Прозрачные крылья 2

    А время идёт, он уже не технолог, он приходит к своей мечте - конструировать. Но конструктором ЧЕГО он становится? Вовсе не летательных аппаратов. Да была бы на то его воля, он давно бы пошёл работать на авиационный, так нет же, это совсем не то. Во-первых, на авиационном он бы чувствовал себя опять же не в своей тарелке, потому, что эти громадины совсем не то, к чему он стремился. Во-вторых, он пока просто разберётся, каково это - конструировать что-то. Нормоконтроль в технологических картах и нормоконтроль в конструкторской документации, это день и ночь, это разные вещи. К тому же пришла пора, когда чертежи уже надо делать на компьютерах, но пока в этой ниши засели программисты, но это ненадолго. Современному конструктору рано или поздно придётся делать все чертежи уже не на кульмане, а с помощью ПК.
    Но пока он варится в этом во всём, приходят уже другие времена, когда, по-видимому, этой стране уже не до конструкторов и технологов, и ему уже не до КД...
    Середина девяностых, каким-то чудом в его руки попадает, сданная кем-то в книжный за бесценок и продаваемая уже за смешную цену, лишь бы избавиться побыстрее, небольшая книжечка по конструированию и постройке сверхлёгких самолётов. Это то, что ему нужно, но с какой стороны? Он что? Собирается самолёт строить, когда всё вокруг разваливается? Нет, он далёк от этого. Тогда зачем? Зачем он периодически выписывает технические характеристики этих маленьких самолётиков, а потом, с такой же периодичностью выкидывает все свои записи за ненадобностью?

     Всё производство останавливается, всех отпускают в отпуск по простою, хорошо ещё платят какие-то простойные, надо искать где-то другую работу. Какое там ИТР?! Любую работу, какая подвернётся. По знакомству приходит в одну частную контору, которая делает шайбы для железной дороги и устраивается разнорабочим. Нормально, оказывается руками проще работать, чем головой, вообще мозги напрягать не надо. Всё просто, любая новая операция осваивается в считанные часы, правда потом, работая уже на автопилоте, в голове опять начинают появляться прежние мысли. О чём? Да всё о том же.

    Постепенно жизнь опять налаживается. Можно уже думать не только о хлебе насущном.
Дети подросли настолько, что старший компьютер покупает, потом уже младшему понадобился интернет, и тут ему попадается статья о летающих автомобилях, о том, что американцы сделали свой ещё в пятидесятых, но он не стал продаваться, как ожидали, и дело заглохло. В статье приводились ещё несколько конструкций этих агрегатов, но тоже таких неказистых и тоже либо в стадиях разработки, либо готовых, но не нашедших своих покупателей. Ну ясно же, кому они такие нужны? Так, для развлечения богатеньких буратин, да откуда таким взяться? Ладно, проехали... Ан нет, не проехали... Вот и наши подоспели со своим ЛАРК-4. Да как "серьёзно" всё! И космонавтов подключили, и особый двигатель разработали. А в сущности, если у такой машинки движок в воздухе остановится, то она обречена падать, как камень, с такими крылышками она даже спланировать не сможет, если что...
    Да, критиковать легко, люди столько труда вложили, компанию раздули - и всё псу под хвост. А ты сам бы сделал. И тоже касается вертолётов, автожиров, никакой спуск в режиме авторотации не спасёт. Да, испытатели отрабатывали, да - возможно, но ещё с начала века рассвета авиации в программу подготовки лётчиков входила посадка с выключенным двигателем. Это был обычный элемент подготовки, а не внештатная ситуация.
И выполнять это упражнение было проще на тех лёгких самолётах, чем на чём-то, подобном ЛАРКу. Так чего же не хватает, чтобы сделать летающий автомобиль? Со времени проекта ЛАРК прошло семнадцать лет, но, судя по современным проектам, положение дел не улучшилось. Может прав был Сергей Ильюшин, когда говорил, что "универсальный самолёт подобен утке, та тоже может делать всё, и ходить, и плавать, и летать, но всё это она делает одинаково плохо"? И это он ещё не о летающих автомобилях говорил, а когда речь шла о создании самолёта, который мог быть и пассажирским, и грузовым.


Рецензии