32. 29. 2. Пушкин. Ритуальное жертвоприношение. 2

Культ крови и кровопускание медицинское и ритуальное

1. Экскурс в  Культ Крови

Культ крови имеет две традиции: медицинскую и ритуальную

1.1. Культурная медицинская история крови и кровопускания
Античная медицина — а вслед за ней арабская и европейская — считала кровь одной из четырех кардинальных жидкостей, или гуморов, наряду с желтой и черной желчью и флегмой. До определенного времени болезни считались следствием нарушения гармонии жидкостей в организме. Кровь была опасна скорее своим избытком, чем недостатком, и дошедшие до нас документы с историями больных гораздо чаще говорят о полнокровии, чем о малокровии
В результате медики сознанием дела пустились к кровопусканию – флеботомии:

Основные лечебные манипуляции гуморальной медицины были нацелены на выведение лишних жидкостей наружу. Врачи прописывали своим подопечным желчегонные и потогонные отвары, нарывные пластыри и кровопускания. Арабские и европейские медицинские трактаты сохранили схемы человеческого тела с подробными указаниями, откуда следует пускать кровь при различных заболеваниях. Хирурги и цирюльники , используя ланцет, пиявки и банки извлекали чашками и тарелками кровь из рук, ног и затылка. До  середины XVII в было широко распространено  веносечение.  При подозрении на недостаток крови предлагали пациентам  питье свежей крови животных и людей и ваннами из нее же. В этих условиях кровь становилась товаром и ее надо было учиться переливать.  Первые эксперименты с внутривенными инъекциями и переливаниями крови начались в 1660-е г

Переливание крови овцы человеку. XVII век Wellcome Collection
В средние века в практике у медиков появились справочник типа баварского «Der Wundenmann», в которых детально описывались процедуры лечения раненых с использованием как кровопускания, так и остановки кровотечений и лечения ранений внешних и внутренних повреждений:
Der Wundenmann, eine Darstellung aus dem Jahr 1495
Hans von Gersdorff Feldbuch der Wundarznei. Wundenmann – 1517
Иллюстрация из справочника по практической медицине. Германия, XVI векWellcome Library, London
На левом рисунке из баварского манускрипта 1420 г (кн. Дж. Хартнелл. Голое Средневековье) на ране, что от длинного копья проникающего в живот, надпись: So  der gross viscus wund wirt  = Если повреждена большая кишка … и уазан номер страницы с инструкцией медику, цирульнику или специалисту , который назывался штопальщик.  На этой странице профессиональному штопальщику давалась такая инструкция: если повреждена большая кишка, желудок или внутренности, ты можешь извлечь их так: сшей их тонкой нитью и посыпь красный порошок (rot puluer). Красный порошок хорош как кровоостанавливающее средство для любой раны и делается по такому рецепту: - 9 частей черного вина + 1 болю красного железняка + по 1 доле красного мускатного ореха и ладана + 3 доли аравийской камеди + по 1 «драконьей крови» (сока драконова дерева) и кровавика (mumie). 

В 1818 г британский врач-акушер Джеймс Бланделл, опубликовавший несколько опытов по переливанию крови, впрыснул роженице, умирающей от послеродового кровотечения, кровь ее мужа — и женщина выжила. За свою профессиональную карьеру Бланделл предпринял внутривенные инъекции крови как последнее средство спасения еще в десяти случаях, и в половине из них пациенты поправлялись: кровь стала тем ресурсом, который мог спасти жизнь другому человеку и которым можно было делиться.

В начале XIX века французский военный врач и физиолог Франсуа Бруссе проповедовал кровопускание как панацею при горячках и воспалениях;, а к воспалениям Бруссе относил практически все болезни, включая цингу и новую для Франции холеру. Делая уступку чувствительности своих пациентов, вместо болезненного ланцета и банок Бруссе использовал пиявок — их укус человек почти не ощущает. Так в Европе возникла 30-летняя мода на пиявок, урон от которых язвительные современники сравнивали с Наполеоновскими войнами. Самим пиявкам тоже досталось: к 1830-м годам черви разновидности Hirudo medicinalis в Западной Европе практически закончились, и их пришлось импортировать.

Пиявки. Иллюстрация из книги Иоганна Якова Шейхцера «Physica sacra». 1731–1733 годыWellcome Library, London

Лишь во второй половине XIX в благодаря медицинской прессе, где кровопус¬кание называли бессмысленным вампиризмом, отказ от него начал постепенно утверждаться в крупных городах. К этому времени относится и исполненная скептицизма русская пословица «Руду (кровь) пустить — в гроб гвоздь вко¬лотить».
Вот Пушкину и вколотили  гвоздь.
 
Источники:
Fasciculus medicinae“, Venedig, Gebr;der Gregorii 1495
Das Buch der Cirurgia des Hieronymus Brunschwig – 1497
Hans von Gersdorff Feldbuch der Wundarznei. Wundenmann - 1517
Harvey William. Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus -1628
Гален, Клавдий. О назначении частей человеческого тела
Чулков М. В. Сельский лечебник. Ч. 1-3. М., 1789–1805
Choulant Ludwig. Graphische Incunabeln f©;r Naturgeschichte und Medicin – 1858
Пироговская М. Культурная история крови
Пироговская М. Краткая история кровопускания
Пироговская М. История болезней

***

Ранение и смерть - Любимцы богов умирают молодыми

Судя по Болезни и смерть на картинах XIX-XX вв (см. файл в  иконографии), АСП не дожил 10 лет до применения эфирного  наркоза. Первым российским врачом, рискнувшим испытать передовой метод на своих пациентах, был Федор Иванович Иноземцев. В 1847 г он произвёл несколько сложных полостных операций над пациентами, погруженными в медикаментозный сон. Поэтому он является первооткрывателем наркоза в России.  Но во времена АСП  медики уже многое имели:

В частности, самым распространённым способом средневековой анестезиологии была ligatura fortis, т. е. ущемление нервных окончаний. Мера позволяла незначительно снизить болевые ощущения. Подробнее  http://fb.ru/article/346080/kogda-i-kto-izobrel-narkoz.

2. Ритуальное кровопускание

02 bloodlineart
Ритуальное кровопускание имеет три традиции:
1) плохой крови – крови жертв еврейских убийц
2) хорошей крови – святой сакральной крови Христа
3) живой крови в ритуале жертвоприношения

2.1 Плохая кровь евреев в культурной традиции воинствующих беснующихся клириков
Первая традиция появилась в середине12 века с появлением кн. «Жизнь и чудеса св.Уильяма из Нориджа», в которой повествуется о принесении в жертву евреями мальчика, кровь которого была ими якобы добыта из жертвы и использована как ритуальное питье.  «Плохая кровь» стала символом мученичества за веру.
Затем получили распространение теории заговора – др. иудейское пророчество предсказывало будто бы евреям возвращение в Святую Землю, если ими будет пролито достаточно «плохой крови» христианских младенцев.  Витальная сила живительного потока крови сменяется на кровь как символ зла. Теперь это кровь евреев – символ расовой ненависти и дискриминации.

Это был культ «плохой» крови.

2.2. Хорошая кровь самопожертвования
История знает примеров самопожертвования, когда человек проливал кровь   во имя идеи или на благо иного человека или группы лиц. Символом такого самопожертвования стала Дидона:
Дидона и Эней

2.3 Хорошая кровь клятвы на крови
  topnetz.net
Эта кровь стала притягательным символом в т.н. Клятвах на крови: Кровь - это носитель генетической информации. Издавна ей заслуженно приписываются серьезные магические свойства. Сквозь века этот сакральный обряд почти не претерпел никаких изменений, а последовательность действий осталась прежней. Во-первых, клянущиеся делают небольшой разрез на определенном участке руки (предплечье, пальце, ладони или запястье). Во-вторых, двое участников прикладывают раны друг к другу, в знак смешения крови. В третьих, произносятся слова клятвы, нарушить которую – страшнее смерти! В самом жутком варианте, из крови варится специальное зелье.
dreamstime.com  hollywoodreporter
Клятва на крови описана во многих Легендах и преданиях особенно северных народов:  Скандинавская «Сага об Орваре – Одде» наиболее точно описывает пример клятвы о дружбе на крови; Произведение Вагнера «Кольцо Нибелунгов» повествует нам о «братстве по крови» Зигфрида и Гюнтера. У викингов в легенде о «Перебранке Локи» обряд клятвы на крови совершили боги Один и Локки.
У славян существовал Ритуал братания: в славянских языческих преданиях указано, что основным способом прекращения соперничества двух семей было совместное испитие крови. = представители двух родов острой иглой прокалывают артерию на запястье правой руки, после чего высасывают кровь друг друга, скрепляя дружбу поцелуем и клятвой в преданности до самой смерти. Этот же ритуал использовался когда
 двое мужчин решали стать кровными побратимами.
Эти ритуалы столь сильны и живучи, что сумел дойти до нашего времени, не изменившись.
В ритуалах клятвы на верность при вступлении в мафия ритуал клятвы на крови является центральным:

Существует много различных эзотерических обрядов, в которых кровь является первостепенным элементом.

2.2. Хорошая сакральная Святая кровь жертвы
По иронии судьбы от тех же гонимых иудеев за сотню лет до появления ритуала плохой крови христиане унаследовали глубокое и искренне почитание Святой Крови – крови Иисуса Христа. Ритуал евхаристии (благодарения) положен в основу божественной литургии церкви: во время службы (мессы) хлеб и вино претворяются в живительные плоть и кровь Спасителя, которые при поглощении связывают молящихся с Богом духовными узами. В 1215 ш 4-ый вселенский собор постановил: догмат о евхаристии должен приниматься в буквальном смысле – в смысле чудотворного материального превращения =  во время акции с хлебом и вином происходило преосуществление = хлеб и вино реально воспринимались как  тело Христа.

Рис. Евхаристия. Фр. Кральевой ц. в Студенице. Фото https://diomedes2.livejournal.com/199204.html

Таинство евхаристии было материализацией Святой Крови. Для предания кровавому ритуалу большей святости церковники удумали запастись реликвиями – он решили провести реальную поставку сосудов с кровью якобы Христа из Святой Земли. Один пример: согласно хронике Матвея Парижского король Генрих III в 1247-ом привел процессию верующих от собора Святого Павла до Вестминстерского аббатства и сам нес драгоценную вазу из горного хрусталя с Христовой кровью, поставленную в Лондон крестоносцами:
 
Рис. Собор св. Павла Лондон      Вестминстерское аббатство Лондон

Про легенду о чаше Святого Грааля и ее содержимом и толкованиях этой смой популярной легенды и писать нет смысла (см. Веселовский А. Н. Где сложилась легенда о Святом Грале?, Блюм Жан. Ренн-ле-Шато. Вестготы, катары, тамплиеры: секрет еретиков. 2007,  Брат Д:., Д:. Л. Поиски Грааля // Феникс. — 2002 и др.).
Кратко суть из Википедии: Свято;й Граа;ль (старофр. Graal, Gr;l, Sangreal, Sankgreal, лат. Gradalis) — в средневековых кельтских и нормандских легендах одно из орудий Страстей — чаша, из которой Иисус Христос вкушал на Тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого на кресте Спасителя. Легендарные рыцари Круглого стола проводили свою жизнь в бесплодных поисках Святого Грааля, который (вместе с копьём, пронзившим тело Христа), якобы сохранил и привёз в Британию Иосиф Аримафейский. В европейских средневековых романах Грааль трактуется не как чаша, а как камень или некая драгоценная реликвия.
Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов, вечную жизнь и т. д. В некоторых версиях даже близкое созерцание магического предмета даёт бессмертие, а также различные блага в виде еды, питья и т. п. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, часто недостижимой или труднодостижимой.
                Рис. Holygrail Данте Габриэль Россетти. «Святой Грааль»  Хуан де Хуанес. Иисус Христос с причастием
 В артуровском цикле Грааль появляется во французском куртуазном романе — впервые у Кретьена де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».

Кровь и кровопускания стали регулярной традиционной частью ртуалов для глубокого переплетения медицинского и религиозного мышления.

***
Итог:
все основные факты проведения дуэльного поединка на Черной речке в сумерках 27 января 1837 и все последующие после получения Пушкиным ранения в живот действия и бездействия секундантов, врачей и родственников свидетельствуют о следующем:

1) Пушкина никто толком не лечил и даже не собирался этого делать;

2) все действия профессиональных докторов свелись к приговаривающей правде о ране, к примочкам, протиркам, отварам, клизмам и  кровососущим пиявкам;

3) единственный кто пытался лечить раненого  – это поп Песоцкий  и то он брался только за душу; результат его попытки остался в тайне ак и возможная исповедь умирающего;

4) акт вскрытия трупа Пушкина был скрыт от публики и его результаты до сих пор неизвестны; заметки бывшего офтальмолога и собирателя сказок  Вл. Даля  не выдерживают критики даже не профессионала;
 
Ре-изюм с курагой и маракуей:  все реальные действия врачей были сосредоточены на совершении  и обеспечении бесперебойного полного кровопускания жертвы  предписанного им сверху ритуала.

Рана Пушкина и его смерть до сих пор покрыты  тайной мрака Заговора.

***

merci beaucoup pour votre attention


Рецензии