Люди монастыря и традиции. глава не вошедшая в кни

 Незаметно подкралась весна, которая в Таиланде больше похожа на расслабленную раннюю осень – бабье лето. Полуденная жара и ночные ливни, вечер перед которыми становился прохладным, а листья на деревьях казались увядшими. Странное ощущение, когда утренняя весна переход в лето днём, а затем в вечернюю осень. Размеренная жизнь монастыря не прерывалась ничем. Даже праздник Маха Пуджа, один из главных в тайском буддизме, не изменил привычного распорядка и активной деятельности на благо мирян, которые в праздники приходили большой массой. Выходных дней не было тоже. Монашеская община – сангха жила своими внутренними заботами… Вансо был частью её.
 Люди, посвятившие себя монашеству, конечно, все разные. И мотивация к постригу и жизни в монастыре тоже. Для кого-то это познание истины жизни, для кого-то просто работа и способ получения средств к существованию. Вансо для себя выделил две категории монахов – «кто тут работает» и «кто тут живёт», условно. Желающий продвинуться в монашеской иерархии не так много, как могло бы показаться, но они есть. Пхра Бок, с которым Вансо одновременно прошёл рукоположение, был одним из них. Молодая память и сам факт умения читать тайский алфавит помогали в заучивании множества мантр. Природная смекалка, чтобы быть на виду у старших монахов и настоятеля, помогали в продвижении. А необходимость следования канонам винайи и понимании философии Учения не ставились во главу угла, как что-то малосущественное на фоне интенсивной «работы».
 Молодые монахи приходили и уходили. Иногда на неделю, иногда на месяц. Те, кто впервые решил посвятить себя какое-то время жизни в монастыре, назывались нэн – молодой монах. Они не проходили положенного ритуала рукоположения Укаса, а значит и не могли считаться полноценными монахами. Они носили тивон постоянно сложенный по парадному образцу, подпоясанные, но без санкати. Питались в общей комнате с монахами, но отдельно на циновке, что не сказывалось на количестве и качестве еды. На утренний бинтабат с чашей нэн ходит так же, как и монах. Присутствие таких новообращённых ограничивалось месяцем, а чаще это всего пара недель. Но были и молодые монахи прошедшие полностью постриг, но они так же не задерживались более трёх месяцев в обители. Вансо это казалось странным, но вопросов он не задавал. Некоторые из них активно грызли гранит науки, некоторые «отбывали» и только.
 Вансо пытался чётко придерживаться правила – «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», но жизненные привычки всё-таки давали себя знать. Давали знать себя и книги по буддизму, согласно которым надлежало жить. Но некоторые монахи явно отступали от канонов в некоторых случаях, что коробило, коробило кажущееся несоответствие… За весь период, что он жил в Таиланде, местные объясняли такие казусы просто – «это такая тайская культура», имея ввиду традиции. И Вансо понимал, что это во многом действительно так. Влияние традиционного образа жизни ощущалось даже теперь, после стольких лет «цивилизации» к которой привела династия Чакри, начиная от Чулалонкорна и заканчивая Пхумипон Адульядетом, особенно им. Таиланд стал одной из развитых стран Азии, но традиции сельской общины ещё крепко сидят в сознании людей. А монашество – квинтэссенция общества. Даже при влиянии буддизма, который в сознании простых людей рассматривается часто очень своеобразно.
 Он стал замечать, что его присутствие в монастыре как-то влияет на окружавших его монахов. Само его поведение стимулировало такие изменения. Своё понимание жизненных принципов монах-фаранг не навязывал, но и не скрывал. Наконец, была организована защита курицы с цыплятами. Третий выводок получил-таки возможность на выживание без атак собак. Уже после того, когда Вансо махнул рукой на традиционное понимание остальными такого «естественности процесса».
 Постепенно к нему привыкали, уже никого не удивляли ежедневные три круга у чеди перед молитвой, а настойчивые советы к зазубриванию мантр постепенно затихли. Вансо учил мантры, как чили их в древности монахи, приходившие в сангху и не имевшие книг, он слушал и повторял на каждом чантинге. То, чего не было в книге, он выспаршивал у старших монахов. Среди них были истинные буддисты, которые посвятили себя Учению. Особенно это касалось мелких, почти незначительных, фраз и формул для общения с мирянами. Такие монахи служили примером, и это успокаивало. Вансо старался не обращать внимания на тех, кто в чём-то не старался придерживаться винайи. Главные принципы монашеского житья всё-таки соблюдались неукоснительно всеми. Надо отдать должное настоятелю, который, казалось, ничего не замечал и не вмешивался, но в неожиданные моменты вдруг ставил нарушителей на место, призывал к порядку. А в то время, когда ломпо не было в монастыре… Вансо это напоминало пионерский лагерь времён СССР. Тайцы, часть монахов, со своим менталитетом детской радости жизни, при каждом случае отсутствия настоятеля, сразу начинали «шалить», «бросаться подушками», «мазать друг другой зубной пастой» и прочие интересные шалости… Не ходить на утреннюю молитву, отлынивать от подметания территории и даже иногда пропустить пинтабат, сославшись на нездоровье.
 Вансо не играл в лотерею, в эту извечную страсть азиатов. Для Таиланда это было почти естественным явлением, и даже многие монахи не избегали соблазна попытаться получить деньги, взявшиеся из ниоткуда. Вансо и про деньги не разговаривал. Всячески избегал вопросов об этом. Сначала он объяснял, что не считает «деньги удачи» правильными. «Лучше немного, но каждый день» - смеялся он. Деньги даже в монастыре имели своё значение, ведь монастырь в капиталистическом обществе. Но главное – влияние традиций общинного проживания, которым несколько сот лет. Такой казус, что тайцы не любители отдавать долги, он знал давно. Хотя всё зависит от человека, но традиция есть традиция. При чём, чем больше сумма долга, тем труднее она возвращается. Отговорка, что «нет сейчас денег», тайцем традиционно воспринимается, как вполне нормальное объяснение. Как оказалось, и монастырь не был свободен от такой досадной традиции. Общинное общество, где всё в той или иной степени общее, прочно сидело в генах.
 Для большей части монахов отношение Вансо к буддизму было пропуском в этот мир. Оно перекликалось с их собственными представлениями о ценности Учения. Для нормального тайца буддизм - органическая часть всей жизни, что несомненный плюс к жизненным ценностям и поведению в любое время. Но это привносит и некоторые коррективы в отношении Учения. Каждый таец считает, что он всё знает в буддизме. Всё понимает. Редко кто уходит в монахи для духовного совершенствования, познания глубины сути вещей. Для большинства это традиция, уважаемая, незыблемая традиция следования Учению. Когда Вансо задавался каким-нибудь вопросом о Сути вещей, редко кто мог ответить, и только ачжан полностью объяснял и подтверждал мысли самого Вансо. Для некоторой части монашество является вместе с традицией еще и удобным источником дохода, заработка, и они задерживаются в монастырях на несколько лет. В северных провинциях и Исане, по прошлым разговорам с женой, отношение к буддизму более трепетное. Там свято верят, что монах ищет и знает истину.
 Весна неуклонно надвигалась и солнце жарило в полдень неимоверно. По утрам щебет птиц напоминал весёлое тинькание синиц, а скворцы-майна так рьяно верещали, что монах не мог удержаться, чтоб не передразнивать их. И они с радостью, а может с недоумением, отвечали. После года проживания монахом и, усвоив кой-какие житейские истины, Вансо решил вернуться к бритью головы каждый будда-день. Но, как говорится, чем дольше живёшь в Таиланде, тем больше понимаешь, что многого не понимаешь. Ринда, посетив, как и положено храм в ван пхра, бегло рассказывала о здоровье всех родственников и жаловалась, что не высыпается и очень устаёт от работы. Сетовала, что уже нужны очки после напряжённой работы на компьютере. Она так ни разу не сделала там бун в пользу Вансо, ни разу не провела сай бат в его чашу. Подсознательно она не хотела разделять монаха и себя, ставить по разные стороны реки жизни…

Глава не помещена в книгу "Буддистский монастырь Тхеравада" по причине соблюдения Винайя. Ссылка на сайт, где можно найти книги, внизу авторской страницы


Рецензии