наледь... Широкий дол...

в художке, когда я рисовал «непонятное», ребята спрашивали:
-а что это такое?
на что я им отвечал:
-если бы знал, рассказал, объяснил; а так как рассказать не могу, потому и нарисовал…
восприятие-понимание; здесь основная проблема в кажущейся простоте
словесного, зрительного, звукового ряда;
Саврасов «Грачи прилетели» - всё же ясно!
да ничего не ясно!
такая живопись может сопровождать всю жизнь и не наскучит, её можно созерцать часами и находить всё новые оттенки смысла и прозревать удивительные сближения;
или сказки о животных – они такие простенькие, а за ними и, точнее, в них,
пласт-толща первобытного бытия;
есть «плоские» работы в любом виде искусства, есть вычурные и надуманные, но даже в таких, казалось бы совсем обеднённых содержанием, - бездна; может быть и нехудожественная, но бездна человеческого бытия…

что делает читателя читателем?
сопереживание, отзывчивость, богатый ассоциативный ряд, умение размышлять, слышать не слова сами по себе, а из взаимосвязь, их мелодию…
но если читать книгу, особенно модернистскую, как ребус: вот я сейчас тут такое накопаю, такое разгадаю – довольно-таки глупо;
чтение всё же не математика, никаких задач решать не надо,
чтение – труд, требующий большой сосредоточенности, эмоциональных и интеллектуальных усилий, и тогда он будет – наслаждение и сам в себе смысл…

причём же здесь миниатюры? их не надо разгадывать, никаких ребусов и загадок они не содержат;
аллюзии? да есть, но они незаметны и приходят как-то сами собой;
ассоциации, связи, сближения, многозначности и символика?
могут быть, это уже не от меня зависит…
я вдруг осознал, что основы моего мира – традиционная народная культура, составной частью которой является – пусть и странное сближение – «Дао дэ цзин» и основы дзэн-буддизма; никакой эклектики, потому что это всё и многое иное – в русском народном умозрении…
ручей, лёд, камни, реликтовые ели, бесконечный ряд вещественности –
и ещё что-то за этим,
которое словами не выразить, да и не нужно…

наледь…
у нас говорят – наслуд;
если в начале зимы ударят сильные морозы,
ручей на мелководье и перекатах промерзает до дна;
вода начинает течь по верх льда; если морозы продолжаются,
то вода быстро замерзает, толщина льда растёт, а вода всё натекает и натекает сверху; малый ручей превращается в ледяную реку,
по которой можно идти часами и всё время открывать самые фантастические ледяные архитектурные фантазии:
застывшие на лету водопады, замки с башнями с многочисленными переходами, мосты, провалы –ледяные падения;
лёд-ручей всё более и более выходит из своих естественных границ,
постепенно наползая на берега, замораживая кустарники, погребая деревца;
мороз усиливается, по лесу треск, а ледяной ручей парит –
вода течёт поверх в тонкий слой и на глазах замерзает;
мороз под тридцать, а через ручей на лыжах не перейдёшь – всюду вступишь в воду, а на снег выйдешь – снег почти мгновенно пристынет к лыжам
и дальше уже можно идти пешком;
можно лыжи снять и через ручей перейти, но лень лыжи снимать;
тогда остаётся дорога на Снеговые горы, но я там уже столько находился, что и не манит, там всё же менее увлекательно, чем на плато Аджигардака;
если оттеплит, вода течёт, а сверху образуется тонкая ледяная корочка, ломкая под ногами;

ранние обильные снегопады закрывают ручей большой шапкой-шарфом;
шум ручья почти не слышен, а шапка-шарф удивляет своими причудливым формами – сугробы как горы и долы;
снежный ручей обманчив:
снег да снег, шагай смело, на самом деле надо смотреть, куда шагаешь,
под снегом – вода;
я в такие снежные обманки несколько раз попадался, проваливался в ручей, выкарабкивался из снежной ямы и бегом к костру – сушиться;
вместе с опытом пришло и чутьё, теперь я воду под снегом – чую, то есть знаю, что там, под снегом не лёд, а снег, и пробираться надо осторожно;
ручей не коварный, он – хитрый, он – забавляется, играет с тобой, проверяет тебя и настаивает, и настраивает на уважительное отношение;
а если долго с ним общаться, то на почитание и поклонение;
через верхний рукав ручья сейчас проложили самую сложную -  десятую горнолыжную трассу, ручей скрыт подо льдом и снегом,
а когда не было никакой горнолыжки, проход через ручей надо было искать по всему склону, продираться через заросли вязов и кустарников, и пробивать тропу по пояс в снегу, а теперь – легко и свободно;

сегодня я иду по ледяным фантазиям ручья;
природные формы –неисчерпаемы;
лёд – застывшая вода, запечатлённое на время движение;
можно долго, да сколько хочешь, смотреть,
как движется вода,
как она необыкновенно придумчива в  своём движении,
и даже сейчас, в долгом ледяном плену –
прекрасна…
ледяная – живая вода…

*на фото - работа автора


Рецензии