32. 3. Пушкин Оптинские старцы

Оптинские старцы при Пушкине - идеологи Смены Династии и жертвоприношения

К 1830 году – к началу подготовки юбилея Смены Династии в Российской империи на путем русской реализации др. египетского ритуала Хеб-Сед  в Оптиной пустыне собираются самые выдающиеся представители русского старчества.

На Поместном соборе 1988 г прославлен иеросхимонах Амвросий (Гренков). Остальные старцы прославлены в 26 07 1996 как местночтимые], а в 2000 г общецерковно. 25 12 2009 г Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев, подготовленную Синодальной богослужебной комиссией, и рекомендовал её к общецерковному богослужебному употреблению.
1. Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
2. Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нёс великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
3. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
4. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
5. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
6. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами[17], а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
7. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
8.
1. Лев Оптинский. Основатель старчества в Оптиной пустыни.

Иеросхимона;х Лев (в миру Лев Дани;лович Наго;лкин; 1768—  1841, Оптина пустынь, Калужская губерния) — преподобный оптинский старец. Основатель старчества в Оптиной пустыни. Ещё при жизни был почитаем за прозорливость и многочисленные случаи чудотворения.
Родился в городе Карачеве (ныне Брянская область). Происходя из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у одного купца. В 1797 году, будучи в возрасте 29 лет, оставил мир и поступил в Оптину пустынь.
В 1799 году, испытывая проблемы со здоровьем, перешёл в Белобережскую пустынь Орловской епархии. Монашеский путь отец Леонид проходил под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы — учеников преподобного Паисия Величковского. В 1801 году был пострижен в мантию с именем Леонид.  В 1804 году был избран братиями настоятелем Белобережской пустыни. В 1808 году иеромонах Леонид был пострижен в схиму с именем Лев. Шесть лет прожил на Валааме. В 1817 году переселился в Александро-Свирский монастырь. В 1829 году вновь прибыл в Оптину пустынь. В Оптиной пустыни иеромонах Лев стал основателем старчества и долгое время назидал поучениями и духовно окормлял огромное количество людей. Среди его духовных чад были Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский и др.[4] В конце 1820-х годов в числе послушников преподобного Льва был Дмитрий Александрович Брянчанинов — будущий святитель Игнатий, епископ Кавказский. В сентябре 1841 силы начали оставлять старца. Он перестал вкушать пищу и до самой кончины ежедневно причащался Святых Таин. Преподобный Лев преставился 11/23 октября 1841 года.
Цитаты
• «Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.»
• «Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит тебе спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения.»[5]
• «Живи проще — и Бог тебя не оставит и явит милость Свою.»
Макарий Оптинский Канонизирован. В лике преподобных
Иеросхимонах Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов; 20 ноября (3 декабря) 1788 — 7 (20) сентября 1860) — священнослужитель Русской православной церкви, преподобный оптинский старец[2].
Биография Родился в семье дворян Орловской губернии Дмитровского уезда. Был старшим в семье, где кроме него было три брата: Алексей, Павел, Пётр и сестра Варвара. Мать, Елизавета Алексеевна, умерла от чахотки в 1797 году; в это время они жили вблизи Лаврентьева монастыря в окрестностях Калуги. В Карачеве, где жила сестра отца, Николая Михайловича, он получил школьное образование, но уже на четырнадцатом году был вынужден поступить на службу бухгалтером в Льговское уездное казначейство; через три года он получил должность начальника стола счётной экспедиции в Курске в Казённой палате. В 1806 году, после смерти отца, вышел в отставку и уехал в наследованное имение в Орловской губернии. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь, находившуюся в 40 верстах от имения и принял решение остаться в ней — 16 ноября 1810 года Михаил был принят в монастырь и 24 декабря того же года был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. 7 марта 1815 года был пострижен в мантию с именем Макарий, в честь преп. Макария Великого. В этом же году в Площанскую пустынь переселился старец Афанасий (Захаров), ученик Паисия (Величковского), в котором он обрёл духовного наставника.
В 1834 году перешёл в Оптину пустынь. Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Леонид (в схиме Лев) Оптинский. Благодаря старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы прп. Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — русский философ и литератор И. В. Киреевский и его жена Наталия Петровна. Под влиянием прп. Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы. На исповедь и благословение к прп. Макарию приезжали А. К. Толстой и А. С. Хомяков, Н. В. Гогольи А. Н. Муравьёв.
Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей.
За два года до кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Моисей Оптинский
схиархимандрит Русской православной церкви, настоятель и старец Оптиной Пустыни[2]. Начинание своё они положил в Саровской Пустыни, застав там великого старца преподобного Серафима. Брат остался в Сарове и впоследствии стал Саровским игуменом. Тимофей же поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Здесь Тимофей провёл десять лет, здесь был пострижен старцем Афанасием, учеником Паисия Величковского, в монахи, с именем Моисей, в честь преподобного Моисея Мурина. В 1812 г, из-за нашествия французов, отшельники покинули пустынь, отец Моисей уезжал в Свенск и Белые Берега, а потом опять вернулся в пустынь. В 1820 г  отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину. В 1822 г был рукоположен в иеромонахи и определён духовником Оптиной пустыни. Через три года преподобного Моисея избирают настоятелем Оптиной. С этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. В годы его настоятельства в Оптиной Пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нём приходит в Оптину послушником будущий её великий светильник — преподобный старец Амвросий. Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку. Скончался 16 (28) июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни. Канонизация: в 1996 г причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни; в 2000 г прославлен для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в Соборе Оптинских старцев.
ПРЕПОДОБНЫЕ ОПТИНСКИЕ СТАРЦЫ
https://www.optina.ru/starets/
  Иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841
первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.
  Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860
Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862
Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.
  Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865
Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти):  7/20 августа 1865 г.
  Иеросхимонах Иларион (Пономарев)  1805–1873
Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти):  18 сентября/1 окт. 1873 г.
  Иеросхимонах Амвросий (Гренков)  1812–1891
Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.

УЧИТЕЛЯ
Паисий Величковский
православный монах; клирик Константинопольского Патриархата; переводчик, святой. Память — 15 ноября в Соборе Молдавских святых. Переводил святоотеческиетруды и почитается восстановителем монашеских традиций исихазма и «умной молитвы». Служение проходило на территории Малороссии , на Афоне (тогда Оттоманская империя), Молдавии.  Родился в городе Полтава в семье малороссийского протоиерея Иоанна, потомственного священника[1], где был одиннадцатым ребёнком. Пётр учился в Киевской духовной школе. После 3-х лет обучения он вернулся домой и сообщил матери о намерении оставить школу и уйти в монастырь — намерение, которое последняя не одобрила. По совету черниговского старца Пахомия, в 17 лет отправился в Любеч, к иеросхимонаху Иоакиму; но по прошествии 3-х месяцев его жизни в монастыре, с назначением нового настоятеля, Петру пришлось удалиться из монастыря. После скитаний по разным малороссийским обителям поступил в Медведовский монастырь под Чигирином; был пострижен в рясофор с именем Платон. После захвата Медведевского монастыря униатами перешёл в Киев, где работал в типографии Киево-Печерской лавры, овладев там искусством чеканки по меди. Затем направился в Молдо-Валахию, где жил в монастыре Св. Николая — Трейстены, а вскоре перешёл в скит Кырнул. В молдавских монастырях всего пробыл около трёх лет, подвизаясь под руководством старцев Василия Поляномерульского, Михаила и Онуфрия.
Будучи 24 лет предпринял путешествие на Святую Гору Афон, куда он со своим спутником иеромонахом Трифоном прибыли 4 июля 1746 года, в канун памяти преподобного Афанасия Афонского; поселился в монастыре Пантократор. Жил в нищете около 4-х лет.
Монах
В 1750 году на Святую Гору прибыл молдавский старец Платона — схимонах Василий, который постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий.  В 1758, на 36-м году жизни, Паисий был рукоположён в иеромонаха. При увеличении числа своей братии, по их просьбе, Паисий испросил у Пантократора старую келию пророка Илии и приступил к устройству скита пророка Илии, став основателем одного из крупнейших скитов на Афоне.
Со временем, ввиду военных действий между Россией и Турцией, в которую были вовлечены и греческие монахи Афона, решил уйти вместе со своей братией в Молдо-Валахию, где положил труды к совершенствованию тамошней монашеской жизни. По благословению митрополита Молдавского в Яссах получил в 1763 году Свято-Духов монастырь в Драгомирне в Буковине, где установил строгий общежительный порядок, причём богослужение совершалось и на церковнославянском, и на румынском. После того как Драгомирня по окончании русско-турецкой войны (по договору 1774 года) перешла к Австро-Венгрии, управлял Секульским монастырём, откуда в 1779 году перешёл в Нямецкий (близ города Тыргу-Нямц (рум. T;rgu Neam;)). В 1790 году в Нямецком монастыре, который к тому времени был занят российскими войсками, архиепископом Екатеринославским и Херсонским (кафедра тогда была в Полтаве) Амвросием (Серебрениковым), за год до того назначенным местоблюстителем Молдо-Влахийской экзархии, был возведён в сан архимандрита. В Нямецкой лавре он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и создал славянский свод «Добротолюбия».
Наследие. Переводы Паисия с греческого на «славенский» язык долгое время были единственными в Малороссии и Российской Империи и читались повсюду. Таковы: сборник «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и многое другое. Широко известны поучительные труды Паисия Нямецкого (Величковского).
По словам историка Г. П. Федотова, «Паисий Величковский становится отцом русского старчества. Непосредственно связанная с ним Оптина пустынь и Свято-Успенская Саровская пустынь делаются двумя центрами духовной жизни: два костра, у которых отогревается замёрзшая Россия». Оказал значительное влияние на многих православных подвижников России конца XVIII и XIX веков.  Серафим Саровский получил благословение на уход в Саров от затворника Китаевской пустыни (под Киевом) старца Досифея, который был духовно связан с обителью преподобного Паисия и направлял туда своих учеников.  Сборник «Добротолюбие» был настольной книгой Прохора Мошнина — будущего старца Серафима Саровского. С его духовным наследием связана история старчества в Оптиной пустыни. Первые оптинские старцы — преподобные Лев (Леонид), Макарий, Моисей — были прямыми учениками учеников преподобного Паисия, а их учеником явился Амвросий Оптинский. Был прославлен в лике святых на Поместном Соборе Русской православной церкви 1988 года. Память — 15 ноября по юлианскому календарю.
Теология. Важную роль в учении Паисия занимает аскетика, которая включает в себя "размышления о смерти" и "иисусову молитву". Библиография Каталог рукописей монастыря Нямц, созданных преподобным Паисием (Величковским), был опубликован научно-просветительским проектом «Монашество в истории»[2].
Схимонах Феодор Свирский
Житие схимонаха Феодора свт. Игнатий (Брянчанинов)
Нравственно-аскетические труды
  схимонах Феодор Свирский (1756–1822)
 Феодор Свирский схимонах, ученик прп. Паисия (Величковского), один из возобновителей внутреннего монашеского делания в России. Родился в 1756 году в уездном городе Карачеве Орловской губернии. Отец был из купеческого сословия, мать – из духовного. Лишившись рано отца был отдан местному протоиерею для обучения грамоте и пению, дарование к которому, соединенное с превосходным голосом, в особенности блистало в нем. В дом матери он возвратился уже юношей и по ее требованию завел торговую лавочку в Карачеве и провел, занимаясь торговлей, около двух лет. Однако его тянуло к монашеству и, будучи не в состоянии противится сердечному чувству, он тайно ушел в Площанскую пустынь. По прошествии недолгого времени мать вернула его домой. Через некоторое время он снова бежал из дома и достиг монастыря Белые Берега. Оттуда опять отправился в Площанскую пустынь, из которой его снова забрала мать. Все свободное время в мiру, Феодор посвящал чтению и молитве, принимал странников, кормил голодных. Но и такое боголюбивое настроение не спасло его от падения. Феодор поступил на место приказчика в богатый купеческий дом. Хозяин дома вскоре умер, его вдова вручила Феодору управление всеми делами. Вдова была матерью четырех взрослых дочерей, прекрасных собою и Феодор, увлеченный преступной страстью, согрешил сначала со старшей, потом с младшей. Желая прикрыть свои грехи, он женился на младшей сестре. В 1782 году, тоскуя по утраченному сокровищу богоугодного жительства, ушёл на богомолье в Киев, а оттуда в Молдавию в Нямецкий монастырь.
 По русским монастырям
По возвращении в Россию, Феодор поступил в Чолнский монастырь, где начал уделять ближним от своих знаний, приобретенных в Молдавии. Но в 1805 году из-за злобы и зависти людской вынужден был переселится в Белобережскую пустыню, строителем которой был иеромонах Леонид, некоторое время обучавшийся у него в Чолнском монастыре. Здесь старца Феодора постигла горячка. Обильное внутреннее делание обнаруживалось на его лице. В необычайном состоянии, когда он выступил из самого себя, ему было видение юноши, который сказал ему: "Ты спасен!". После этого, старец был восхищен в неизреченно приятную обитель, где он увидел церковь и в ней на правой стороне, близ алтаря, шалаш, в котором было пять или шесть человек. "Для сих людей отменяется смерть твоя, для них ты будешь еще жить", – сказал мысленный глас. Феодору также были показаны те великие скорби, которые предстояли ему на земле. После выздоровления старец устроил себе келью в лесу, где с ним жили иеросхимонах Клеопа и отец Леонид, сложивший с себя достоинство настоятеля, став пустынножителем. Беспрестанно толпились у его кельи многочисленные посетители и нарушали безмолвие пустынножителей.
От суеты Феодор ушел в Новоезерский монастырь, но митрополит Амвросий послал Феодора в Палеостровскую пустынь, где по злобе и зависти настоятеля, его держали взаперти, как в тюрьме. Два года продолжались притеснения, старец жил без одежды и обуви, настоятель грозился посадить его в погреб и кормить травой.
Видя непримиримую ненависть настоятеля, Феодор самовольно отлучился из Палеострова и переместился в Валаамский монастырь, где его ждали старцы Клеопа и Леонид. Здесь он пребывал около шести лет и привлек к себе едва ли не всю братию. Некоторые монашествующие и настоятель обители были смущены тем, что старец Феодор много времени уделяет приему людей, что он так прост и открыт, и учит приходящих к нему не внешним подвигам, а "отверзению сердца" через покаянную Иисусову молитву. Неприязненное чувство настоятеля отца Иннокентия к старцу Феодору и его ученикам еще более усилилось, когда за советом к нему стали обращаться не только валаамские иноки, но и знатные паломники. Настоятелем была написана жалоба митрополиту Санкт-Петербургскому, и дело могло бы кончиться плохо для старца Феодора, если бы за него не заступился святитель Московский Филарет.
В 1816 году скончался старец Клеопа и в июне 1817 года отцы Феодор с Леонидом перебрались в Александро-Свирский монастырь.
Последние годы в Александро-Свирском монастыре
В Свирском монастыре старец Феодор уже не знал искушений от братии и настоятеля, а наоборот, пользовался большим уважением и любовью всех. В это время в монастыре на покое жил митрополит Имеретинский Евфимий и часто после общения со старцем он говорил: "Велик Феодор!". Умервщляя плоть свою постническими подвигами, великий старец не ограничивался этим, но на теле своем носил еще тяжелые железные вериги весом 1 пуд и 5 фунтов.
В 1820 году государь император Александр I, проезжая недалеко от монастыря, неожиданно решил посетить обитель и познакомиться с отцами Феодором и Львом. Прозорливые старцы предупредили настоятеля о неожиданном визите, и тот вышел встречать монарха к святым вратам.
За полтора года до преставления старца постигла тяжкая болезнь. За день до кончины он имел видение: он видел себя в некоей великолепной церкви, исполненной белоризцев, и из их среды, с правого клироса, услышал торжественный голос покойного друга своего, иеросхимонаха Николая: "Феодор, настало время твоего отдохновения прииди к нам!". Старец Феодор предал душу Господу 7 апреля 1822 года в пятницу Светлой Седмицы.
 Почитание
По воспоминаниям очевидцев честные останки старца были явлены нетленными. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря, в своих воспоминаниях пишет, что через 10 лет после кончины отца Феодора, когда рядом с его могилой копали могилу для духовника обители иеросхимонаха Антиоха, оказалось, что гроб отца Феодора, одежды и тело были совершенно такими же, как в самый день его погребения1). Это свидетельствовал также наместник Симонова монастыря, бывший в то время иеродиаконом Свирского монастыря.
Могила старца особо почиталась у богомольцев и насельников обители вплоть до закрытия Александро-Свирского монастыря.
[1] См. также: «Письма епископа Игнатий (Брянчанинова) к разным лицам.» Письмо 12-е. С. 14, Спб. «Сатис», 1993

Иеросхимонах Клеопа
Иеросхимонах Клеопа, в миру – Кирилл Антонов, происходил из мещан города Путивля Курской губернии. Много лет подвизался он в Нямецком Молдовлахийском монастыре, где со схимонахом Феодором был наставлен и утвержден в духовной жизни преподобным Паисием Величковским. После смерти настоятеля отец Клеопа и отец Феодор вернулись в Россию и поселились в пустынной келье в лесу, в двух километрах к северу от Белобережской Брянской пустыни. Здесь 10 октября 1804 года монах Клеопа был посвящен во иеродиакона, а через несколько дней – во иеромонаха.
Отец Клеопа вел безмолвную и уединенную жизнь. Он отличался великим трезвением и совершенным нестяжанием. Случалось, когда старец направлялся в обитель для совершения Божественной литургии, на дороге из пустынной кельи в монастырь попадались ему золотые монеты, но отец Клеопа не только не прикасался к ним, но и отвращал свое лицо от них. Слава о старцах быстро разнеслась по всей округе. К ним постоянно стекались жаждущие утешения и наставления. Это вызвало зависть у нового настоятеля Белобережской пустыни, и старцы вынуждены были искать другое место для подвигов. 10 октября 1811 года отцы Клеопа и Лев переселились на жительство в скит Всех святых Валаамского монастыря, где в следующем году имели утешение соединиться со своим духовным другом и наставником схимонахом Феодором. Любитель безмолвия, отец Клеопа непрестанно занимался умной Иисусовой молитвой, при этом исполняя все скитские послушания. Так в пустынной тишине уединенного скита в молитвенных подвигах проходили дни старца-подвижника. В этом скиту отец Клеопа нашел себе вечное пристанище. Он отошел ко Господу 19 мая 1816 года 66 лет от рождения. Старец Клеопа, по смирению, скрывал свои добродетели. Поэтому сведения о старце, оставленные в воспоминаниях братии, крайне немногочисленны, но Господь прославил Своего угодника. В 1893 году умер в скиту монах Арсений. Похоронить его было определено тут же в скиту, за алтарем храма. Когда копали могилу, послушники вдруг ощутили сильное благоухание. Работа близилась к концу, но вдруг сбоку, из соседней могилы, выпал человеческий череп – чистый, темного воскового цвета. Благоухание еще более усилилось. Тогда позвали скитского старца иеросхимонаха Алексия (Блинова). Когда отец Алексий увидел череп и почувствовал дивное благоухание, то с великой радостью взял в руки честную главу и сказал предстоящей братии: «Это глава святого старца иеросхимонаха Клеопы». По желанию всех скитских старцев, отслужили панихиду по блаженном иеросхимонахе Клеопе, после чего глава с благоговением была возложена на место.


merci beaucoup pour votre attention


Рецензии