Книги с автографами

      Среди книг в моей библиотеке есть книги с автографами моих друзей. О каждом из них я могу говорить многое. Кто то из них жив и здоров и поныне, кого то уже нет в живых, но их книги, пусть и, небольшие, в стихах или прозе заставляют вновь и вновь пережить встречи и знакомства с этими людьми, оставившими свой неизгладимый след как в моей жизни, так и в жизни довоенной и послевоенной Абхазии.

      Привожу список моих друзей, о которых хочу рассказать.   Алексей Хутович Аргун, Екатерина Георгиевна Бебия, Юрий Николаевич Воронов, Владимир Ильич Кецба, Спартак Жидков, Светлана Владимировна Хочолава - Воронова, Лев Ефимович Хайкин, Татьяна Алексеевна Шутова и Павел Васильевич Флоренский, Вениамин Олегович Андреев.

      Каждая книга, это портрет автора и я хочу коротко описать эти портреты, представить моих друзей - авторов такими, какими я их знал или знаю...
Начну с портрета моего незабвенного друга - Юрия Николаевича Воронова, ставшего на моих глазах ученым - энциклопедистом, доктором наук, профессором и, наконец, политиком,  вице-премьером правительства Абхазии, оставшимся человечным, добрым и отзывчивым к человеческим страданиям. Юрий Николаевич успевал очень многое, несмотря на занятость, в том числе забежать ко мне, когда я лежал раненый, справиться о здоровье и чем-нибудь помочь.
 
      А в свое время мы с Ю.Н. объехали на мотоцикле весь Кавказ. Однажды, в районе Вардзии (древний пещерный комплекс в Грузии), нам встретилась танковая колонна. Поравнявшись с нами, первый танк резко остановился. Когда осела пыль, из открывшегося люка показался офицер, сняв шлем танкиста, спросил, куда едете, в порядке ли документы (это была закрытая зона).  Отвечаем, все в порядке.
   
      Офицер присмотрелся и спрашивает, Юрий Николаевич Воронов?  Да отвечает Юра, он самый, а откуда Вам известна моя особа?  Наслышаны, и пожелав счастливого пути, офицер скрылся в люке танка. Взревев моторами, колонна двинулась дальше, а мы, слегка удивленные, скатились по крутой дороге в Вардзию, где осмотрели весь пещерный комплекс древней Грузии, и далее через перевал Годердзи спустились в Батуми.

      По дороге, на крутом повороте нам навстречу выехал грузовик. Я прижал мотоцикл к обочине. Колесо коляски (в ней сидел Юра) провалилось в расщелину, а дальше – пропасть, метров 80. Машина прошла, а я говорю Юре, тихонько, через меня вылазь на дорогу и посмотри куда мы могли свалиться. Ого, да здесь есть, куда падать, засмеялся Юра.

      Приведу пример поведения Ю.Н. в горах, где мы, работая в институте туризма, участвовали в экспедициях по изучению туристских возможностей Абхазии. В экспедициях я отвечал, имея опыт альпиниста, за безопасность группы. Переходя Абхазский хребет, научил всех спускаться по снежному склону (снежнику) глиссером, когда катишься на ногах, опираясь сбоку на ледоруб.

      Юра сразу полюбил этот способ спуска и старался прокатиться на каждом снежнике, что попадался на нашем пути. Однажды, уже на Бзыбском хребте он облюбовал длинный и крутой снежник, переходящий в конце в сглаженные снегом скалы (бараньи лбы), обрывающиеся отвесной стеной к реке Бзыбь с высоты не менее 800 метров. Заметив, что Юра несется по снежнику с большой скоростью, а до обрыва оставалось около 25 метров, я закричал, Юра зарубайся, падай и клювом ледоруба тормози.

      Продолжая катиться по снегу, он улыбался и что то кричал в ответ. Мгновенно в голове пронеслись мысли, если он улетит в пропасть, как туда спускаться, и как его транспортировать из глубины ущелья, по дну которого бродили коровы со спичечный коробок. Собрав силы, я во всю мочь заорал, Юра, зарубайся, и что то добавил крепкое…

      Вероятно мой крик подействовал и упав, Юра стал тормозить ледорубом. Когда он остановился метрах в 5 от обрыва, я подошел к нему, сказал, а теперь осторожно поднимайся и посмотри, куда лежал твой путь. Вот это был бы полет, рассмеялся Воронов, и в этом был его характер.

      О Ю.Н.Воронове можно рассказывать часами. Например, в Москве, на защите докторской диссертации в ВАКе (высшая аттестационная комиссия) его оппонентами выступили два доктора наук от Грузии и Юра буквально посадил их в лужу своими аргументами, вызвав в зале общий смех.
      Однажды, мы с ним заехали на археологическую базу грузинских археологов в Вани, близ Кутаиси. Экскурсию по раскопкам Ванского городища с нами провел сам руководитель, Отар Давидович Лордкипанидзе, давний оппонент Юры по вопросам греческой колонизации Колхиды, и отрицавший все постулаты, утверждавший, что это грузинская культура, а не греческая.

      Когда, проходя мимо стеллажей с артефактами, Юра увидел греческую двуручную амфору, взял ее в руки и спросил, а это тоже грузинская культура, на что Отар Давидович, слегка смутившись, ответил, что она попала случайно на полки стеллажей. Понятно, сказал Юра и мы откланявшись, поехали к себе домой, в Абхазию.

      Юра знал, что на него идет охота, и когда мы часто ездили с ним в Цебельду, всегда, подъезжая к ущелью реки Мачара, смотрели, нет ли преграды в виде камней преграждавших путь. Пока проносило, и мы приезжали в Ясочку, что бы хоть что то спасти из артефактов музея. Часть мебели из усадьбы нашли в пустующих домах бежавших мингрелов, витрины и стенды музея, заброшенные в подвал бывшими соседями сванами, мы вывезли в центр с. Цебельда в здание бывшего дорожного управления.

      Всегда, когда Юра издавал очередную книгу, он обязательно дарил мне экземпляр с автографом. Привожу список имеющихся у меня книг Ю.Н. Воронова с автографами.  И почти все Юрины книги оформлены по моим фотографиям на обложках и в тексте.

1. Древняя Апсилия.    Изд-во Алашара. Сухум. 1998 г. 
2. Колхида на рубеже средневековья. Сухум.1998 г. 
3. По древним тропам горной Абхазии. Сухум 1982 г.       
4. Тайна Цебельдинской долины. Наука. Москва. 1975 г.   
5. Драма Клухорской (Военно - Сухумской) дороги. Изд- во Алашара. Сухум. 1994 г.               
6. Юрий Николаевич Воронов. Наука.Москва.1981 г.       
7. Диоскуриада, Себастополис, Цхум. Наука. Москва.80    
8. Главная крепость Апсилии.
9. В мире архитектурных памятников Абхазии, изд. Наука Москва 1976г.
       Многие книги подготовленные Юрой к печати, изданные после гибели Юры, стараниями Светланы Владимировны Вороновой и его друзей до меня к сожалению не дошли.


               


Рецензии