Старики

В память о бабуле, Анне Георгиевне Романовой-Епифановой, учительнице г. Ставрополя (русский и литература). Получала пенсию 70;, хотя проработала всю жизнь. Подрабатывала кастеляншей и вахтером после смерти деда, который и года не прожил на пенсии. Умер от инсульта, милостию Скорой.

-Что Вы стонете, выйдите на балкон, подышите! - сказала врач на жалобу деда, 64 лет, о сильной головной боли. Не сделала ни кардиограмму, ни укола, а бабушка не настояла - меня там не было! Но мне тогда 11 всего было...Через 15 минут после отъезда Скорой мой дед старший советник юстиции скончался.
В этом сентябре, 20 числа тебе, бабуля, 105. (20.09.1915) Тебя давно нет на свете. Ты ушла в конце прошлого века, как последний желтый лист из известного рассказа - последний лист 20 века, осенью, как и родилась, 1999 года.
Я даже не знаю, где ты лежишь! Так вышло. Но это совсем не важно. Ты жива в моей памяти и в памяти своего правнука, китайчонка Ли, которому ты, как большому рассказывала о своей боли, думая, что он мал и ничего не поймет, не запомнит. Но он, хоть и не понял, но запомнил. А я нашла в твоей сумочке, разбирая старые вещи, майку-поло, голубого цвета с темным пятном крови на груди: след от выстрела. Это была твоя пожизненная мука - пережить сына. Поэтому с младшим ты возилась, как с малым дитем, хотя он уж вырос и старился. Ты боялась потерять ребенка еще раз. И я это очень хорошо понимаю. Прости меня за все. Не сердись. И спи спокойно. Ты во всем права, ты же учительница!
А я часто вспоминаю вас – дед и бабуля. И еще я помню и люблю ваш сад в Ставрополе.
БАБУШКИН САД
Я помню этот сад. Помню так, словно я там и сейчас. Маленький сарайчик с ветхим топчаном. На нем так уютно было лежать. Жара, невозможно находиться снаружи. А здесь, среди граблей и лопат так хорошо. Не нужно собирать малину и смородину. Дед, переговариваясь с бабушкой, срывает черешню.
Я уже покопалась в капусте, что растет вдоль дорожек. Их две - к сарайчику и одна поперек в середине сада. Как раз на перекрестке и растет капуста. Мне сказали, что там находят детей. И меня нашли в капусте. Мне важно самой проверить. Если правда, то там должен кто-то быть.
Я безжалостно расковыриваю кочаны. Но они пусты. Я думаю, что, наверное, меня обманули. Или капуста неправильная. И вдруг в самом маленьком кочанчике я нахожу Дюймовочку. Она так сладко спит внутри.
-Баба, я нашла девочку! Я нашл-а-а-а-а!
 Со всех ног бегу к черешне, где на лесенке стоит дед Ваня, а снизу в белом платке баба Аня с тазом. Она оборачивается в мою сторону и смеется.
-Лёка, что ты нашла?
-Девочку в капусте!
-Не может быть? - бабуля делает круглые глаза.
-Пойдем, сама посмотри!
Я хватаю ее за руку и тащу к кочанчику.
- Ой! - бабушка хватается за сердце. - Лёка, ты все кочаны разворошила! Мать честная!
 - Зато я нашла девочку! - гордо говорю я. Бабушка смеется. Я была уверена, что это именно я такая умная и ловкая - нашла то, что хотела. Я не подозревала тогда, что это бабушка сунула игрушку в кочан, чтобы я не мешала им с дедом собирать черешню и никуда не убежала с участка. Я была девчонкой бойкой и резвой, вполне могла убежать без спроса.
Потом бабушка продолжала играть со мной. Я плохо ела. Она сварит, бывало, суп, а я не хочу.
- Барин, суп в кастрюльке прямо из Парижа! Изволите подать?- бабушка горбится и, шаркая по кухне, несет к столу кастрюлю.
-Подавай, - включаюсь я в игру.
Мы проигрываем с ней всю сцену из «Ревизора». А я съедаю суп.
Потом будет и спектакль в 754 школе, где бабуля ставила сцены из «Бориса Годунова» к какому-то празднику, уж не помню какому. Я  -  Марина Мнишек. В черном парике с буклями и атласном платье с широкой кринолинистой юбкой. Костюмы для спектакля заказал в театре отец. Все одеты точно так, как описано Пушкиным. Есть и реквизит - алебарды или бердыши, черт разберет.
- Слижевская, это ты!!! - удивление застыло на лице завуча и директрисы. - Не узнать! Как это ты так можешь? Настоящая актриса!
Я не стала актрисой, хотя Герасимов брал меня к себе на курс. Просто я никогда не отклоняюсь от намеченной цели - а готовилась я в МГУ на филфак, а потому менять планы не стала, даже если это и не очень правильно.
Я, как боеголовка: цель «забита», она должна быть поражена. Так воспитали. Вспомним капусту; и бабулю с дедулей, и папу с мамой.
-Айога-га-га! Превратишься в гусыню! -  сердито говорила бабушка, когда я смотрелась в зеркало. Вообще меня они не баловали совсем. Возможно, поэтому в дальнейшем никто не заботился особо обо мне, когда не стало отца и их с дедом. Прожила я жизнь совсем не ту, о которой мечтала в юности. Я не стала никем из того перечня, который мог быть мне дан. Способностей было через край. В самых разных областях. Внешностью тоже Господь не обидел. Но Его заповедь я не выполнила - зарыла данный им мне талант /таланты в землю. Если бы была понастойчивее и понахальнее, если бы плевала на всё и всех, кроме себя, если бы просто себя любила, плюс другие времена, не 90-е с малиновыми пиджаками, то, возможно… Но не факт. Характер человека - его судьба. А мой характер сформировало слово «Айога-га-га»...
Да, я не люблю себя. При всей своей кажущейся уверенности я слабее многих. Я часто иду у людей на поводу. Выслушиваю бесконечное нытье своих знакомых. Люди таким, как я любят плакаться в жилетку – надо выбросить все жилетки! Они льют и льют свою грязь мне в душу, думая, что мне это интересно. Нет, не интересно! Сами собой занимайтесь!
Я тут проделала эксперимент. Есть у меня такая льющая свою грязь знакомая. Решила ей вылить свои «помои» на голову. Как раз много всего противного случилось за три дня. И что вы думаете? Та, которая часами раньше меня грузила проблемам, внезапно сказалась плохо себя чувствующей. Мы и часа не прогуляли, мне кажется. А под ее аккомпанемент или соло - по три аж топали-тусили. Так что и мне надо завязывать с исповедальней! Хватит этого миссионерства! Душу гнобит и время жрет. За сим прощаюсь.
НАПОСЛЕДОК
Портрет моего дяди Александра висит у меня на кухне. Рисовала мама в молодости, когда все были веселы. А дядя и не думал умирать... но 15.08.63 года в 26 лет ушел по своей воле, как Маяковский, тем же способом. И эта трагедия легла камнем на всех. Не только мою бабулю: всю жизнь сама с собой вздыхала, повторяя «Эх, ма!» Играю в комнате у нее дома в Ставрополе и вдруг слышу «Эх, ма! Сыночка!» Его сыну, моему двоюродному брату, был тогда всего год. И удивительно, но Лёшу убили на Кавказе, в Дагестане, хотя служил и жил он в Североморске. Был капитаном Севморфлота. Это кара за тот грех отца. В 1998 году он выполнял боевое задание и погиб около какого-то села. Я услышала новость на работе, на «Радио России» по ТВ. Лежит с тех пор в Мурманске на Алее Славы. А Орден Мужества – у сына Юры. Вырос, получается, без отца. В мирное время. Хотя какое оно мирное?
Я всегда думала о самоубийстве дяди и боялась, как бы моим близким не выпало кары за тот грех. До сих пор боюсь. Но когда 1 сентября 2020 года вместе с фотографиями бабули - она была учителем русского и литературы - я нашла портрет дяди, нарисованный по клеточкам моей мамой-инженером, не художником, так вот я почему-то тут же его повесила.
Забавно, мой дядя удивительно похож на моего сына теперь. А еще на нынешнего президента РАН, Александра Михайловича Сергеева, хорошо мне знакомого. Тот, конечно, старше! Седой, возраст иной, но сходство очевидное. Я подумала - дядя тоже мог стать академиком. Может, и сын им станет. Когда ему было семь, после самого первого урока в школе вся семья собралась у нас, чтобы отпраздновать событие.
-Желаю тебе, - мои слова, - стать академиком.
А что? Вполне возможно! А насчет дяди Шурика я буду думать, что так бы и было! И теперь мне кажется, что, как в «Дяде Ване», я могу сказать: «Милый дядя, мы еще увидим небо в алмазах, мы отдохнем!»


Рецензии