О прекрасном

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «О ПРЕКРАСНОМ».

«Дитя не может быть красивым –
Оно прекрасно!»
Е. Клячкин.


Наша  задача – понять единство и различие таких словоупотреблений, как «красивое» и «прекрасное». Приставка «пре» употребляется в двух, на удивление связанных в понятии «прекрасное» значениях. Превышающего красивое,  превосходящего и – преодолевающего его.
В статье, посвящённой красоте, я говорил о благолепии, которое непременно должно быть нравственно-положительным, добрым. Между тем, говоря о «красивом», мы не можем не употребить слова «гармония».
Да, красивое чаще всего остаётся в своих рамках гармонии, но обязательно ли красиво прекрасное?
Рассматривая Божье творение, мы видим массу примеров некрасивого и не- или малогармоничного.
Дух жизни, которая есть Истина, которая непременно от Бога как «существование с духом Божьим», дух жизни овладевает материей, преобладает над ней – и тогда существование прекрасно, прекрасно потому, что в их гармонии мы видит красивое, а прекрасное превышает, преодолевает гармонию, преодолевает красоту. Именно видеть дух Божий, дух жизни в существах и существованиях – главный постулат эстетики.
Новорожденный младенец  не красив, часто он даже безобразен, но он необычайно прекрасен. Полынь красива, а лебеда – она прекрасна, когда не вырождается и не идёт «на слом». Попугай красив оперением, но прекрасен своей «безобразной» формой тела. Воробей не красив, но необычайно прекрасен.
Пригорок и река прекрасны, когда в природе и в душе хорошо, и отвратительны – когда наоборот.
Деревья и трава безразличны и постылы либо -  восхитительны и радуют глаз. Дух Божий оживляет, опрекраснивает их – в погоде, в солнышке, в радости Небес, в твоей собственной внутренней радости.
По удивительно дрянной иронии православные богословы называли Бога «безобразным» (без образа), и если на вашем компьютере нет клавиши «ударение», то можно подумать что-то не то (хотя у Господа, конечно же, есть образ). Но какое удивительное открытие – называть безобразное, уродливое существо прекрасным, божественным, когда оно жизненно и благо.
И как омерзительна гармония, содержащая либо служащая злу!

Гармоничное произведение «солится» жизненностью странного, дисгармоничного и даже безобразного и становится прекраснейшим. Это понимала Шкапская, это понимал Ходасевич, это понимает, слава Богу, Аблаев. Весь Маяковский в этом.
Гармония с ограниченной жизненностью представляется скучной и постылой. Этого не понимал Блок, не понимал Булгаков. Но большинство творцов отличалось хоть какой, но жизненностью, истинностью, они были так или иначе прекрасны. В ряде шедевров красота приумножается жизненностью.
Выносить жизненность в контекст -  преступление против творчества. Я могу назвать пока что двух таких имитаторов – А. Н. Толстой и В. Соснора.
Многие современные российские авторы маскируют под гармонический стиль мертвенность и бездуховность, которые суть мерзость.
Итак, красота – благолепие, но благолепие предполагает жизненность, истинность, божественность. И красивое в них становится прекрасным!

А. Михаил. 26 февраля 2022 года.


Рецензии
Прочитала с интересом!
Делюсь своим http://proza.ru/2020/10/09/96

С уважением, Ли

Лидия Мнацаканова   13.05.2022 19:51     Заявить о нарушении
Благодарю! С Богом! А. Михаил.

Михаил Аблаев   13.05.2022 20:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.