Знания и познание

               
                Вступление
      
      Знания человека разнообразны, делятся на индивидуальные и общечеловеческие.
До одних знаний человек доходит своим умом, другие получает в готовом виде из разных источников.
Знания они всякие, одни достоверные и полезные, а есть и ложные: заблуждения и предрассудки, как религиозные, так и научные.
    Знания делятся на явные, это то, о чём человек может поделиться, и неявные, которыми человек руководствуется не задумываясь, машинально (условные рефлексы, инстинкты), и почему так поступил, объяснить не может. Явные знания результаты активного (осмысленного) познания человеком окружающего мира. Неявные знания нарабатываются подсознательно.
    В голове человека имеют место врождённые способности к познанию. Это наследуемые и генетически контролируемые познавательные программы и мета программы, т. е. схемы и образцы поведения, мыслительные стратегии, которые управляют  поведением и выживанием. Все эти программы закодированы структурами мозга. Человек ими пользуется неосознанно.
     (80% генов из генома человека служат для того, чтобы сформировать мозг, обеспечивать его работу и развитие.)  Эти познавательные программы базируются на нейронных сетях, они осуществляют переработку атакующей со всех сторон сигналов среды, воспринимаемых рецепторами организма. Познавательные программы обеспечивают формирование образов объектов, пространственное видение их, восприятие движения, цвета, запаха, вкуса объектов и др.
    Врождёнными являются и стратегии для формирования познавательного типа мышления (абстрактно-логического)  и творческого воображения.

    И так, далее рассматриваем обретение явных знаний в процессе осмысленных познаний.  Т. о. познание есть осмысление и систематизация получаемых сведений.
  Сведения же это воспринятые и опознанные (означенные словом) факты-образы объектов материального мира, его состояний и процессов в нём. Сведения это также наследие духовного мира людей (размышлений, научного и художественного творчества), воспринятые в процессе непосредственного общения,  или в виде данных на каких-либо носителях.
    Данные - сведения формализованные и зафиксированные на каких-либо носителях  в виде пригодном для многократной обработки  и передачи в качестве сообщения.
    Опознание -  определение принадлежности образа к какой-либо категории явлений и предметов и заключается в означении образа словом, фразой,  или адекватном на него реагировании в поведенческих актах.
    Образы – синтез набора разнообразных ощущений, полученных от наблюдаемого или исследуемого предмета или явления. Для формирования образа, сознанию необходимо  проявлять активность по исследованию и уточнению объекта.
    Ощущения – это возбуждение  опр. участков мозга сериями импульсов, фиксирующие отдельные свойства предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма. Импульсы вырабатываются в рецепторах органов чувств от воздействий на них сигналов-раздражителей. Сознание замечает более интенсивные ощущения из множества. Ощущения запускают и физиологические изменения в организме, что проявляется как эмоциональная подсознательная реакция на воздействие среды.
    Факты – реальные события и явления вокруг  нас.
    Событие – любое изменение в среде, или продолжительное отсутствие изменений.
    Сигналы – воздействия среды на органы чувств, вызывающие раздражение в них.

                Основная часть      

   И так, изначально имеют место сигналы.
Какие они и откуда?  Разные и отовсюду.
Разбираться с сигналами начнём со следующего.

      Объекты материального мира от микро до макро и выше (космические) находятся в постоянном движении (т. е. перемещениях и превращениях), и от чего находятся в состоянии непрерывных взаимодействий со всеми объектами,   доступными им для контакта. Это приводит у взаимодействующих объектов  к определённым разрушениям в их структуре  и изменениям во внутреннем состоянии, а так же к изменению скорости, ускорения и направления механических движений. 
 Возникающие при этом в объектах изменения, есть фиксация в своей определённости (структуре и её внутренних процессах) признаков воздействующего объекта.
  Контакты-взаимодействия приводят и к испусканию объектами частиц, к возникновению в объектах механических колебаний (звуки),  или электромагнитным колебаниям, а также к возникновению электростатического, магнитного и гравитационного поля в окружающей среде.  Поля, колебания, излучения, запахи распространяются в окружающей среде и воздействуют  на все объекты, которых достигают, и при этом  производят в них какие-либо изменения. Т. е. последствия от  взаимодействий между одними объектами отражаются ещё и на состоянии окружающих объектов.
     Таким образом, всё сущее, воздействуя на окружающих непосредственно или опосредованно, заявляет так или иначе о своём существовании  и  получает ответные воздействия (действие и противодействие), влекущие изменения и в его определённости. В общем, всё в какой-то мере отражается друг в друге. И результаты этих отражений так или иначе фиксируются, т. е. запоминаются) изменениями в их структурах, и помнится, пока объект не разрушится (испарится, растает), то есть, не трансформируется во что-то иное. Иначе говоря,  всё друг друга  вольно или невольно информирует о себе, и даже трансформирует, если перестарается.
     При этом т. н. информирование не есть нечто виртуальное, это всё материальные процессы, это обязательно какое-либо физическое действо, вызывающее конкретные изменения в физических объектах. А  непосредственно информация в данном случае, это есть  сами изменения, результаты «отражений», то есть.
      Воздействие объекта на объект, прямое или опосредованное, может рассматриваться как передача сигнала от одного другому, а изменения в объектах, даже мизерные, регистрацией сигналов.
       Вывод. Сигнал – прямое или опосредованное воздействие одного объекта на другой.

       Теперь переходим к объектам нас окружающим. Одни из них относятся к неживой природе, это воды, земли и горы, атмосфера. Включим сюда и Солнце, наиболее активный объект, и Луну, она тоже имеет какое-то влияние на земные дела. И ещё с чем имеем дело, это что построено и создано самими же людьми.
     Другие объекты это представители живой природы (биообъекты), это микроорганизмы, растения, животные и сами люди.
      Всё перечисленное (живое и неживое) контактирует-взаимодействует, оставляя одно в другом  какой-то след-изменение.
       У неживого тела  изменения от контактов накапливаются, и ведёт оно себя пассивно к воздействиям,  пока не «сломается». Живое же тело, контактируя с чем-либо, ведёт себя сложнее, а именно активно.
       Живые тела это системы с обменом веществ с окружающей средой  и само-регуляцией для  поддержания своего способа существования, который есть сложнейшие комплексы взаимосвязанных электрохимических процессов.
Это позволяет живому  устранять (заживлять) изменения на своём теле,  образующиеся от контактов, также устранять возникающие дисбалансы во внутренних процессах, и т. о. нейтрализовать воздействия, не накапливать их. А главное живое может анализировать "сигнализацию", далее, по результатам анализа делить сигналы  на «вредные» и «полезные», а потом вырабатывать необходимую реакцию на воздействия для обеспечения надёжности и качества своего существования.
          Т. о. рассматривать воздействие как сигнал, есть смысл только для живых тел.

       Сигналы делятся на умышленные и непроизвольные, и соответственно, источники сигналов делятся на активные и пассивные. 
   Активные источники это те, которые умышленно и целенаправленно генерируют специальные сигналы о своих намерениях, желаниях, чувствах, соображениях и т. д. с целью заявить о себе и поделиться с кем-то, прозондировать обстановку. Это в первую очередь люди, во вторую высшие животные, в третью  низшие животные и растения. Активными источниками сигналов также являются и созданные людьми спец. устройства, например: светофоры, часы, регистраторы параметров, видеокамеры и т. д.
   Пассивные источники те, от которых сигналы исходят неумышленно, поэтому их сигналы никого специально не информируют. Это в первую очередь природа неживая. Однако и живые существа (в том числе и люди) также непроизвольно (не умышленно) обнаруживают себе, вольно и невольно контактируя со средой, а любой контакт это уже какой-то сигнал, также обнаруживают себя испуская звуки, запахи, тепло, дыша.
   
          Мы находимся в гуще процессов и событий, проходящих в окружающей среде: атмосферных, тектонических, геомагнитных, общественных, экологических, экономических, социальных, при этом находимся ещё под воздействием солнечной радиации, магнитного поля и гравитации.
В результате этого мы  просто погружены в океан порождаемых этими процессами сигналов. При этом и сами являемся частью среды и активными участниками происходящих в ней процессов, воздействуя своими сигналами с умыслом и неумышленно  на всё окружающее нас. 
    Среда в лице пассивных и активных  источников сигналов воздействует на наше тело множеством приёмов и способов "сигнализации". Эти воздействия на тело  называют раздражениями. На разные виды раздражений у организма имеются специальные регистраторы (рецепторы). Вырабатываемые в рецепторах импульсы поступают в центральную нервную систему для анализа и принятия мер.
   Сигналы от окружающего нас получаем как при непосредственном контакте, так и опосредованно, т. е. посредством  отражённых излучений, колебаний (эхосигналов).
       Разнообразные рецепторы, расположенные в органах чувств и коже, рассчитаны на сигналы, которые являются  раздражителями именно для них:  запахи, звуки, механические и химические воздействия, тепло, гравитацию, электромагнитные излучения в световом диапазоне. Есть свои рецепторы и на внутренних органах, отслеживающие сигналы от внутренних процессов.
Нет у нас рецепторов на ультра и инфра звуки, на радиоактивные и рентгеновские излучения, на электромагнитные излучения сверх высоких частот и радиочастот, на магнетизм и магнитные бури, на биополя  живых существ и др., имеющих место в природе. Однако наш организм на клеточном уровне реагирует и на них и принимает необходимые  меры, но всё это проходит мимо сознания, при этом сознание внутренние процессы вообще не отслеживает.
                Едем дальше.
     Сведений и знаний для нас как бы из ничего, нет, а что имеем, всё черпается из окружающей среды в процессе взаимодействия с ней. В результате в нашем мозгу рождаются образы окружающей действительности. Материалом для выработки образов являются импульсы, поступающие от внешних рецепторов. Полноценный образ воспринимаемого объекта или явления формируется из совокупности всех сигналов (прямых и косвенных), свидетельствующих о признаках воспринимаемого. Далее происходит соотнесение полученного образа с уже известным кругом предметов и явлений. Если в памяти ничего подходящего, или похожего не найдётся для полного соответствия, такое зафиксируется как что-то новенькое, требующее более глубокого осмысления и осознания. Осознанным же становится то, что будет полноценно означено (описано) словом, вслух или про себя. Если осознание чего-то так не случится, то в сознании обывателя  такое означится как нечто непонятное и возможно опасное, а у учёных возбудит обострённый интерес. Осознанные образы-сведения пополняют знания. Из сопоставления новых познаний и уже имеющихся знаний, формируются  углублённые знания. Можно сказать: имеем первичные, или поверхностные знания и знания фундаментальные.
    
       Среда человека это всё, что окружает: природа неживая и живая, транспорт, жильё вместе со средствами информации, домашние животные и т. д., а главное, сами же люди.
В окружающей  среде имеет место бесконечное количество  всевозможных сигналов, из которого человек и черпает материал для сведений. Иного способа  не дано, при этом человек воспринимает лишь те сигналы, которые способен усвоить, т.  к.  ограничен физиологическими возможностями с одной стороны. С другой опыт у людей и образованность не одинаковая, поэтому не из всех воспринятых сигналов они способны извлечь какие-либо сведения, т. е. многое остаётся непонятным. Действительно,  кругозор и интересы у людей разные, поэтому не всякие сигналы-воздействия становятся после их восприятия кому-то сведениями. Также, если сигналы не побуждают  интереса, потому что  не ново, такое обычно недолго удерживается памятью. При этом ещё и не все подаваемые кем-то или чем-то сигналы находят своих адресатов, способных, восприняв, найти в них интерес. Т. о. многие сигналы остаются не востребованными.
А есть сигналы не понимаемые пока вообще никем (древние письмена, например, исходящее из космоса). И, наконец, возможно имеют место и такие сигналы, которые пока никем и ничем не могут быть зарегистрированы (движения эфира, например).

     Как было отмечено, среда это источник как активных, так и пассивных сигналов, физическая природа которых одинакова и процесс обработки  сигналов организмом в целом тот же.  Только содержание у них разное. Если в пассивных нет заведомых сведений, и их надо «оформлять» в образы, опознавать, то активные несут заведомо готовые сведения.  Активные сигналы это чаще целенаправленный обмен сведениями между людьми, людьми и спец. устройствами, и между спец. устройствами. А вот такие активные сигналы, как эмоциональные, рассылаются «всем-всем-всем», мол, слушайте и смотрите все: я радуюсь, боюсь, злюсь, зову, плачу…
       Используемые приёмы передачи сообщений между людьми (активная сигнализация) это непосредственно и опосредованно. Первое это словесно и эмоционально, второе  письмом, рисунком, чертежами и схемами, с помощью технических средств, и это уже в виде данных. 
        Изначально для получения сведений  об окружающем мире у предков  были только органы чувств и кожа, ещё зубы и конечности определять прочность и форму. Результатом такого познания был опыт, навыки (условные рефлексы). А сообщали первобытные о своём состоянии или отношении к чему-либо эмоционально, а именно, используя взгляды, гримасы, телодвижения, жестикуляцию, плачь, смех, издавая междометия разной тональности, тембра и громкости. Язык эмоций все понимают без перевода, он универсальный. А опыт передавался путём показа и воспринимался подражанием.
       Следующим способом общения (в процессе превращения дикаря в человека) стала членораздельная понятийная речь со второй сигнальной системой. И речь эта имеет массу наречий, без знания языка не поймёшь.
    Первая сигнальная система, это когда образ в голове  рождается из совокупности ощущений, а общение эмоциональное. При наличии второй сигнальной системе, такой же образ возникает от услышанного слова или фразы, каким принято означать объект, явление, т. к. слово это не просто набор звуков, а уже целое понятие, а непосредственное общение членораздельной речью. При этом у нас одновременно работает та и другая сигнальная, т. к. слова, как правило, эмоционально окрашены.
     (Между прочим, сейчас почти все слова стали многозначными, поэтому всегда важно и как слово сказано (какое чувство-эмоция вложена), и в каком контексте оно употреблено, иначе не так поймут. ) 
      Пращуры наши делились сведениями в основном при непосредственном общении, реже рисовали, знаки оставляли,  при этом все сведения и знания, которыми обладали, хранили в голове. Освоивши членораздельную речь, научились передавать сведения письменно, а сейчас это делается больше при помощи различных технических средств. А хранятся ныне сведения-знания (помимо голов)  в виде данных  на различных материальных носителях закодированными их структурой. Данные это печатные издания, чертежи и схемы, перфокарты, грампластинки, плёнки, диски, флэшки, микросхемы  и др.   А мозг, этот постоянно действующий, самоорганизующийся и развивающийся биокомпьютер, хранит живые знания.
   
        Мозг это сложнейшие нейронные сети, структурой которых закодированы образы-сведения, варианты действий организма для удовлетворения своих потребностей  и т. д. в общем, знания или содержимое памяти. При этом усвоение и запоминание поступающих сведений-познаний сопровождается созданием новых и усложнением имеющихся связей в сетях.   
     Всё, что в голове  есть, что в ней происходит и исходит из неё, всё материально, в том числе и знания. Так как всякой мысли, чувству и тому, что в памяти,  соответствуют свой участок сети и электрохимические процессы  в нём. Процессы эти непрерывны и во время сна, и даже в состоянии комы, а вот когда прекращаются, тогда уже и смерть, перезапустить процесс невозможно. 
     Можно сказать так: мозг отражает действительность усложнением своей структуры и содержанием процессов в них.
      
     Чтобы осведомить в чём-то кого, мы мысленно формулируем  образ-сообщение, извлекая из памяти нужные сведения и знания, пропускаем через речевой аппарат, в которых это сообщение кодируется в звуки, в результате произносятся потоки слов (сигналы звуковые). Словами доносим сведения с глазу на глаз или через микрофон, телефон. А можем молча, разговаривая про себя, закодировать сообщение от руки письмом, рисунком, клавиатурой в памяти компьютера, и ещё много как. Потом всё это в принимающих устройствах дешифруется в обратном порядке, и адресат принимает искомые сигналы ушами и глазами (органами чувств). Потом увиденное и услышанное достигает извилин, где полученное про себя означается словами и сведение т. о. наконец, осознаётся.
    
      В настоящее время сведения об окружающем мире и о том, что происходит в обществе, также о процессах в собственном организме, добываются по большей части с помощью технических средств.  И то, что добывается тех. средствами и что передаётся посредством их, доводится до нас опять же сигналами-раздражителями через органы чувств.

      Однако, хотя возможности и кругозор наш за счёт тех. средств и накопленных знаний значительно расширился, мы по-прежнему не можем заявить, что познали всё, мы только убеждаемся, что чем больше знаем, тем большего не знаем.  Наши представления так и остаются субъективными, хотя накоплены огромные базы данных в научно-технических библиотеках, архивах, в памяти компьютеров, и это уже совокупные знания человечества.
      На основании  этих данных учёные с помощью математики и логики без конца строят свои гипотезы об исконной сути материи и процессов материальных. Ибо в физике (как и во всякой науке) масса нерешённых проблем,  а физические законы не истина в последней инстанции, это лишь более или менее удачные модели для решения отдельных задач.
    Тем не менее, то, что мы уже точно знаем, позволило летать до Марса и далее, строить атомные подлодки, создать интернет и ещё натворить много такого, чего в природе не было, и всё на основании знаний самими же нажитых. А не указаний, спущенных из какой-то там ноосферы, инфо поля, или от космического разума. Знания дело наживное, так-то.

                Повторяем пройденное.
       Человек нарождается уже с готовым компьютером в голове, имеющим начальное программное обеспечение и операционную систему  с заделом инструкций для выживания в джунглях.  Дальше народившееся дитё начинает обзаводиться  своими  знаниями на основании собственного опыта и подражания родителям, которые ему в этом и способствуют, передавая таким путём свои накопленные знания-умения.
 Ребёнок первоначально, как и животные, руководствуется первой сигнальной системой, которая является основой непосредственного отражения действительности в форме ощущений и образов. Основные приёмы мышления  (способа познания) в данном случае это наглядно-действенное и наглядно-образно-действенное. Опыт действий от использования такого мышления закрепляются в подсознании в качестве условных рефлексов. У животных приёмы накопление знаний и умений этим и ограничивается.
         У  человека в каменном веке в процессе труда с освоением  понятийной  речи и абстрактно-логического мышления  (обретения второй сигнальной системы), способности анализировать и накапливать знания возросли многократно. Ребёнок обретает вторую сигнальную, когда научается разговаривать, и лишь после этого становится сознательным, то есть отдаёт отчёт своим действиям. А главное,  он становится способным обретать знания о том, с чем не сталкивался.
     Слово заменяет все внешние раздражители, а также идущие от внутренней среды, оно является сигналом каждого из них. Слово воспринимается не как звук, а как обозначение предметов, их свойств, количества, действий.
     Критерием  полного осознания воспринятого события или образа является способность означить его словом (хотя бы про себя) и адекватное реагирование на него.  А то, что мы осознали, «означили», то  можем уже рассказать и написать.
      Неразвитое сознание это пассивное накопление знаний, а развитое  – активное получение их при помощи запаса знаний и понятийно-логического мышления.

          Познание действительности осуществляется путём сравнения получаемых сведений и уже имеющихся знаний. Накопление знаний позволяет предвосхищать будущее и заглядывать в прошлое, догадываться о неизведанном.  Догадываться, вычислять логически  это значит создавать новые знания на основе накопленных сведений из вне. Понятийная речь, в отличие от эмоционального общения с междометиями (у животных оно основное), позволяет передавать друг другу познания и о прошедшем, и мысли о будущем (а животные живут одним днём).
Из поколения в поколение знания людские нарастают как снежный ком. На всё памяти и желания запоминать, конечно, у многих нет, но любознательные придумали сведения-познания зарисовывать, записывать. Таким образом, разрозненный людской разум стал объединяться библиотеками, и знаний от такого объединённого разума прибавляться стало быстрее и надёжнее.

                Заключение

      Информации, как некой отдельной сущности нет, и тем более нет информационного поля, да ещё творящего чего-то по своему усмотрению, или каким-то лекалам.  Это всё выдумки околонаучных проходимцев.
А вот знания в нашей голове можно  назвать творящими, те, которые помогают творить, строить, т. е. создавать  необходимое  нам, притом такое, какого в природе не было,  а ещё совершенствовать своё тело, лечить его.
      Слово "информация" ныне настолько затаскано, столько смыслов в нём, что в данной работе решил обойтись без него, и обошёлся. Слово "информация" в тексте упомянуто  однажды: «информирование не есть нечто виртуальное, это обязательно какое-либо физическое действо, вызывающее конкретные изменения в физических объектах, а  сама  информация это  изменения, то есть результаты воздействия объекта н объект". И иных смыслов в "информацию" вкладывать не стоит. Ведь изначальный смысл слова информация «отпечаток» на форме. И обратите внимание ещё на такие слова: деформация - искажение формы; трансформация - переформатирование.
   
     И напоследок.   
    В лице человечества Материя как бы осознаёт себя.


Рецензии
Научно-исследовательский труд, для данного литературного сайта слишком сложен... Простите за прямоту.
С уважением -

Бреус Светлана   30.05.2022 11:48     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Светлана.
Научного исследования я не проделал, а как можно проще напомнил то, что в средней школе проходят и добавил ещё немного простых истин, без употребления слова-паразита информация.
Жонглируя этим броским термином невежи отгораживаются от сути вещей и создают путаницу не в состоянии назвать вещи своими именами.

Михаил Шамин 2   30.05.2022 22:25   Заявить о нарушении
Да неужели?

Наталья Исаева 2   24.08.2022 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.