О физических основах языка

Наше бессознательное знает все.
Элизабет Кюблер-Росс
Считается, что еще в 17-м веке французский философ и математик Рене Декарт), работы которого оказали сильное влияние на целую плеяду последующих ученых, осознал подобие между закономерностями математики и языка как системы знаков, служащих для общения людей.  Первые попытки математического описания языка предпринимались в начале 20-го века швейцарским лингвистом Соссюром, по определению которого слово есть знак, объединяющий звучание и смысл.

Для начала рассмотрим вариант применения математических методов в фонологии, изучающей звуковую структуру языка. В статье В.А. Успенского «Математика языка» указано, что звуки и закономерности речи являются приемлемым и удобным материалом для их формального описания, т.к. фонемы (основные единицы фонологии) подобны физическим объектам, не обладающим смыслом. Смысловым содержанием язык наполняется по мере того, как фонемы объединяются в морфемы (слоги), а последние  – в слова и предложения. Изучением смысла языковых единиц занимается семантика, наша же задача ограничивается рассмотрением физико-математических основ языковедения.

Для вхождения в заданную тему обратимся к принципам математического программирования в музыкальном творчестве.  Музыка есть сочетание слуховых знаков, или нот, образующих упорядоченный набор звуковых волн, которые перемещаются в пространстве от источника возмущения. Все волны описываются многократно повторяющимися синусоидальными периодическими функциями, с помощью которых музыка раскладывается на составляющие звуки. Математически любую периодическую функцию можно разложить в ряд синусов и косинусов с определенными коэффициентами, в так называемый ряд Фурье. Непериодические функции переводятся в периодические на определенном конечном интервале. Таким образом, любое сложное колебание можно представить в виде суммы простейших синусоидальных колебаний определенных частот и амплитуд.

Итак, музыке всегда были свойственны математические методы, даже когда композиторы этого не сознавали, но вписывались в ее закономерности благодаря природному таланту, увлекая слушателей в мир чарующих звуковых гармоний. Не случайно с классической музыкой связывают лечащий эффект. В 20-м веке, с его новыми технологиями, музыкальное творчество претерпело глобальные преобразования. Родилась электроакустическая музыка, строящаяся на современных электронных технологиях и алгоритмах. Сегодня можно воссоздавать музыку бури и дождя, водопада и морского прибоя.  Окружающий мир полон звуков,  любой из которых можно обратить в музыкальную форму, и каждый владелец специализированной электронной техники может заявлять себя композитором. В музыкальных инструментах тоже произошел переворот. На смену роялям и пианино приходят синтезаторы, в основе работы которых лежит синтез звука, иначе - воспроизведение потока электрических сигналов в единую музыкальную гармонию.

От музыкальных мотивов переключимся на лингвистическую тему. В 1904 году российский лингвист французского гражданства и польского происхождения Бодуэн де Куртенэ развил учение о математических моделях в языковедении, которые постепенно нашли практическое применение. В. Стецюк (статья «Математические методы в сравнительном языкознании») категорию языка приравнял в первом приближении к математическому ряду Фурье с постоянной составляющей, в котором с течением времени в процессе эволюции языка прибавляются новые слова с меньшей частотой употребления, чем укоренившиеся слова языкового ядра. Заметим, что математический анализ с разложением функций в ряд Фурье применяется во многих областях человеческой деятельности.

Языкознание развивалось, и польский лингвист Ян Чекановский разработал концепцию количественного измерения степени родства славянских и некоторых индоевропейских языков. Другие ученые вычисляли возраст ряда языков. С  появлением электронно-вычислительной техники был освоен машинный перевод текстов с одного языка на другие. Появились функциональные и структурные методы, а применение методов математической статистики позволяет выявить индивидуальную стилистику авторов письменности, их языковые особенности и тем самым установить принадлежность текста тому или иному автору. Таким образом, с помощью математических моделей восстанавливается процесс эволюции языка, а лингвистика становится все более точной наукой, оставаясь при этом гуманитарной дисциплиной.

Тем не менее, возможность сотрудничества математиков и лингвистов долгое время складывалась противоречиво, вызывая обоюдное недоверие и неприятие. Математики видели в творениях мастеров художественной словесности некие «архитектурные украшения» объекта, отдаляющие речь от ее прямого назначения, тогда как гуманитарии не признавали за естествоиспытателями права на постижение природы человеческого духа. Между физиками и лириками стояла глухая стена, и только в середине прошлого века в ней начали появляться проемы. Создание Международной Академии наук и искусств, несомненно, будет способствовать укреплению союза между вековыми направлениями человеческой культуры.
***
На размышления о физических основах языкознания меня навела исследовательская работа Александра Ивановича Обухова, изложенная в книге «Слово о букве» (издательство «Папирус», Иркутск, 2009). С автором книги, физиком по образованию и поэтом по призванию, издавшим пять стихотворных сборников, меня свела судьба на Ангарском  атомном  комбинате. Там-то инженер-наладчик атомного производства А.И. Обухов в свободные дни и часы исследовал знаки шумеровской, клиновой, египетской, иероглифической, греческой и славянской письменности, обнаружив, что многие письменные знаки (буквы) первоначально имели вид наиболее простых изображений – прямых линий, углов, треугольников, а их дальнейшая эволюция шла в сторону сглаживания и округления.
 
Не отыскав ответ на причину буквенных метаморфоз, выпускник физико-математического факультета Иркутского госуниверситета приступил к исследованию тайн алфавита, окунувшись в родную стихию физических закономерностей и количественных измерений. Он ознакомился с работами кандидата физико-математических наук В.Т. Шкатова (Томск), который  экспериментально замерил энергетические потенциалы букв русской азбуки, выявив при этом положительные потенциалы у округлых букв, имеющие ассоциацию с понятием Добро. Но ведь это выход в духовную область миропонимания! В ходе своих исследований автор книги о буквах уверовал в существование Непостижимого, Всеобъемлющего, хотя понимание Всевышнего было и остается недоступным как для науки, так и для богословия. Впрочем, даже в этом правиле имеется исключение, и ниже нам придется его коснуться.

Далее обратимся к 4-й Части обуховской книги «Концепция мироздания в свете достижений физики 20-го века», в которой автор отмечает, что новейшие научные открытия приблизили картину мира к концепции богословов. Физики подошли к восприятию Высшей Реальности, адекватной религиозным представлениям о Творце, именуемом Богом. Если по представлениям русского философа и богослова С.А. Булгакова, «Мир совершенно прозрачен для Бога», то, в унисон с ним, Альберт Эйнштейн утверждал, что «В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума».  Нильс Бор, один из основателей квантовой механики, предостерегал: «Не наше дело предписывать Богу, как ему управлять миром».
 
Схожие суждения находим у разработчиков торсионных полей, академиков РАЕН и докторов наук А.Е. Акимова и Г.И. Шипова: информационные потоки, содержащиеся в  торсионных полях, присутствуют «сразу во всех точках пространства-времени». Сближение науки и религии связано с открытием первичных торсионных полей как носителей информации, порождаемых кручением пространства, способных мгновенно пронизывать пространство и взаимодействовать с материальными объектами. Торсионные поля, открытие которых стало крупным аргументом в пользу теологии, проявляют себя не только в «божественной сфере». Каждый предмет имеет в пространстве свой торсионный отпечаток или образ, сформированный искривленным торсионным полем. Предмет можно убрать, а его отпечаток остается на месте неопределенно долгое время. Именно в торсионных полях заложены знания обо всем.
 
На существование в природе полей, вызываемых «плотностью углового момент вращения», впервые указал французский математик Эли Картан (1922 год), известный разработкой, совместно с А. Эйнштейном, общей теории относительности. Появление теории полей кручения запустило в научный мир вихри противоречий и острой полемики. Оно и понятно, ведь существование полей, не обладающих энергией (или обладающих ею в бесконечно малой величине) трудно доказать и тем более – признать. Сегодня в мировой периодике насчитывается порядка десяти тысяч публикаций по торсионным полям, однако Комиссией Академии наук СССР по борьбе с лженаукой они в свое время признаны псевдонаучными. С тех пор на учении о тонкой материи торчит клеймо отрицания и неверия. Но позвольте возразить: если академическая наука не в состоянии объяснить «аномальные явления» телепатии или маятника, реагирующего на посылаемые ему мысли, то ее право отвергать теорию торсионных полей выглядит сомнительным.  А вот признание  существования торсионных полей величайшим математиком современности Григорием Перельманом, который доказал гипотезу Пуанкаре, считавшуюся задачей тысячелетия, зачеркивает заключение академиков. В теоретическом плане Перельман ушел от нашего просвещенного века настолько далеко вперед, что его сногсшибательное заявление «Я знаю, как управлять Вселенной» хотя и озадачивает человека разумного, но не воспринимается чистой фантастикой.
 
Данная статья перекликается с книгой "Ноосфера" (авторы А. Ведров и В. Картошкин), которую на разных площадках прочитали тысячи людей, но из них можно на пальцах пересчитать критиков и оппонентов. Соавтор книги, Валерий Леонидович Картошкин,  получивший доступ в ноосферу, из своей повседневной практики знает, что изображения любого предмета или буквы действительно переносятся в земную атмосферу, создавая в ней безграничные информационные массивы.
 
Валерий Леонидович, являющийся энергетическим реаниматором, получает нужную ему энергию, которую Мировой Разум мгновенно формирует из множества квантов и посылает земному врачевателю для лечения конкретной болезни. Знаменательно, что эти кванты энергии, имеющие торсионную природу, изображаются в небесной канцелярии короткими знаками (петлями, спиральками, скобками и даже сложными, запутанными загогулинами), имеющими округлую форму. Ни одного угла! Заостренные знаки, имеющие отрицательную энергию, в атмосферной энергетике отсутствуют. Таких знаков  определенного вида энергии в атмосфере  насчитывается великое множество, сотни или тысячи. К примеру, знак энергии, контролирующей лимфоузел левого клапана сердца, напоминает строчную букву мягкого знака, а главная лимфатическая система, состоящая из шести лимфоузлов, обозначается тринадцатью разными знаками с пробелами. Некоторые из них схожи с искривленными буквами "з", другие – с математическим обозначением бесконечности.

Как в этой грамоте разбирается саянский целитель, одному Богу известно. Из всех языков мира к энергетическим символам Высшего Разума формально приближается арабская алфавитная вязь, которая относится к одной из древнейших в мире письменностей. Сегодня к Валерию Леонидовичу за излечением едут люди из различных уголков Сибири, устраивая паломничество, а людские массы не обманешь. Лечебная практика целителя из Саянска, в которой энергетические сигналы приходят из атмосферы в форме округлых знаков, - это еще одно подтверждение опытов Шкатова.
***
Итак, В. Шкатов определил контрастные потенциалы статических торсионных полей  некоторых геометрических фигур и буквенных знаков русского алфавита по отношению к фону белого листа бумаги, принятому за нулевое значение. Замеры показали, что прописные (заглавные, большие) буквы имеют разброс от (-) 3 до (+) 6 единиц контрастного потенциала (КП). Потенциал буквы «А» оказался минимальным и равным (-)3, тогда как КП буквы «О» -  равным (+)6. Остальные буквы алфавита по их энергетике распределились между  ними. При этом существует разница между величинами КП прописных и строчных (не заглавных) букв, отличающихся формами изображения. Если буквы «О» и «С» в каждом варианте написания однозначно занимают положительные значения, то прописные (заглавные) буквы «А, Б, Е» обладают отрицательным потенциалом, а их строчные  аналоги «а, б, е» преобразуются в носителей положительного КП. В итоге среднее значение потенциала строчных букв алфавита почти вдвое выше, чем у прописных аналогов.
 
В результате долгого развития из письменности постепенно исключались треугольные, заостренные, линейные знаки (клинопись), несущие отрицательные энергоинформационные поля. Совершенствованию русского алфавита способствовала письменная реформа Петра Первого, значительно округлившая знаки русской азбуки. Существование буквенной энергетики подтверждает крупный писатель современности, доктор филологических наук Евгений Водолазкин: «Всякая азбука, а уж кириллица особенно, имеет свою энергетику».

В рукописях положительный потенциал букв может еще более возрастать. Одной и той же букве авторы своим почерком придают разную форму, что сказывается на величине ее потенциала. Ровный, каллиграфический почерк всегда положителен сам по себе. Напротив, если буквы изображаются ломаными, остроконечными, потенциал текста снижается. Примечательно, что в поэме Пушкина «Полтава» среди тридцати тысяч букв буква «Ф», имеющая отрицательный потенциал, встречается только три раза (исследование И.Я. Бурау). Всего в поэме насчитывается 607 букв, из которых 368 относятся к положительным, 195 – к отрицательным, а 44 имеют нейтральное (с нулевым потенциалом) значение. По насыщению положительным полем пушкинская поэма удивительным образом совпадает с широко известной и почитаемой в богословии молитвой преподобных старцев Оптинской пустыни, а ведь Оптинская молитва обладает чрезвычайно высоким энергетическим потенциалом, что наводит на размышления о владении гениальным поэтом сакральными тайнами письма.
 
Действительно, если Александр Сергеевич ориентировался на округлые буквы «а, б, в, е, о, с», значит, он имел представление об их положительном воздействии, которое позже учеными было возложено на торсионные поля. В этом отношении в один ряд с первым поэтом России можно поставить Сергея Есенина, из-под пера которого на лист бумаги буквы скатывались горошинами, похожими одна на другую. Лучший лирический поэт округлял все буквы алфавита, погружаясь в исходящую живительную среду творческого вдохновения.

Александр Обухов издавна был пленен поэзией Николая Рубцова, а со временем увидел, что стихи поэта русского Севера изобилуют энергетически богатыми округлыми буквами «о, с, а» и другими:
Летит по дорогам
Осени стужа и стон!
Каркает около стога
Стая озябших ворон …

Автор «Слова о букве» приходит к выводу, что Рубцов возвел округлость букв на высокую орбиту русской письменности, открыв новые возможности в стихосложении.
***
 Известно, что информация способна воздействовать на психику и изменять состояние и настроение человека. По учению директора института мозга РАН, академика С. Медведева, мозг является связующим звеном между материальными объектами и идеальными субстанциями. Вместе с тем, мозг является источником торсионных полей, исполняющих ту же роль посредника между материальным и идеальным. Г.И. Шипов развивает идею такого взаимодействия: «В результате рефлексии мозгом некоторой идеи образуется материальная оболочка, которая посредством торсионных полей фиксирует данную идею в мозге и сохраняет ее в виде торсионного фантома (отпечатка) после переключения мозга в другое состояние». Эти отпечатки  фиксируются как образы или ощущения на уровне сознания и сами становятся источником торсионных полей вследствие их спиновой природы. В результате «переключений» мозга из одного состояния в другое в его закромах формируется цепочка размышлений.

По мнению А.Е Акимова (интервью журналу «Крестьянка» №3, 1995 год), положительное поле, создаваемое текстом писателя и несущее в себе праведную идею, становится фактором воздействия на психику.  Положительные поля литературных произведений взаимодействуют в эфире с другими торсионными полями, исходящими от людей, животных и окружающей среды. Наложение этих полей в виде общего потенциала возвращается к нам, и обратная информация оседает в подсознании, влияя на наше состояние и развитие.

Роль подсознания велика, она не изучена и недооценена. Сон – это внутренняя работа мозга. Полученные за день сведения и впечатления, нерешенные задачи в ночное время на уровне подсознания входят в общение с внешними информационными полями, перерабатываются и внезапными вспышками выдают мозгу варианты искомых решений. В эти мгновения надо очнуться от сна, побороть дремоту, встать и набросать на бумагу ключевые слова обретенной ночной идеи, чтобы утром расшифровать записки из потустороннего мира и положить их в основу искусной словесности. Пример работы подсознания мне подвернулся из собственного опыта, но обобщенная идея деятельности мозга исходит от авторитета мирового уровня, лауреата Нобелевской премии Джона Экклса (Австралия), утверждавшего, что мозг считывает информацию извне. Откуда? Ответ один – от Высшего Разума, существование которого признается крупнейшими учеными-физиками, хотя оно научно не доказано.

Но вернемся к учению С. Медведева, специалиста в области физиологии и доктора биологических наук, указавшего на немаловажную особенность творческой деятельности человека. Если в решении стереотипных задач работают отдельные, вполне определенные участки нашего мыслящего органа, то для решения творческой задачи мозг не знает, какие участки требуется привлечь и загружается на полную мощность. Активируясь целиком, мозг, а именно, десятки миллиардов нейронов, имеющих, в свою очередь, десятки тысяч связей между собой, через периферическую нервную систему стимулирует деятельность всех органов и систем организма. В результате регулярная мобилизация всех отделов мозга, являющегося управленческим центром тела, укрепляет тонус и состояние всех органов, поэтому у творческих людей повышается продолжительность жизни.

 Таким образом, совокупность положительного поля, исходящего от литературного творения, и вложенных в него идей Добра помогает автору произвести высшее художественное воздействие на духовный мир читателя, расширить его миропонимание и найти правильный путь движения к истине. В конечном итоге, открытие и признание торсионных полей может и должно привести к снятию противоречий между понятиями идеального и материального, которых в природе никогда и не существовало.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.