Люська и баба Саша

  Хмурое утро...серый рассвет,
  Солнца уже не дождаться.
 
  Люся сидела на подоконнике...поджав худые ноги. Опять дождь пойдет. А в школу во вторую смену. Уроки не сделаны. И не хочется. Ничего не хочется. Девочка представила,как выйдет в слякотный день. А куртка старая и дырявая. Пока дойдешь до школы...насквозь промокнешь. А потом сидеть в нетопленом классе. Она поежилась.
 Сегодня контрольная по геометрии,а в ней все так непонятно. И будет двойка. Мать будет вздыхать...смотреть укоризненно. Ну,что я могу...думала Люся. Мне эта геометрия,как рыбе зонтик. Скорей бы подрасти и уехать...хоть к черту на рога.
 Только подальше от дома. Стукнула входная дверь. Пришла соседка...баба Саша.
 -Сидишь... Ниче не делашь. А матерь-то рвется...тебя одень...прокорми. А ты.
 -А что я. Одевает,как же. Вон куртки приличной нет. Огрызнулась девочка.
 -Куртки нема. Бяда. А ты заработала на куртку-то. Я в твои годы работала...братьев сестер обихаживала,а по вечерам училась.
 -И сколько же у тебя,баб,Саш братьев,сестер было.
 -Так сколь. Да почитай семеро. Я самая старшая.
 -И ты чо...одна осталась от всех.
 -Зачем одна... Сестра в Ленинграде...да брат за Припятью. А остальные в войну...
 -Расскажи. Попросила Люся.
 -Эвон...расскажи,а уроки. Матерь седни поздно придет. Так я тебя покормлю и в школу спроважу. А куртку сама усодобься зашить. Большая ужо.
 -Так я не умею. Ворохнулась Люся.
 -Я покажу. У тебя глаза молодые. Ты поди нитки принеси. Да иголку.
 А потом баба Саша учила Люську управляться с иголкой.
 -Ну...во. Видала...а гришь не умею. Вишь залатала.
 -Новую куртку хочу.
-Хочу...А матерь на работу бегом,а потом на другую. А все почему... Тебя ростить надо.
 -У девчонок в школе куртки не дырявые. Смеются на до мной. Пожаловалась девочка.
 -Глупые они. А ты не смотри на них. Сама эвон уроки не учишь. Двойки носишь.
 А как станешь хорошо учиться...так смех затихнет. А куртка дело наживное.
 Я вон на газете писать училась. Огрызок карандаша послюнишь и пишешь.
 Света не было. Керосинка не в каждом доме.
 -Почему...
 -Знамо почему...война. Самая малая сестренка от голода умерла. Слабенькая была.
 А остальных я,как могла кормила. Ворону подбитую найду...так праздник.
 А потом,когда наши-то пришли...навроде легше стало. Я работать пошла. Днем работа... Потом учиться. Жадная я до учебы была. А ты эвон...тихо...мирно.
 И хлеб кажин день. Не хошь учиться-то.
 -А мама где твоя была.
 -Мама-то. А померла она. Седьмую родила...и померла. А тут война. Снаряды над головой рвутся. Я ребятишек соберу и в подвал. Они плакали сначала,а потом привыкли. Человек ко всему привыкает. Собаченка к нам прибилась. Белая,как снег.
 Я ей свою горбушку отдавала.
-А сама.
 -Сама. Я ж человек. А животина
 где еду добудет. Которая к людям-то привыкла.
 Люся вздохнула. Уж очень не хотелось учить геометрию. Но почему-то стала стыдно перед этой худенькой старушкой. Вот она войну выстояла. И училась. И работала.
 И братьев и сестер подымала. Одна. Неужели я не одолею,какую-то геометрию.
 А девчонки...не буду на них смотреть. Баба Саша правильно говорит...глупые они.


Рецензии