31. 34. Пушкин - homme de lettres. Заметка 1

homme de lettres.
Заметка №1.  Наше Всё  и Пушкинская традиция

1. НАШЕ ВСЁ
В 1835-ом  Н.Гоголь  в книге “Арабески. Разные сочинения Н.Гоголя, часть первая” высказался так:
“Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет”

Правда это была мысль о Втором пришествии Пушкина (который ведь честно предупреждал, говоря о правах и способностях  могущего: "Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы — иначе") и о том, что это проявится лет эдак через 200 … и правда и то, что после предложения В. Белинского заменить на царском троне одногорбого Русского Парнаса  Пушкина на Гоголя  этот последний Нос спохватился и скинул с трона чрезвычайного царя фразой : Пушкин — поэт. И ничего более». Детронизация была чрезвычайной и единственной в проявлениях хохлом русского духа. Хотя мазепам ведь не привыкать хозяина сдавать … это у них в геноме. Пушкина спасло то, что (а) Гоголя то никто не знал — Н.В.  публиковался из страха риска провала всегда только под псевдо-нимами и притом всегда разными ... и (б) Н.В. вскоре впал в натуральное не поэтическое (маниа-кальное по Платону) безумие, непрерывно катая хлебные мякиши  и отказываясь от пищи 
Через 20 лет деятели литцеха додумались до того, что А. Дружинин объявил Пушкина  эстетическим воспитателем Отечества и всех штудий литцеха, а затем бедствующий Аполлон Григорьев в оппозиции в статье “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” (1859) довел мысль до формулы :

« ...А Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами”

И, хотя подо “всем” имелось  в виду некое душевное (заболевание) после столкновений и лишь только  всего-навсего национальное своеобразие (!)  как наше «ну, и чо? мы такие, мы пскопские» и «мы и сами с усами», формула стала основой возвышения и обожения  А.С.П.  Она довела до истерики Достоевского и до слез Ивана Тургенева сына Сергея … Воздержались К. Леонтьев и левий Толстой Лев. Князь Петр Вяземский среагировал с грустью последнего мастера Золотого Века: современный русский литязык изобрел не Пушкин, а  трио — Дмитриев + Батюшков + Жуковский… Пушкин лишь придал ему особую напевность  … (типа намурлыкал как тот масонский кот ученый …)
Однако остановить русский маятник неумеренности и беспредела еще никому не удавалось … Он зашелся от рыданий = да что там ангелы поют такими злыми голосами . Кроме того, от лозунга нашего всего запахло кормушкой и Золотым Тельцом… и апиру - слуги Маммона  были тут как тут

2. ПУШКИНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Итак, с 60-х в русскую жизнь вошел культ, ибо культура — это от слова поклонение. Культура основана на некоторой традиции и возникло понятие «пушкинская традиция» (ПТ). Разберемся в нашем самоликбезе что это за верь такой разэтакий

А. Блок грустно, попивая и понюхивая, резюмировал по ходу размышлений о "космосе" и "хаосе" в искусстве:  после Пушкина "наша литература как бы перестала быть искусством, и все, что мы любили и любим (кончая Толстым и Достоевским), - гениальная путаница"; ее и ее "хаос", т. е. ""разливанное море" бесконечной "психологии"", которую надо преодолевать и искоренять … (см. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - М.; Л., 1963. - Т. 8. - С. 292).

Значит под ПТ следует понимать следующее =  литература и ее экстремум — поэзия — должны быть искусством и ничего более, никуда еще и никак иначе. Это как раз то, что досаждало Н.В.Г. А если учесть, что, обучая Петра Вяземского, наш АСП декларировал, что Поэзия должна быть глуповата(!), то  картина традиции станет более понятной… Хотя и не до конца… Ибо жизнь Учителя прервалась насильственно в пору, когда он только пришел к  лирике философа,к мыслям о сущем и смерти

Вот ее остальные камни основания :
1) путь "преодоления" от отроческого либертианства, вольтерьянского цинизма и полуатеизма через либерализм с гражданственностью декабристского толка к зрелому патриотизму и "государственным мыслям историка"
2) совершенства поэтические = "красоты выражения" (всего вообще того, что тогда обозначалось "красотами"), "прелести"
3)  легкость творить "шутя" "ветреником блестящим" и при этом "сила и глубина" мысли (так хвалил позднего Пушкина в 1845-ом..! Е. Боратынский)
4) совершенства "красот", но самая легкость сотворения красоты выражена в эстетически простых формах
5)  самодостаточность каждого единичного решения, чуждость стремления к последующему пересмотру или углублению художественной мысли
6) примат  простоты формы, краткости, лаконичности и легкости выражения

Тут надо только учесть, что Пушкину «повезло» с конкурентной средой: 1) г, Жуковский признал себя "побежденным учителем" в 1819 после того, как Руслан догнал угонщика неопробованной молодой жены Людки и завершил с ней неудачно на даче начатое  2)  К. Батюшков отключился в 1821 г. 3) Е. Абрамыч Боратынский самоустранился от естественного отбора и конкурентной борьбы в цеховой схеме «Д-П-Р»… 4) Н. Языков не потянул, а  5) Вяземский много умничал и сгубил себя завидками  6) И, козлов страдал недугом …

Что же осталось от этой традиции?     Дмитрий Быков?

III. Останки ПТ

Блок А.А. был прав:  АСП показал всей своей сутью — жизнью и творениями Поэта что такое литература и житие как искусство.  Но его планка оказалась на такой высоте, что ни один более не посмел посягнуть чрез неё пересигнуть. И все толпой, отвернувшись от трона и оставив убитого Поэта одного одиношенького, рванули бодро в эти  адские врата, открытые Гоголем. То были врата к вселенной психологии, педагогики, наставничества  и морализаторства.  Все писали так и об этом, а литература  оскудела, осиротела и  перестала быть искусством … Возникла и победила гениальная путаница" и ее "хаос", т. е. ""разливанное море" бесконечной "психологии". Как верно!

В этом хаосе морализаторства героями русской литературы стали убийцы, лентяи, лоботрясы, жулики и лишние люди. И частью виноват в этом Пушкин: вслед за Онегиным с Ленским, Сильвио и Петрушкой Гриневым за пистолеты, а то и просто ножи  да топоры, взялись сплошь уголовники: Печорины и Грушницкие, Раскольниковы и Дороховы, Обломовы и Карамазовы, Вронские и Каренины, Чичиковы и Хлестаковы… Нечисть жуткая.
То был уже не Хаос или Океан, то был татар русской литературы без намека на искусство.

Пушкинская традиция обмерла, съагонизировала и исчезла вскоре после Пушкина.  Русский писатель и его жописы пошли за Гоголем. Лермонтов вышел один и постоял под говорящими меж собой звездами = более он ничего не успел … он пошел дорогой житейской традиции Пушкина и был убит.

Но ПТ напугала своей недосягаемостью не одних писателей и их жописей страхом искусства, но  обнулила и житейскую сторону их всех: огромное число наиболее сильных представителей цеха с замечательным талантом словесников свернули в сторону душевных расстройств, алкоголизма, безумия и насильственной смерти: Лермонтов, Блок, Есенин, Маяковский,  Мандельштам, Цветаева …

 Аминь


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии