнодушная, "закованная в броню добродетели". Молодая девушка погибла из-за её слепой веры, нехватки милосердия и сострадания (главных христианских добродетелей). Мисс Брент, к тому же, очень часто читала и цитировала Библию. Злоупотребляла Словом Господним, но на деле не следовала ему. К тому же, искренно считала, что с нею Бог.

Возможно, дата не так важна в этом случае, как это было с доктором Армстронгом. И всё же. Четверг - ещё одна не повторяющаяся дата. Чистый Четверг - великий христианский праздник (правда, выпадает не на ноябрь), во время которого принято совершать омовение. А юная Беатриса Тейлор, как известно, утопилась в этот день.

Заповедь Девятая. Не лжесвидетельствуй.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Полицейский Уильям Генри Блор был причиной смерти Джеймса Стивена Ландора, последовавшей 10 октября 1928 года. Блор дал ложные показания против Ландора, после которых того отправили на каторгу, где он и умер. Оговор ближнего ради выгоды.

Заповедь Десятая. Не возжелай того, что есть у ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Генерал Джон Гордон Макартур, 4 февраля 1917 года намеренно послал на смерть любовника своей жены Артура Ричмонда".

Отправка на смерть молодого Ричмонда отсылает к другому библейскому сюжету: когда царь Давид возжелал жену Урии и отправил того на смерть. Об этом прямо указывает и сама Кристи: "По воскресеньям – церковь... Но одно воскресенье он [генерал] пропускал – то, когда читали, как Давид велел поставить Урию там, где «будет самое сильное сражение»". "Обманщик и лжец! Сказано же: «Не желай жены ближнего твоего!»" - в сердцах произносит сам Макартур, уже прямо отсылая к десятой заповеди.

Кристи с истинной гениальностью выворачивает сюжет наизнанку. Злодеем теперь становится сам муж. Но жена - не есть вещь, она сама делает выбор, кому принадлежать. Она добровольно отдала своё сердце Ричмонду, и получилось, что сам генерал возжелал чужое.

Заповедь Восьмая. Не укради.
Филипп Ломбард в феврале 1932 года обрёк на смерть 20 человек из восточно-африканского племени. Каким образом? Он "с товарищами смылся, а оставшийся провиант прихватил с собой". То есть обрёк своих людей на голодную смерть, присвоив общие запасы. Совершил предательство и кражу.

Заповедь пятая. Почитай отца твоего и мать.
Почитай отца твоего и мать в любом возрасте, да будешь благословен на земле и долголетен.

В её нарушении виновны сразу двое. Томас Роджерс и Этель Роджерс 6 мая 1929 года обрекли на смерть свою хозяйку Дженнифер Брейди. И это единственная заповедь, в которой фигурируют два человека: и мужчина, и женщина (виновных тоже двое). Роджерсы убили свою благодетельницу, хозяйку, которой служили. То есть хозяйка - это и есть мать, которой "дети", т.е. слуги не были благодарны.

Я уже упоминала про то, что большинство заповедей идут с частицей "НЕ". В них люди пострадали от конкретного действия. Любопытно, что здесь происходит обратная ситуация. Пятая заповедь ничего не запрещает, а требует! Почитай, люби, будь вежлив, помогай своим благодетелям, родителям. Слуги убили свою хозяйку не действием (например, подсыпали яд), а БЕЗДЕЙСТВИЕМ. Не дали ей вовремя лекарство, и та скончалась.

Заповедь седьмая. Не прелюбодействуй.
Нарушение этой заповеди включает и любые отношения с мужчиной вне законного брака, а также мысли о телесном, порочном.

Вера Элизабет Клейторн, 11 августа 1935 года убила Сирила Огилви Хамилтона. Соединению с любимым Хьюго ей мешал только маленький мальчик, которого холодная Вера не раздумывая отправила на смерть. Бедный ребёнок погиб из-за преступной (в религиозном толковании) любви и желания во что бы то ни стало выйти замуж.

Заповедь первая. Почитай Бога и одному Ему служи.
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Заповедь предупреждает о недопущении язычества, политеизма, атеизма. "Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?" Виновник Антони Джеймс Марстон (убил Джона и Люси Комбс 14 ноября 1938 года).

Для пояснения приведу строки, где описано появление Марстона: "Антони Марстон показался им тогда не простым смертным, а чуть ли не небожителем. В отблесках заходящего солнца он мог сойти за молодого Бога из Северных саг".

Это самая первая Заповедь, да и юный Бог из Северных Саг умирает первым. Но вина его не во внешней эффектности. Он задавил двух детишек, и его совсем не мучит совесть. Разве Бога, небожителя, прожигателя жизни интересуют чьи-либо жизни кроме его самой? Ведь это заветы чужого Бога, а он сам - себе Закон, в т. ч. и морально-нравственный.

"Нравственность попросту не существовала для него: язычником, вот кем он был" - отзывается убийца о Тони Марстоне. "Антони Марстон, молодой, красивый, показался им чуть ли не небожителем! А теперь его скрюченный труп лежал на полу." - двух Богов быть не может, и ненастоящий уходит со сцены.

Заповедь шестая. Не убий.
"Лоренс Джон Уоргрейв, вы виновник смерти Эдуарда Ситона, последовавшей 10 июня 1930 года".

Не убий - с этой заповедью сложнее всего. Ведь любого можно подвести под неё. На Остров приехали 10 прямых либо косвенных душегубцев. Перво-наперво я видела в этом намёк на Тони Марстона. Всё-таки он единственный, кто убил без выгоды и явного порока (как тот же пьяный доктор или чёрствая мисс Брент). Он просто "убил", но Господь не приемлет убийства ни в каком виде, даже в случайном. И всё-таки теперь мне кажется очевидным. "Не убий!" относится к главному убийце, собственно к судье.

Он единственный явный преступник из всех. Он сознательно пошёл на тщательно спланированные прямые убийства. Он маньяк. Убивает массово и беспощадно. Он убийца! Его "манило к убийству... Да-да, манило к убийству... " Любопытно, что Моисей, вернувшись от Бога, видит, как народ нарушает данные заповеди, и в гневе разбивает пожалованные ему скрижали. Как и Уоргрейв поначалу пытается блюсти правосудие официально, но в конце понимает, сколь много в мире преступлений, за которые невозможно привлечь к ответственности по суду.

Важна и инсценировка смерти судьи. Судью "застрелили". "Нашлёпка из красной глины на лбу", по словам самого судьи, есть "помета смерти" на его лбу. "Каинова печать!" Может, это ещё один знак, что деяния убийцы никогда не исходят от Бога? Каин убил своего брата, такого же человека, как он, не по приказу Господа. Ибо Бог есть Всё, а судья, аноним - есть Ничто. Главная мысль леди Агаты: нельзя победить зло, приумножая зло. Сама писательница никогда не оправдывала убийство, считая его самым тяжёлым преступлением.

Да, все виновные наказаны, только Палач не герой, а такой же "грешник", и его ждёт общая участь. Ведь, хоть Уоргрейв "чуть не всю жизнь ощущал себя всемогущим, точно Господь Бог", но Богом не был.

Заповедь вторая. Не сотвори себе кумира.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Виновник - Айзек Моррис.

Осталась последняя заповедь, которую поначалу мне было никуда не приткнуть. Был соблазн разделить Роджерсов, ведь жена боялась мужа и повиновалась ему настолько, что он мог считаться для неё кумиром ("Миссис Роджерс, и в этом я совершенно уверен, действовала в основном под влиянием мужа"). Или отдать 2 заповеди Уоргрейву. Он всё-таки "умирал" дважды. Вот только невиновных судья, по собственным словам, никогда на смерть не отправлял, да и себя, вроде бы и возведя в ранг Палача (равно Бога и Кумира), смог и покарать! Вера тоже вспоминает странный рассказ о судьях из другого мира, "посланцев неба", что прибыли в наш мир вершить правосудие.

Но, зная экранизацию практически наизусть, я всё время забываю, что в книге был и десятый преступник. Кто видел только фильм, о нём вряд ли знают. Я тоже, хоть читала книгу раза три, снова о нём забыла :(

"Мне нужен был десятый преступник. И я его нашел: это был некий Айзек Моррис. Подозрительный тип. Помимо прочих грязных делишек, он промышлял и торговлей наркотиками, к которым пристрастил дочь одного из моих друзей. Бедная девочка на двадцать втором году покончила с собой".

Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять не только людей, но и вещи! Все наркоманы поклоняются "Зелёному Змию", только главный злодей - это наркоторговец. Тот, кто сбивает с пути истинного. Тот, кто создаёт кумиров не для себя, а для других. Наркотик становится Богом, затмевает не только окружающий мир, моральные ценности, но и близких людей. Моррису же кумиром стали деньги, которые он наловчился зарабатывать самыми хитроумными и грязными способами (поклонение "Золотому тельцу", что создали евреи, пока Моисей ходил за "заповедями"; уже в новоевропейской культуре 'телец' стал символом богатства и власти). Он был причастен даже к афере с акциями. Именно Моррис помог Уоргрейву приобрести остров, а затем "благодарный" судья угостил его таблеткой, после которой тот уже не проснулся.

"Не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, а сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нём всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих" (Исход 20) - фигурки негритят-идолов разобьются вдребезги, а жертвы будут принесены немирные!

Круги ада по леди Маллоуэн. Тяжесть преступлений.

Об этом говорится прямо. "Я не мог поставить их на одну доску – степень их вины была различной. Я решил, что наименее виновные умрут первыми, дабы не обрекать их на длительные душевные страдания и страх, на которые обрекал хладнокровных преступников."

Что же, по мнению леди Агаты, непростительно, а что теоретически можно спасти и исправить?

1. Невнимательность, безответственность, отсутствие раскаяния (Марстон) и пассивное участие (Этель Роджерс) - самые безобидные грехи.

2.Следом идёт преступление во гневе и без извлечения выгоды, иногда преступление, совершённое жертвой (генерал сам был обманут любимой женой и желал отомстить сопернику. Но для убийства нет оправдания).

3. Далее уже идёт бездушный расчёт. Роджерс испытал ужас и страх, на которые его обрёк невидимый судья, в полной мере, ведь он предал свою хозяйку, чтобы получить наследство (хладнокровно продуманное преступление и неблагодарность).

4. Мисс Брент. Она была жестокой, но искренне верила в свою праведность. Отсутствие милосердия и сострадания к ближнему, по мнению Кристи, грех не меньший, чем прямое убийство. Всё-таки ветхозаветная жестокость ("Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. Да обратятся нечестивые в ад..."), на основе которой строится повествование, и кара грешников не присущи милосердной Кристи. Её Бог Новозаветный, милосердный. А сам роман "10 негритят" - это крик души!!! Убивать нельзя, да и преступник должен быть наказан! И всё же, хорошо бы это делать по закону. Жаль, закон несовершенен, ведь проводится в жизнь человеком, созданием далеко не идеальным, с изъянами.

5. Доктор Армстронг. Как мы знаем, Агата сама работала фармацевтом и с профессией врача знакома была не понаслышке. Попустительское отношение к своим обязанностям, халатность, пьянство - это тоже тяжкие грехи, ведь больной доверяет тебе свою жизнь, и в данном случае халатность и человеческие пороки непростительны.

6. Но самые тяжёлые преступления - это лжесвидетельство, оговор, ложь (Блор), не столько кража, сколько предательство (Ломбард), умышленное (в отличие от Марстона) убийство ребёнка и неудержимая похоть Веры Клейторн (по мнению Данте, этот грех не очень тяжкий, всего лишь второй круг Ада). Любопытно, что Агата Кристи сама пережила измену мужа, который бросил её с ребёнком. Похоть, от которой страдают дети, - большое преступление. "Пока нет детей – всё ничего, но если дети есть, развод небезобиден," - это слова самой Кристи.

7. И главное преступление - это, конечно, Убийство. Даже, несмотря на то, что судья вершил правосудие, это правосудие неправедное и незаконное. Как незаконно то правосудие, которое возводит на плаху невинных и отпускает виновных. Сама Агата говорила об Убийстве так: "Только невиновность имеет значение, а не вина <...> я считаю, что для общества они [убийцы] – зло, они не несут ничего, кроме ненависти, и только она – их орудие".

"Меня пугает то, что никому, кажется, нет дела до невиновных".

Думаю, это мнение леди Агаты объясняет и смерть в итоге раскаявшейся и ближе всего подошедшей к Богу Веры Клейторн. Агата Кристи использовала в своём романе два варианта считалочки.

Британский вариант Фрэнка Грина (1869) приведён целиком, но существовал и американский оригинал Септимуса Виннера (за 1868), из которого задействованы две последние строчки.

"Two little Injuns foolin' with a gun/ One shot t'other and then there was one" - именно так погиб Ломбард. Был застрелен. Этот вариант был исполнен сюжетно, а словесно приводился другой, в котором негритёнок всего лишь "сгорел на солнцепёке". Окончание варианта Виннера ("One little Injun livin' all alone, He got married and then there were none") звучит в речи Веры Клейторн, когда она пытается вспомнить последний куплет.

"- Как же кончается считалка? Ах да: «Он пошёл жениться, и никого не стало»".

И даже радуется, что всё позади. Но "жениться" - а в данном случае "выйти замуж" - негритёнку не придётся. Счастье доступно для ценящих жизнь. Вера и сама это поняла. Испытав муки совести, она пошла по единственному пути, для неё теперь возможному. Исправить ничего нельзя ("Чем больше у жертвы жизненной энергии, тем больше возмущает меня [А. Кристи] преступление". А Вера убила совсем юного). И, даже покарав убийцу (на тот момент Вера была уверена, что убитый ею Ломбард и есть опасный маньяк), она решила выполнить свой долг человека: ушла из жизни. Покаяние и осознание своей духовной нищеты согласно 10 заповедям блаженства приближают к Богу. Да, девушка была молода, это всячески подчёркивается, но, по словам самой Кристи: "Никто не чувствует смертельной муки жертвы — все жалеют убийцу: ведь он так молод". Но Кристи не пожалела молодую преступницу. "Пусть не в этой, в следующей жизни они [убийцы], быть может, всё же пойдут «всё выше и вперёд»".

Таким образом, Библия послужила любопытным материалом для Агаты Кристи, помогла проиллюстрировать её собственные понятия о справедливости и правосудии. А сам роман стал уникальным творением, отразив при помощи христианских законов и преданий основные пороки человеческой природы. Ведь понятия справедливости и раскаяния существуют вне времени и никогда не превратятся в анахронизм.

Спасибо за Ваше внимание. Надеюсь, дочитали до конца! :) Возможно, получилось длинновато, но так хотелось включить всё, что приходило на ум, и сразу! Пишите Ваше мнение по поводу романа, экранизаций и других творений леди Агаты!


Рецензии
Интересный факт: в 1967 году певец Гарри Нильсон выпустил песню-вариант считалочки, где негритята (индейцы) нарушают последовательно 10 Божьих заповедей. Правда, без отсылки к роману Агаты Кристи, но вот такое совпадение:

Ten little indians /Десять негритят

Standing in a line /Стояли в ряд

One stood looking at another man’s wife /Один взглянул на чужую жену

Then there were nine /И их осталось девять

Nine little indians /Сердца девяти негритят

Their hearts were full of hate /Полны ненависти

One took his neighbor’s goods /Один присвоил соседское добро

Then there were eight /И их осталось восемь

Eight little indians /Восемь негритят

They just got down from heaven /Только что спустились с небес

One told a lie about another’s best friend /Один солгал о лучшем друге

Then there were seven /И их осталось семь

Seven little indians /Семь негритят

All trying to get there kicks /Пытаются попасть обратно

One thought he found another way to get to heaven /Один придумал особый способ достичь небесных сфер

Then there were six /И их осталось шесть

Six little indians /Шесть негритят

Trying to stay alive /Пытаются выжить

One took another’s life /Один отнял жизнь у другого

Then there were five /И их осталось пять

Five little indians /Пять негритят

All trying to find the door /Пытались найти дверь

One pulled his mother down /Один столкнул свою мать вниз

Then there were four /И их осталось четверо

Four little indians /Четверо негритят

All thinking that they gotta be free /Желают быть свободными

One little indian forgot to say his prayers /Один забыл помолиться

Then there were three /И их осталось трое

Three little indians /Трое негритят

Deciding what they’re gonna have to do /Решают, что им предпринять

One took the name of God in vain /Один произносит имя Господа всуе

Then there were two /И их остаётся двое

Two little indians /Двое негритят

Thinking that they oughtta have some fun /Решают чуть-чуть повеселиться

One took a liking to a picture of himself /Один восхитился своей фотографией

Then there was one /И вот остался один

One little indian /Один негритёнок

Out looking for the sun /В поисках солнца

At six o’clock, the moon came out /В 6 часов взошла луна

Then there was none /И никого не стало

Ольга Пляцко   05.05.2022 23:02     Заявить о нарушении