Концерт В. Спивакова и Марии Дуэньянс в ММДМ

Московский Дом Музыки весьма необычное сооружение, в чем то космическое, с разными отсеками,  проходами. Какие то залы имеют акустику похуже, какие- то получше. Но Светлановский зал особенно светел. Соответствует названию. Особенно, когда в нем выступает такая солнечная испанская девушка, как Мария Дуэньянс. А рядом с ней вьется залуженный и убеленный сединами маэстро «Виртуозов Москвы» Владимир Спиваков.

Владимир Спиваков при дирижировании, как мне показалось, буквально приподнимает дух участников своего концерта. Если, скажем, четвертая скрипка на заднем ряду слева слишком тяжеловесно играет, Спиваков взмахом палочки дирижёрской и едва уловимой мимикой делает воздушные движения, как бы отправляя музыканта повыше. В полет. Придает легкости его скрипке. Играй чуть расслабленнее, коллега!


В первую часть концерта включены произведения Амедея Моцарта. Музыка этого композитора в исполнении «Виртуозов Москвы» получается необычная. Как будто на качелях качаешься. То ввысь, то вверх. С зависаниями в некоторых верхних и нижних точках.
Мария Дуэньянс - испанка  в сверкающем платье - с тысячами блесток, классическим профилем, сразу привлекает пристальное внимание. Выглядит она довольно хрупкой, как розочка на торте.  Вступает в свою партию долго и это интригует.  Исполнительница главной партии скрипки Мария чем то мне даже напомнила принцессу из детских сказок. Хрупкая, чувственная, романтичная. Но ее скрипка звучит как раз мощно. В этих изящных ручках кроется некая сила, позволяющая удивительно лихо управляться со скрипкой как с единым целым.  Мне даже показалось, что живя этой музыкой, уроженка Испании и носитель испанского темперамента, впадает в некий транс. Она как бы плывёт по волнам уникальной стилистики Моцарта.

Кто практиковал транс знает, какое ощущение это создает. Прежде всего: головокружение и полёт. Ощущения, что мир вращается и мозг вместе с ним. Ощущение полета. Так и тут. Возможно, наша юная гостья из Европы летает в мыслях и образах в момент исполнения своей партии.

А вот когда исполнители перешли к музыке Баха, то эффект полета ушел. Очень ровное звучание всей музыкальной ткани, даже немножко медлительно, растянуто, очень уж все звучит плавно.  В этой части концерта маэстро Спиваков стоит рядом с Марией и исполняет свою партию на скрипке. Но, мне кажется, молодость тут переигрывает бывалого бойца на фронтах классической музыки. Испанка более воодушевлена, чувствуется кровь южная, кипучая, и она вступает в некий антагонизм с размеренной музыкой Баха.

Последняя заключительная часть музыкального спектакля от Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы» для меня стала самой малоэмоциональной, но при этом и самой торжественной, строгой. Петр Ильич Чайковский один из самых известных русских композиторов в мире.  Его стилистика весьма вольна, трудно отследить какие-то правила, каноны, по которым создавалось произведение. Свободное самовыражение свободного человека в исполнении свободных музыкантов. Я даже уловил элемент хоаотичности в работе «Виртуозов Москвы» в этой части концерта.

На этом этапе не все зрители выдерживают относительную монотонность концерта, уходят чуть раньше, чем основная масса. Еще раз убеждаешься, что не всем классическая музыка подходит вообще и в больших количествах в частности. На концертах поп музыки иное, там все проще, люди встают, танцуют, двигаются. Здесь же нужно вслушиваться и сенсорами чувств улавливать образы. Звуки. Гамму эмоций. Это - труд. И труд непростой.

Тем не менее спасибо «Виртуозам Москвы», испанской красавице и маэстро Спивакову за сей чувственный музыкальный спектакль, где одну из главных ролей играет испанская « Принцесса», шагнувшая на московскую сцену светлановского зала с приятной акустикой. Шагнувшей прямо из сказок, как мне кажется.

7 из 10.


Рецензии